Лариса Красненко
«Сохраним ёлочку — лесную красавицу». Я — исследователь. Проектная деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Я – Исследователь.
Проектная деятельность.
Тема: «Сохраним ёлочку – лесную красавицу»
1. Паспорт проекта
Проект «Сохраним ёлочку – лесную красавицу»
Руководитель проекта : Красненко Лариса Анатольевна
Тип проекта : исследовательский
Гипотеза: помочь сохранить природу и бережно относиться к лесным богатствам.
Проблема:
Публикация «„Сохраним ёлочку — лесную красавицу“, Я — исследователь, Проектная деятельность» размещена в разделах
- Берегите елочку. Экологические акции и мероприятия
- Дикие животные. Проекты
- Елочка, ёлки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В один из четвергов мы с детьми как обычно пошли в бассейн. Идя, через площадь по дороге в бассейн мы увидели такую картину: посреди площади огромная куча рубленой сосны (ветки, макушки) подъёмная машина и железный конус, на который рабочие крепили эти ветки. Таким образом, устанавливалась центральная ёлка посёлка. Дети удивились! Это, же какое большое количество ёлок было срублено, целый грузовик. Дети задумались и стали задавать вопросы, а есть ли такая необходимость рубить ели в настоящее время?
Цель: воспитание природоохранного поведения и повышение творческой активности детей, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к объектам природы в процессе общения с ними.
Задачи:
формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;
развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение правильно взаимодействовать с природой;
способствовать развитию творческих способностей, воображению детей.
воспитывать бережное отношение к хвойным деревьям, желание сохранить их растущими в ближайшем окружении: на участке, в лесу.
способствовать включению семьи в процесс реализации проекта по формированию экологической культуры.
привлечь внимание жителей нашего посёлка к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников.
Объект исследования : ёлочка лесная красавица
Предмет исследования : сохранение ёлочки в преддверии новогодних праздников
Аннотация
Актуальность проекта :
Наступила зима. Вот уже снег хрустит под ногами. Приближение Нового Года все ощутимее. А главное дерево праздника, конечно же, елка, украшенная игрушками, гирляндами, мишурой. Почему же именно ёлка является символом и незаменимым атрибутом Нового года, всеми нами любимого праздника!
В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Ель же, как и другие вечнозеленые растения, символизировала вечную жизнь, поэтому именно она фигурировала в ритуалах зимних праздников.
В наши дни с приближением любимого праздника – Нового года – на прилавках магазинов появляются елочные игрушки, гирлянды, мишура и, конечно же, новогодние ели. Организуются елочные базары, где продают живые ели и сосны. Покупатели наслаждаются неповторимым хвойным ароматом, представляя, как эти красавицы будут радовать глаз в новогодние праздники. А еще перед новогодними праздниками появляются «елочные браконьеры», которые незаконно вырубают в лесах ели для украшения своих домов и квартир. Такие традиции ставят под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Так после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые недавно украшали дома и радовали детей. Не правда, ли грустная картина? И именно такое варварское отношение к природе, и приводит к различным природным катаклизмам. Так возникла идея разработки и реализации проекта «Сохраним ёлочку – лесную красавицу», с призывом всех использовать для украшения своих домов искусственные ёлки, букеты, композиции, приобретенные в магазинах, или сделанные своими руками. В преддверье Нового года, мы считаем эту проблему актуальной. Вся наша работа будет направлена на сохранение хвойных деревьев не только на территории ДОУ, но и за его пределами.
Продукт проекта : организованная образовательная деятельность, экскурсии, наблюдения, акция, консультация, рекомендации, памятка, буклеты, выставка, анкетирование.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы и их родители.
Сроки реализации проекта : месяц.
Место проведения: МДОУ «Детский сад № 1» общеразвивающего вида.
Ожидаемый результат:
Получение дополнительных знаний о хвойных породах деревьев.
Совместная практическая деятельность детей и родителей поможет приобрести исследовательские, поисковые навыки и умения.
Взрослые будут бережнее относиться к лесным ресурсам.
Создание условий для формирования детско–родительских отношений.
2. Этапы реализации проекта :
Начальный этап
1. Изучение нормативно-правовой базы экологического воспитания
2. Определение содержания, форм и методов организации работы
3. Подборка художественной литературы:
Сказки: «Сказка о ёлочке, которую не срубили» (А. Сожан, «Сказка про ёлочку» (М. Шкурина, «Ёлочка» (Г. Х. Андерсен.).
