Ольга Архипова
Программа «Здоровый дошкольник»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3. Нормативно-правовая база
4. Содержательный раздел.
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
6. Научно методическое обеспечение.
Приложения.
1. Пояснительная записка.
«Без здоровья невозможно и счастье» Виссарион Григорьевич Белинский.
Публикация «Программа „Здоровый дошкольник“» размещена в разделах
Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств: усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, которые призваны обеспечить организацию физического воспитания и воспитания культуры здоровья в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребёнку гармоничное развитие, помогло ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения его уровня, оздоровлении и формировании привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
В соответствие с годовым планом работы МБДОУ – детский сад №55 «Радуга» на 2016-2017 учебный год и в целях повышения качества работы в ДОУ по направлению «Физическое развитие и оздоровление дошкольников» творческой группой разработана программа «Здоровый дошкольник».
2. Актуальность.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие. Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста. В настоящее время система дошкольного образования соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором важное место занимает проблема охраны и укрепления здоровья детей.
Одной из приоритетных задач работы нашего детского сада, является здоровьесбережение в ДОУ. Педагогический коллектив дошкольного учреждения чётко определил пути своего дальнейшего развития. В настоящее время в ДОУ прослеживается работа над созданием интегрированной предметно-пространственной образовательной среды, гарантирующей качество образовательного процесса и ориентированной на охрану и укрепление физического и психического здоровья, эмоциональное благополучие детей.
Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.
Разрабатывая программу «Здоровый дошкольник», мы стремились к тому, чтобы разработанная система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.
3. Нормативно-правовая база.
Программа разработана в соответствии с:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
• Конституцией Российской Федерации;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038);
• Федеральным Законом от 24.07.98г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. от 02.12.2013г.);
• Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011г. №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.09.2013 №30038);
• Постановлением об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. ;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.09.2011г. №2257 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010г. №1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2011 №21893);
• Образовательная программа МБДОУ №55 «Радуга»
• Устав МБДОУ № 55 «Радуга»
4. Содержательный раздел.
Срок реализации программы : октябрь 2016 года - июнь 2017года.
Особенности: Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности и перехода ребенка к более сложному виду деятельности, т. е. к обучению в школе.
Цель: Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.
Задачи:
1. Повышение качества дошкольного образования по направлению «Физическое развитие» в МБДОУ – д/с №55 «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО.
2. Совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Изучение и применение на практике современных здоровьесберегающих технологий, формирование ответственного отношения к здоровью своему и окружающих.
5. Формировать у детей потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.
5. Вовлеченность родителей в процесс образования и воспитания.
6. Активизация и совершенствование работы ДОУ и социума в вопросах физического развития и оздоровления дошкольников.
7. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и семьи в вопросах физического развития и оздоровления детей.
Решение этих задач осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, играх, в быту – так как предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром.
Обеспечение проекта:
Материально – технические условия:
Организации данного проекта, направленного на сохранение, укрепление здоровья и на физическое развитие детей дошкольного возраста, рассматриваются нами в двух направлениях.
1. Создание макросреды ДОУ.
2 .Создание микросреды в группах.
Работа по реализации этих двух направлений строится, прежде всего, исходя из возрастных особенностей развития детей с учетом принципов построения развивающей среды: здоровьесбережения, активности, стабильности и динамичности, комплексирования и гибкого зонирования, эмоциональности, индивидуальной комфортности, и эмоционального благополучия всех участников проекта, открытости и закрытости. Макросреда ДОУ и микросреда групп создается педагогами и администрацией для качественной организации проекта по физическому развитию и укреплению здоровья детей.
Макросреда ДОУ:
- Медицинский кабинет
- Музыкальный зал
- Физкультурный зал
- Логопедический пункт
Микросреда групп:
- Атрибуты для утренней гимнастики
- Атрибуты для подвижных игр
- Пособия для развития ловкости
- Пособия для развития движения
- Оборудование для профилактики плоскостопия
- Пособия для профилактической работы по охране зрения
- Пособие для развития дыхания
- Пособия для развития мелкой моторики
- Картотеки утренних, артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик
План мероприятий.
