Розалия Степанова
Программа кружка «Старший дошкольник-юный исследователь» (проектная деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольник-юный исследователь
Пояснительная записка
Одной из главных особенностей нового воспитательно-образовательного плана, предполагающего реализацию требований стандарта второго поколения, является введения понятия внеурочная деятельность. Задачей воспитателя становится не вооружение воспитанника набором знаний, а формирование умений эти знания добывать. Поэтому воспитатель ищет направления, по которым будет вести внеурочную деятельность. Я выбрала направление проектная деятельность. Так как она развивает личность и создаёт основу творческого потенциала дошкольников.
Публикация «Программа кружка „Старший дошкольник-юный исследователь“ (проектная деятельность)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Программа «Старший дошкольник- юный исследователь», по которой буду проводить проектную деятельность, по содержанию является научно-педагогической; по функциональному назначению – учебно-познавательной; по форме организации –общедоступной; по времени реализации- четырехгодичной.
Программа «Старший дошкольник- юный исследователь» составлена на основе методических рекомендаций А. И. Савенкова
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• У дошкольников не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
• Низкий уровень развития дошкольников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможным процессы самообучения, саморазвития, самовоспитания;
• Обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективы своего роста в усвоении учебного содержания;
• Дошкольники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
• Дошкольники не владеют приемами поэтапного выполнения учебных исследований.
В связи с этим ведущие идеей является поиск средств, способов такой организации образовательного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному освоению материала.
Цели программы : трансформировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы : развитие познавательных потребностей и способностей дошкольников; обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков исследовательского поиска; формирование у старших дошкольников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
На организованной образовательной деятельности дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.
Ребенок должен не только грамотно и убедительно каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.
Формы занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии,- преимущественно коллективная (групповая, индивидуальная;)
Продолжительность занятии: Старшая и подготовительная группа - 25 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Дошкольник будет знать :
• Основные особенности проведения исследований разных видов;
• Методы исследования;
• Правила выбора тему и объекта исследования;
• Основные логические операции, их отличительные особенности;
• Правила успешной презентации работы;
Дошкольник будет уметь :
• Самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
• Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• Выделять главное и второстепенное в собранном материале;
• Классифицировать предметы, процессы, явления и события;
• Предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
• Делать выводы и умозаключения;
• Указывать пути дальнейшего изучения объекта;
• Презентовать свою работу;
Дошкольник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
• Самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
• Реализовывать право на свободный выбор.
Дошкольник способен проявлять следующие отношения:
• Без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
• Работать в коллективе, группе;
• Презентовать работу общественности.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Тематический план
Всего 30 часов
№ п/п Наименование тем Количество часов форма дата
1 2 3 4 5
1 год обучения
1 Что такое исследование?
Кто какие исследователи? 1
2 Основные методы исследования. Как задавать вопросы? 1
3 Коллективная игра-исследование 1
4 Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования 1
5 Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления. 1
6-8 Тема «Моя родословная» 3ч
Кто я7 откуда я?
Мир наших увлечений
9-15 Тема «Сказки» 7ч
Герои сказок в рисунках
Герои сказок в лепке
Создание сборника сказок об одном из животных
Создание сборника загадок
Создание сборника пословиц
Коллаж сказочных домиков
Инсценирование сказки
16-19 Тема «Солнечная система» 4ч
Наша планета Земля на картинах художников
20-21 Тема «Наша Республика» Якутия в стихах поэтов,
Якутия в песнях
Наша Якутия на картинках художников
Тема»Занимательная топонимика» 2ч
Улица, на которой я живу
Почему город называется Якутск?
22-24 Тема «Ребятам о зверятах» 3ч
Домашние животные
Птицы Якутии
Создание сборника об одном животном
25-27 Тема «Игры моего народа» 3ч
настольные
спортивные
логические
28-29 Тема «Мои достижения»(защита портфолио) 2ч
30 Итоговое занятие рефлексия 1ч