Светлана Горбань
Программа кружка «Будущий первоклассник» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
(для детей 6-7 лет)
Пояснительная записка
Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
А. Л. Венгер.
Публикация «Программа кружка „Будущий первоклассник“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. Появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Занятия организуются в период с октября по апрель. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей - 6 - 7 лет.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу.
Цель программы– подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач:
1. Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;
2. Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;
3. Развивать внимание, память;
4. Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
5. Формировать общеинтеллектуальные умения: операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;
6. Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.
7. Развивать графо – моторные навыки;
8. Формировать навыки учебно – практической деятельности;
9. Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;
10. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
11. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при подготовке детей к обучению :
*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
*системность и плановость;
*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
* контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам.
В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.
Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко – слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.
Тематическое планирование
(28 часов)
Планирование составлено из расчета 1 занятие в неделю по 30 минут.
1. Знакомство со схемой тела.
Цель: Проверить и уточнить представления детей о схеме тела.
2. Определение направлений в пространстве
Цель: Учить определять направления в пространстве.
3. Уточнение пространственных взаимоотношений.
Цель: Уточнять пространственные взаимоотношения.
4-5. Уточнение пространственных взаимоотношений.
Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
Цель: Познакомить детей со схемой тела стоящего напротив.
6-7. Определение линейной последовательности предметного ряда.
Цель: Учить определять линейную последовательность предметного ряда.
8-9. Графическое воспроизведения направлений.
Цель: Учить графическому воспроизведению направлений.
10-11. Графические диктанты.
Цель: Уточнять пространственные взаимоотношения на материале графических диктантов.
12-13. Направления в пространстве. Пространственные взаимоотношения.
Цель: Ввести в активный словарь наречия и предлоги пространственного значения: справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, за, перед.
14. Обобщающее занятие по теме:«Направления в пространстве»
Цель: Закрепить умения определять направления в пространстве, пространственные взаимоотношения между предметами и их изображениями, расположение частей тела стоящего напротив.
15-16. Развитие умения замечать закономерность и продолжать её.
Цель: Развивать умения замечать закономерности и продолжать их.
17-18. Части суток и их последовательность.
Цель: Формировать представления о частях суток.
19-20. Дни недели и их последовательность.
Цель: Формировать представления о днях недели.
21-22. Времена года и их последовательность.
Цель: Формировать представления о временах года.
23-24. Месяцы года и их последовательность.
Цель: Продолжать формировать представления о месяцах года.
25. Обобщающее занятие по теме «Дни недели, месяцы года, времена года»
Цель: Закреплять представления о днях недели, месяцах года, временах года.
26. Слова – антонимы.
Цель: Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря антонимов воспитанников.
27. Наречия и предлоги пространственного значения.
Цель: Развивать понимание наречий и предлогов пространственного значения, активизировать их использование в речи.
28. Возраст и роли в семье.
Цель: Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря по теме «Семья».
Требования к результатам обучения
По окончании программы будущий первоклассник должен уметь :
1. Составлять предложения из 3-4 слов;
• находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;
• уметь отвечать на вопросы;
• составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;
• заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
• соотносить цифру с числом предметов;
• ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;
• перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
• называть основные признаки времен года.
Список литературы:
1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2009.
2. Ильина В. М. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет. Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М. : АРКТИ, 2005.
3. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет : Методическое пособие. – М. : Теревинф, 2004.
4. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет : Рабочая тетрадь. – М. : Теревинф, 2004.
5. Синицына Е. И. Логические игры и загадки. – М. : ЮНВЕС, 2000.
6. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир. – М. : Генезис, 2003.