Светлана Лебедева
Программа кружковой деятельности по развитию логического мышления в подготовительной к школе группе
Пояснительная записка.
Одна из важнейших задач в воспитании ребёнка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребёнок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Нередко дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать, считать и, казалось бы, полностью подготовлены к школе. Однако, педагоги и родители часто сталкиваются с такой проблемой, когда уже в первые месяцы учёбы у детей обнаруживаются трудности в учёбе. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно – логического мышления. В умственном развитии ребёнка процессу овладения логическими отношениями принадлежит существенная роль.
Публикация «Программа кружковой деятельности по развитию логического мышления в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно – логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т. к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л. А. Венгера «Для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Всё это принесёт пользу умственному развитию ребёнка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…». Навыки, умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Овладев логическими операциями, ребёнок будет более внимательным, научится мыслить чётко и ясно, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Актуальность. Наше время – это время перемен, России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Цель программы. Развитие у детей элементарного логического мышления используя современные педагогические технологии.
Задачи 1. Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Сроки реализации программы – учебный год.
Количество детей – 18 детей.
Режим занятий – 2 занятия в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Формы и приё мы работы: игра дидактическая, развивающая, игра-путешествие, работа с логическими блоками Дьнеша, с палочками Кюизенера, решение логических задач, отгадывание загадок, ребусов, рассматривание, объяснение, чтение, занимательные вопросы, задачи – шутки, графический диктант.
Примерная структура занятий: разминка; основное содержание занятия – изучение нового материала; физминутка, пальчиковая гимнастика; закрепление нового материала; игра, рисование.
Основными принципами программы являются :
• умственного развития дошкольника.
• индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
• индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
Содержание программы.
Краткое описание разделов. (Разделы соответствуют определённым логическим операциям).
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие, совершенствовать ориентировку в пространстве. Поиск сходств и различий на двух похожих картинках.
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения на нахождение логической пары. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей. Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счётных палочек и геометрических фигур.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, деревья, птицы и т. д.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей, учить рассказывать по картинке, пересказывать. Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Ограничение. Цель – учить детей выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. Развивать наблюдательность детей. Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвёртого лишнего
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение. Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идёт дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождём человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («Ветер дует, потому что деревья качаются». Верно ли это) Решение логических задач.
№ п/п содержание цель кол-во часов
Октябрь
1 Знакомство с Радугой Кайе
Самостоятельное свободное раскладывание карточек с соблюдением ППС (правило «согласованной стыковки»)
Упражнение «Пасьянс» Развитие моторики руки.
Развитие сенсомоторных координаций, практического и логического мышления, зрительной памяти, пространственного воображения, сообразительности.
Развитие произвольного внимания. 1
2 Упражнение «Одинаковые карточки».
Упражнение «Графический конструктор». («прямая», «уголок», «крест», «квадрат»)
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Развитие зрительной памяти.
Развитие восприятия.
Развитие координации движений.
Развитие моторики руки. 1
3 Методика «Снаружи - Внутри».
Упражнение «Симметричные композиции» (относительно центра, осей X и Y)
Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Развитие моторики руки.
Развитие концентрации внимания, памяти. 1
4 Упражнение «Графический трансформер. Методика «Плюс» и «Минус».
Упражнение «Графический трансформер. Методика «Вставка». Развитие зрительного восприятия и моторики руки.
Развитие концентрации внимания, памяти.
1
5 Упражнение «Графический трансформер. Методика «Плюс» и «Минус».
Упражнение «Графический трансформер. Методика «Поворот» и «Перестановка». Развитие моторики руки.
Развитие координации движений, аудиальной и моторной памяти.
Развитие внимания.
Развитие зрительного восприятия. 1
6 Знакомство с развивающей игрой Воскобовича «Волшебная восьмерка»
Упражнение «Складывание цифр из палочек и слов считалки».
Работа в математической тетради Развитие процессов внимания, словесно – логической памяти.
Развитие операций пространственного и логического мышления.
Развитие моторики руки (координация глаз – рука, точные движения кистей рук и детский пальцев)
Развитие умения составлять цифры. 1
7 Упражнение «Сколько предметов?».
Упражнение «Радужные палочки».
Развитие процессов внимания, словесно – логической памяти.
Развитие операций пространственного и логического мышления.
Развитие моторики руки (координация глаз – рука, точные движения кистей рук и детский пальцев)
Развитие умения составлять цифры, запоминать цвета радуги 1
8 Упражнение «Найди ошибку».
Упражнение «Зашифруй цифру».
Развитие слуховой памяти, внимания и аудиального восприятия.