Стихи: «Лесная красавица» (Т. Волгина, «Искусственная ёлка», К. Ибряева «Приглашаем в лес на ёлку», «В снегу стояла ёлочка…» (С. Михалкова, «Живи, ёлочка» (И. Токмаковой).
Загадки про лесную красавицу.
Физминутки : «Вот под елочкой зеленой», «Елочки», «Новогодняя елочка», «Есть в лесу».
Пословицы: «Ель — не сосна: шумит неспроста», «Мы в дом ель, а она с собой – метель».
Дидактические игры: «Найди сходство и отличие», «Собери ёлочку» (пазлы, «Третий лишний», «Найди самую высокую елку», «Сделаем бусы на елку».
Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Найди пару – высокая и низкая елочка», «Какие бывают елки».
4. Сформулированы проблемные вопросы:
Что мы знаем о ёлке?
Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?
Почему у елочки колючие иголочки?
Зачем нужны ели?
Что будет, если на свете не станет елей?
5. Сформулированы учебные вопросы:
Какую роль играет ель в жизни человека?
Как можно помочь сохранить ели?
6. Анализ организационного периода и оценка готовности к началу реализации проекта
Технологический этап
Работа с детьми
Направление развития Образовательные области Содержание
Исследование в природе Природа
Экскурсия по площади (на аллее елок по улице Пролетарская) – наблюдение за елочками. Цель - формировать у детей представление о живой елке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.
Экскурсия к елке на территории ДОУ – наблюдение. Цель - формировать у детей представление о живой елке, способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев.
Цикл наблюдений за елочкой. Цель - расширять знания детей о строении и «жизни» дерева.
Познавательно речевое Познание Беседа «Маленькой елочке хорошо в лесу!» Цель - формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены.
Беседы: «В лесу родилась елочка». Цель: дать знания о елке (особенностях, пользе и т. д., - учить различать характерные признаки предметов различными анализаторами; развивать тактильную память; развивать любознательность; наблюдательность; воспитывать любовь к русским народным традициям. «Что вы знаете о хвойных растениях».
«Как шишка потеряла свое семечко», «На кого похожа елочка», «Как звери елку наряжали»,- учить составлять связный короткий рассказ; обогащать речь существительными, обозначающими эмоции, чувства, переживания; побуждать придумывать разные развивающие эпизоды. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картины художников -пейзажистов «Зима» И. И. Шишкина.
Конструктивная деятельность : «Зеленая красавица» - творческое конструирование из бумаги в технике «Оригами». Цель – формировать доброжелательное отношение к елочкам.
Развитие речи Коммуникация
«Защитим елочку – зеленую иголочку» - составление сказки по опорным вопросам, по заданному началу предложения. Цель - воспитывать экологическое мировоззрение: бережно относиться к лесным красавицам, желание защищать их.
Ситуативный разговор: «Хорошо ли елке с нами?», «Что вы знаете о хвойных растениях?», «Какие бывают леса», «Ель – красавица наших лесов», «Какую пользу приносят хвойные деревья?», «Как нужно беречь лес?», «Искусственная ёлка это хорошо или плохо?», «Чем украшают елку к Новому году?».
Проблемная ситуация: «Новый год без елки». «Почему надо охранять и беречь леса?» Загадывание загадок, чтение и заучивание пословиц, поговорок.
Чтение художественной литературы Чтение и заучивание стихов о елке. Использование художественной литературы (чтение рассказов о елке, беседа по тексту, - К. Чуковский «Елка». Встреча со Снеговиком – «Скоро Новый год» (рассказы детей о подготовке к Новому году).
Музыкальное Музыка Песня «Елочка» слова Т. Боковой, музыка З. Беимбетовой, аранжировка И. Колесниковой.
«Елочный хоровод» музыка, слова и описание движений М. Картушиной, музыкальная обработка Ю. Забутова.
Физическое Здоровье Закаливающие процедуры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна.
Беседы «Чем полезны хвойные иголки»; «Как и где используют шишки и смолу».
Подвижные игры: «Раз, два, три к ёлочке беги», «Мы по лесу ходили и деревья находили».
Социально - личностное Социализация Экскурсия в музей.