содержание срок задачи
1-ый этап – накопление знаний
Социологическое исследование семей воспитанников ДОУ Октябрь Выявление неблагополучных семей
Консультация для педагогов «Профилактика ОРВИ у детей дошкольного возраста» Ноябрь Продолжать знакомить педагогов со способами профилактики простудных заболеваний
Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание» Ноябрь Выяснить, какую роль играет физическое развитие в семейном воспитании
Консультация для педагогов «Как сохранить здоровье дошкольников» Декабрь Знакомить педагогов с новыми технологиями и методиками, помогающими сохранить здоровье детей
Анкетирование родителей «О здоровье детей» Декабрь Выяснить, какими знаниями обладают родители о ЗОЖ
Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?» Декабрь Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями
2-ой этап — практический
День здоровья «Сильнее, быстрее, веселее» Октябрь Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; профилактика заболеваний
Досуг «Весёлый стадион» Ноябрь Формировать положительное отношение к физкультуре и спорту
Консультация для родителей подготовительной группы «Компьютерная зависимость» Ноябрь Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей
«День здоровой семьи» для родителей и детей старшей и подготовительной групп Декабрь Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей
Физкультурно-оздоровительный досуг для детей младшей и средней групп «Новогодние приключения Колобка» Декабрь Прививать любовь к физическим упражнениям
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к ЗОЖ средствами физкультуры и спорта» Январь Формировать понимание значения и необходимости спорта и физкультуры
Опыт работы «Формирование привычек к ЗОЖ у младших дошкольников» Январь Поделиться своим опытом работы с педагогами.
Опыт работы «Профилактика простудных заболеваний как одно из средств формирования ЗОЖ дошкольников» Январь Поделиться своим опытом работы с педагогами.
Консультация для педагогов «Организация правильного питания дошкольников как основа ЗОЖ» Январь Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания
Фото стенд для родителей «Культура здоровья» Январь Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей
Открытые занятия «Огородные приключения Витаминчика», «Как победить грипп?» Январь Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем; знать несложные приёмы самооздоровления; прививать любовь к физическим упражнениям
Развлечение «Будьте здоровы!» Январь Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Ширма для родителей «Здоровый быт – здоровый ребёнок» Январь Повышение уровня культуры в вопросах ЗОЖ
Консультация в родительские уголки «Надо ли говорить с детьми о ПАВ» Январь Повышение уровня культуры в вопросах ЗОЖ
Консультация для родителей «Оздоровление детей в детском саду» Январь Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей
Детская конференция «Для чего нужно вести здоровый образ жизни» (из опыта детей подготовительной группы и первоклассников) Январь Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в конференции
Вечер подвижных игр с детьми младшей и средней групп Январь Формировать положительное отношение к занятию спортом
Праздник «Здоровый, смелый, ловкий!» с детьми старшей и подготовительной групп Январь Формировать положительное отношение к здоровью своему и окружающих
Музыкально-спортивное развлечение, посвящённое Дню Защитника Отечества Февраль Воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом
Физкультурный досуг «Весёлая Масленица» Март Формировать положительное отношение к занятию спортом, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Досуг «Учим детей быть здоровыми» Апрель Формировать основы здорового образа жизни дошкольника
Консультация для педагогов «Как оздоровить детей летом» Май Знакомить педагогов с летне-оздоровительной работой.
3-ий этап – презентация проекта
Познавательный праздник для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!» Май Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой
Создание электронной презентации по темам: «Физическое развитие», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе. Май Закрепить полученные в процессе реализации программы знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения
В период с октября по май по всем возрастным группам проводятся беседы, разучиваются новые игры, комплексы дыхательной гимнастики следующим образом.
Уроки Айболита.
1) Откуда берутся болезни.
2) Д/и «Чистота и здоровье»
3) Как вести себя во время болезни.
4) Закаливание – путь к здоровью, формировать представления детей об образе жизни человека, о режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе, о зависимости здоровья от образа жизни.
Закаливание и полоскание водой носоглотки.
1. Игра «Волшебный напиток», «Лошадка»
2. Игра «Снежинка», «Ворона»
3. Игра «Радужные брызги»,
4. Игра «Чисто ручки я помою» Повышать устойчивость организма к простудным заболеваниям и осуществлять профилактику заболеваний носоглотки.