Развитие моторики руки (координация глаз – рука, точные движения кистей рук и детский пальцев)
Развитие умения составлять цифры, запоминать цвета радуги 1
Итого: 8
Ноябрь
9 Знакомство с развивающей игрой «Уникуб»
Рисунки – задания к «Уникубу»
№ 7,8,9,10 Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности.
1
10 Рисунки – задания к «Уникубу»
№ 11,12,13,14,15.
Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1
11 Рисунки – задания к «Уникубу»
№ 16,17,18,19,20
Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1
12 Рисунки – задания к «Уникубу»
№ 21,22,23
Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1
13 Рисунки – задания к «Уникубу»
№ 24,25,26
Работа в математической тетради Развитие пространственного представления и воображения, внимания и памяти (особенно зрительной).
Развитие логического мышления, смекалки и сообразительности 1
14 Знакомство с «Логической мозайкой»
Упражнение «Что поседедине?»
Упражнение «Волшебный лес»
Развитие воображения, мелкой моторики, координации движения рук и ориентировке на плоскости.
Развитие умения мыслить.
Освоение логических приемов – анализа, синтеза, сравнения, сериации, классификации, обобщения
1
15 Упражнение «Цветы на клумбе».
Упражнение «Включи в группу».
Упражнение «Четвертый лишний»
Упражнение «Продолжи ряд»
Развитие умения ориентироваться на плоскости, выбирать фишку по заданному свойству (свойствам).
Упражнять в обобщении элементов, ориентировать на наличие общего свойства (цвета, формы, размера)
Учить определять закономерность следования, чередования.
1
16 Упражнение «Поиск недостающих фигур».
Упражнение «Зеркало».
Упражнение «Диктант».
Развитие внимание, умение анализировать и сравнивать фишки и их расположение на плоскости.
Развивать умение следовать заданной словесно или графически последовательности действий. 1
Итого: 8
Декабрь
17 1. Обучение приёму «Сравнение». Д/И «Давай, сравним», «Найди вырезанные кусочки», «Что изменилось».
2. Игра с блоками Дьенеша. Группируем фигуры по цвету, форме, величине, толщине. 3. Занимательные вопросы, загадки – шутки.
4. Математическая тетрадь Учить определять общие и отличительные признаки сравниваемых объектов, отличать существенные несущественные признаки объекта. Развитие внимания, восприятия, мышления 1
18 1. Анализ – синтез. Д/И «Дополни картинку», «Что для чего», «Подскажи Незнайке»
2.»Чем похожи и чем отличаются», «Зачем и почему» 3. Игра с блоками Дьенеша. Знакомство с карточками – символами. 4. Решение логических задач. Упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков. 1
19 1. Обобщение. Д/И «Логический поезд», «Назови одним словом» 2.»Логические цепочки». 3. Игра с блоками Дьенеша. Продолжать знакомить с карточками – символами. 4. Выкладывание картин из счётных палочек. Учить подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов; объяснить свой выбор. Учить находить логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду; нарисовать недостающий элемент; подробно объяснить свои действия. 1
20 1. Классификация. Д/И «Магазин универсальный», «Разложи на группы», «Вопрос – ответ» 2. Д/И «Подбери и назови». 3. Игра с палочками Кюизенера. 4. Учимся отгадывать загадки. Учить мысленно распределять предметы по группам; соединить попарно подходящие друг другу предметы, подробно объяснять свои действия. 1
21 1. Систематизация. Д/И «Картинки последовательные», «Продолжи ряд предметов». 2. Игра с блоками Дьенеша. «Где спряталась мышка». 3. Графический диктант. Развивать умение упорядочивать объекты по количественному и внешним признакам и по смыслу Учить самостоятельно находить закономерность. Учить составлять описательный рассказ. 1
22 1. Ограничение. Д/И «В гостях у лисы», «Что лишнее». 2. «Найди фрагменты изображений». 3. Игра с блоками Дьенеша
4. Математическая тетрадь Учить выделять один или несколько предметов из группы по определённым признакам. 1
23 1. Умозаключения. Д/И «Потому, что…», «Логика». 2. Подумай, на что похожа картинка, дорисуй её. 3. Игра с блоками Дьенеша «Кот и мыши».
4. Математическая тетрадь Учить при помощи суждений делать умозаключения. Развивать воображение. 1
24 1. Установление причинно – следственных связей. Д/И «Почему это произошло». 2. Что должно быть в пустых клеточках, дорисуй. 3. Логическая мозаика.
4. Соты Кайе Учить находить причину событий. Развивать логическое мышление, скорость действий и мысли; восприятие, воображение.
1
Итого: 8