С/р. игры: «Семья», «К нам гости пришли», «Прогулки в лес», «Отдых в лесу».
Дид. игры: «Узнай по описанию», «Найди сходство и отличие», «Угадай, какое дерево?», «С какой ветки детки», «Собери елку» (пазлы, «Третий лишний», «Найди самую высокую елку»; «Узнай по запаху».
Игровые упражнения: «Как шишка потеряла свое семечко», «На кого похожа елочка».
Поход в библиотеку.
Драматизация: «У елочки на Дне рождении», «Чудесная история про зайца». Сюжетно ролевая игра: «Путешествие в Лапландию».
Игры-соревнования: «Кто быстрее и красивее накроет стол к приходу гостей».
Беседа «С кем дружит ель?»
Цель - формирование представлений о необходимости сохранения елочки и способах ее замены.
Безопасность Беседы: «Правила пожарной безопасности», «О правилах поведения на прогулке в детском саду».
Художественно-эстетическое Художественное творчество Рисование: с использованием манки «Елочка», «Ель – красавица наших лесов»; «Путешествие в хвойный лес», «Большие и маленькие ели», «Наша нарядная елка.
Лепка: «Елочка», «Украшение для елки».
Аппликация: «Новогодняя ёлочка».
Работа с родителями
Опрос среди родителей группы на тему: «Какая елка будет стоять в вашем доме на Новый год?»
Консультация для родителей «В союзе с природой»
Памятка для родителей «7 преимуществ искусственной ёлки»
Рекомендации «По применению использованных Новогодних живых елей».
Рефлексивный этап
Украшение искусственной ёлочки к Новому году в детском саду игрушками сделанными детьми совместно с родителями.
Выпуск стен газеты «Не рубите ёлочку» совместно с родителями.
Выставка творческих работ – совместная деятельность детей с родителями и воспитателем «Сделаем елочку своими руками».
Распространение буклетов и листовок «Сохрани лесную красавицу» «Не рубите ёлочку» среди прохожих на площади (на аллее елок) по улице Пролетарская.
Оформление выставки «Новогодняя игрушка» в рамках ДОУ.
Участие в выставке «Мастерская Деда Мороза», «Елка своими руками» в рамках ДОУ. Оформление результатов проектной деятельности.
Отчет по подготовке к проекту :
1. Заинтересовываю родителей и предлагаю принять участие в акции (подготовке листовок и стен газеты с призывом «Сохраним лесную красавицу», «Не рубите ёлочку»).
5. Мною были подобраны физминутки, игры подвижные, дидактические, настольно-печатные, художественная литература, загадки, пословицы, иллюстрации; разработана по плану образовательная деятельность, для проекта и его реализации. Сбор и подборка информации производилась из журналов, книг, методической литературы и интернета.
Вывод: Полностью была подобрана художественная литература, игры, иллюстрации. Определены формы и методы работы по проекту. Мы подошли к началу реализации проекта. И тем самым хоть на чуточку мы поможем сохранить лесные богатства нашего посёлка.
Основной этап:
экскурсия в музей
поход в библиотеку
экскурсии к ёлкам
социологический опрос
организованная образовательная деятельность с детьми
акция «Сохраним лесную красавицу» выпуск стен газеты
распространение листовок и буклетов
встреча с лесничим Ракитянского района Н. И. Харченко
Отчет о работе по технологическому этапу проекта :
1. В музее нам рассказали, когда в России появилась традиция отмечать Новый год, наряжать елку, кто её придумал. Так же мы узнали, как встречают Новый год в других странах.
В библиотеке дети рассмотрели несколько выставок: «Новогодние ёлочки», «Традиции Нового года», «Хвойные растения нашей местности», «Сказки о лесной красавице». Библиотекарь показала детские журналы, интересные книги о ёлочках, со стихами, рассказами, сказками. В читальном зале дети смогли рассмотреть все эти книги. Из книг и энциклопедий дети узнали, что ели и сосны научились защищаться от холодов, что в Германии есть традиция наряжать ёлочку яблоками и ещё много удивительного нового об это прекрасном дереве. На большом экране проектора дети с интересом просмотрели представленную мною презентацию «Зачем нужны ели».
2. По ходу прогулки на аллее ёлок по улице Пролетарская и после цикла наблюдений за ёлками на территории детского сада мы рассмотрели деревья хвойных пород, рассмотрели ветки, шишки, кору и смолу елей.