Пальчиковая гимнастика.
1. Игра «Сильно ручки я потру»
2. Игра «Раз, два, три, четыре»
3. Игра «Ладушки, ладушки»
4. Игра «Моя семья» Развитие мелкой моторики рук, создание и воплощение посредством движений собственных рук те и или иные образы, способствующие развитию коры головного мозга, обеспечивающего работы мысли и функции речи.
Комплекс дыхательной гимнастики.
1. Игра «Часы» (сидя по-турецки)
2. Игра «Сердитый ежик»
3. Игра «В лесу»
4. Игра «Гуси летят» Научить детей дышать через нос, правильному дыханию, способствующему развитию грудной клетки.
Профилактика и коррекция нарушений осанки.
1. Игра «Буратино»
2. Игра «Веселый гномик»
3. Игра «Жучок на спинке»
4. Игра «Не расплескав воду» Обеспечивать гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создавать достаточную силовую выносливость мышц.
Формировать правильную осанку, корректировать сутулость,
Профилактика плоскостопия
1.«Если бы ноги стали руками»
2. «Носильщик»
3. «Обезьянки читают газету»
4. Обезьянки - художники Укрепление мышц, сохраняющий свод стопы, мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Профилактика и коррекция плоскостопия.
Игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона
1. «Расслабление мышц рук»
2. «Кулачки – пружинки»
3. «Любопытная Варвара»
4. «Шарик – волшебный сон" Снятие физического и психического напряжения, создание позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния.
План лечебно-оздоровительной работы по временам года.
Осень:
- витаминизация третьего блюда компота и киселя
- настойка шиповника – перед обедом
- комплекс утренней гимнастики
- оздоровительные паузы
- психогимнастика
- воздушные ванны
- пальчиковая гимнастика: «Четыре братца», «Массаж»
- гимнастика пробуждения «Тётушка осень»
Зима:
- репчатый лук, чеснок во время обеда
- комплекс утренней гимнастики
- оздоровительные паузы
- психогимнастика
- воздушные ванны
- пальчиковая гимнастика: «Зимние узоры», «Бабушка зима»
Весна:
- витаминизация третьего блюда аскорбиновой кислотой
- комплекс утренней гимнастики
- оздоровительные паузы
- психогимнастика
- воздушные ванны - пальчиковая гимнастика: «Алые цветки», «Капля».
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы.
Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов:
Дети:
1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение уровня адаптации к окружающему миру (в т. ч. к обучению в школе);
3. Ожидаемый итоговый результат освоения программы
4. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
5. Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни.
6. Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия.
7. Усвоение программы.
Педагоги:
Повышение качества работы по физкультурно-оздоровительному направлению :
1. Обеспечение взаимодействия всех сотрудников ДОУ по данной проблеме;
2. Повышение уровня профессиональной компетентности по изучаемому вопросу.
Родители:
1. Проявление интереса к вопросу физического развития и оздоровления детей.
2. Активное участие в работе по физическому развитию и оздоровлению детей.
3. Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей
4. Повышение уровня педагогической культуры (освоение положительного опыта семейного воспитания).
5. Проявление активной воспитательной позиции по вопросам оздоровления детей (принятие помощи педагогов и специалистов ДОУ).
6. Научно — методическое обеспечение
Направление
Программа ДОУ
Парциальные программы
Дополнительная литература
Виды
деятельности
Физическое
развитие и
здоровье «Физическое развитие детей 2-7 лет»
Е. И. Подольская
Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева,
Н. А. Ноткина
«Театр физиологического воспитания дошкольников» Н. Н. Ефименко
«Безопасность» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Е. И. Подольская «Физическое развитие детей 2-7 лет», Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет»,
М. Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка»
М. Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей»
В. И. Шебеко, В. А. Шишкина «Методика
физического воспитания в дошкольных учреждениях»
Ю. Змановский «Здоровье дошкольников»
М. А. Минкевич «Физические упражнения для детей раннего возраста»
М. А. Рунова «Двигательная активность ребенка в детском саду»
Е. Н. Борисова «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками»
Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет»
Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-4 лет.
В. И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»
Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М. : Сфера, 2003
Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М. :2002
Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004 Совместная деятельность, занятия, досуги