щёкина наталья
Программа кружковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по кружковой деятельности
подготовительной группы №6 «Знайки» МБДОУ ЦРР детский сад
№43 «Эрудит»
«Гражданско-патриотическое воспитание, казачье подворье»
Содержание программы
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
Публикация «Программа кружковой деятельности» размещена в разделах
2.1 Содержание психолого-педагогической работы
2.2 Описание способов, методов и средств реализации программы
2.3 Расписание кружковой деятельности.
2.4 Средства реализации программ
3. Организационный раздел
3.1 Материально- техническое обеспечение
3.2Методическое обеспечение программы
1. Целевой раздел
1. 1 Пояснительная записка:
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое значение отводится формированию социально значимых патриотических ценностей и взглядов на основе приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. Решению этого очень важного вопроса способствует организация в возрастных группах ДОУ патриотических, краеведческих уголков.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Анализ современных тенденций происходящих в дошкольном образовании позволяет говорить об актуальности нравственно-патриотического воспитание детей дошкольного возраста, являясь одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического
воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому сегодня так необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В современных реалиях, когда оказались утраченными многие духовные и моральные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его.
Среда, окружающая ребенка постоянно меняется, у детей возникает потребность расширять знания о социальной среде. Необходимым условием для этого является установление реальных отношений и прошлых, в которых прошлые отношения – это уже история. Наш город, край имеет свою историю, из которой складывается история нашей родины. А чем лучше будет ребенок знать историю, тем быстрее поймет значение того, что происходит сегодня и тем яснее представит будущее.
Понятие «моя малая родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Педагогическая целесообразность программы заключается как в решении образовательных задач - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, так и реализацию процесса воспитания,
формирования просвещенной личности. Программа рассчитана на ознакомление со всеми этими особенностями поэтапно и в системе, опираясь на возрастные особенности детей.
Она способствует развитию у детей кругозора, воспитывает гордость за свой народ, побуждает ребенка к познанию истории своих предков.
1.2 Цели и задачи реализации Программы
Цель реализации программы
Воспитание у дошкольников нравственно – патриотических чувств, создание условий для развития познавательного интереса к истории малой родины и воспитание чувства любви к ней, приобщение к культурным традициям, к природе, фольклору, литературному наследию.
Задачи программы :
Обучающие:
Формирование у дошкольников представлений о особенностях родного края.
Формирование интереса, любви и уважения к малой родине
Развивающие:
Развитие представлений об окружающем мире, природе края.
Развитие навыков исследовательской и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывающие:
Воспитывать чувства уважения, привязанности к дому, к своим близким, родному краю.
Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру взрослых.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : во время непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Содержание программы носит познавательный, развивающий и воспитательный характер. Программа основана на принципах доступности и последовательности; предусматривает повышение уровня личности культуры педагогов, всестороннее развитие ребенка: эстетическое, нравственное, экологическое, трудовое и патриотическое.
В основу разработки содержания и технологии Программы были положены конкретные принципы: энциклопедичностъ- обеспечивает отбор содержания знаний из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура и т. д.); уникальность родных мест предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона; способствует формированию патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина; единство содержания и методов - работа с детьми, которая нашла свое отражение в структурном построении занятий, экскурсий, видео путешествий, встреч с интересными людьми.
Динамика преемственных связей - на каждой возрастной ступени означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей того или иного возраста.
Подходы:
- возрастной подход, учитывающий, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, а также имеет свою специфику, отличную от другого возраста.
- личностный подход, все поведение ребенка определяется непосредственными и широкими социальными мотивами поведения и деятельности. В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие.
- деятельностный подход, в рамках подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают личностные новообразования.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных достижений и обуславливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. д; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства;
проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу;
соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших;
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание психолого-педагогической работы
Проводимая работа с детьми предполагает:
приобщение дошкольников к культурному и историческому наследию, традициям казачьего народа;
расширение представлений детей о социально-экономической значимости родного края, трудовой деятельности людей, профессиях;
знакомство с выдающимися жителями Ставрополья, родословной своей семьи, семейными традициями;
организация творческой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие и заботу о ближайшем окружении : человеке, растениях, животных, населенном пункте.
Особое внимание уделяется воспитанию гражданской позиции, как представителям своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
2.2 Описание способов, методов и средств реализации программы
В рамках реализации парциальной программы применяются современные методы ознакомления детей с окружающей действительностью :
методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность;
методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности;
методы обучения и развития творчества.
2.3. Расписание кружковой деятельности.
Программа «Гражданско-правовое воспитание, казачьи посиделки» рассчитана для детей 6-7 лет, проводится 1 раз в неделю по 30 минут.
2.4. Средства реализации программ
Беседы
Рассматривание альбомов, картин, фотографий;
Рассказы из истории
Выставки рисунков
Разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен
Рассказ о народных играх и хороводах
Разучивание колядок,игр
Изготовление атрибутов к играм
Опыты