3. Нами был проведен социологический опрос среди родителей группы. Он показал следующие результаты:
62% - считают, что главным украшением праздника является живая ель, при этом признают, что им жалко живых деревьев;
38% - ответили, что предпочитают искусственную ель, так как от живой ели много мусора.
И на вопрос, «Каким образом вы используете живую ель после Новогодних праздников?» - 90 % опрошенных ответили, что относят их в мусор: из них сжигают 14%, выкидывают на свалку 76%, и только 10 % ответили, что собирают хвою и используют ее, как удобрение на приусадебном участке.
4. На протяжении всего исследования мы рассмотрели много иллюстраций «Хвойный лес зимой», «Хвойный лес летом», фотографий, картины художников - пейзажистов «Зима» И. И. Шишкина.
В художественном творчестве с детьми мы использовали разные способы рисования ёлочек так, например мы использовали манку. Совершенствовали умение правильно держать кисточку при рисовании, упражнялись в смешивании и разведении гуаши манкой, расширяли представления о форме, размере и цвете дерева и его частях, развивали изобразительные и творческие навыки и умения. На аппликации из кусочков цветной бумаги мы изготовили «Новогоднюю елочку». Так мы развивали наблюдательность, умение изображать елочку, передавая строение хвойного дерева, располагать изображение из небольших частей в пределах контура, упражнялись в различении и назывании цветов и оттенков. Мастерили «Зеленую красавицу» из бумаги в технике «Оригами».
Мною были проведены: беседы о необходимости сохранения елок и способах их замены; цикл наблюдений за елью; а так же все виды организованной образовательной деятельности.
Вывод: во время бесед установлено: дети знают и понимают, что вырубка елей, пихт в запрещенных местах наносит большой вред природе; многие семьи устанавливают на Новый год искусственные елки или ставят в вазу несколько еловых веток, которые украшают игрушками.
Заключительный этап:
В распространении листовок и буклетов «Сохраним елочку – лесную красавицу» с удовольствием приняли участие все дети. Всего было выпущено 43 листовки, 18 буклетов и две газеты. На листовках ребята в основном изображали елочку, а рядом помещали надпись: «Сохраним елочку!», «Берегите елочку!», «Не рубите елочку!», «Рубить нельзя - наряжать можно» и стихотворение «Живи, елочка!» Ирины Токмаковой. Но были и листовки, в которых содержалась информация о ели, ее свойствах и пользе для человека.
Прохожие с удовольствием принимали от детей красочные листовки и буклеты. Дети, вручая листовки, призывали взрослых не рубить живые ели на праздник. Стенгазету мы разместили на информационном стенде в центре посёлка, где в течение дня проходит большое количество людей. Первый эмоциональный результат был получен уже по окончании дня, родители, бабушки, дедушки, дяди и тёти, приходя в детский сад за детьми, радостно сообщали об увиденной стен газете.
В подготовительном этапе проекта мною была приготовлена и в основном этапе проведена консультация для родителей «В союзе с природой». На стенде размещены памятка «7 преимуществ искусственной ёлки» и рекомендации «По применению использованных Новогодних живых елей» для родителей, которые родители при ожидании детей с интересом изучали. Так же мною были проведены индивидуальные консультации для родителей по этапам изготовления поделок.
Итогом проекта «Сохраним ёлочку - лесную красавицу» стала совместная продуктивная деятельность детей и родителей. Фантазия, творчество, аккуратность, использование нестандартных материалов – вот основные направления, от которых отталкивались участники проекта.
Первые елочки – от самых активных родителей – появились в течение недели. Они одиноко стояли в раздевальных комнатах и радовали глаз приходящих в группу людей. Но дети - народ активный и они начали работу со своими родителями. Каждому ребёнку хотелось увидеть свою красавицу елку, а какой родитель устоит перед просьбой дитя.
И вскоре елки начали прибывать нескончаемым потоком. Родители старались не жалея времени: елки из мишуры, из бумаги, из меха и веточек. Конкурентами им становились вязанные и сшитые елочки от мам рукодельниц. Любителей сладкого удивляли елки из конфет и печенья, а как хороша елка из макарон. А ёлки в технике оригами удивляли глаз своей сложностью исполнения.
На выставке, дети и родители с интересом рассматривали ёлочки. Этим заинтересовались педагоги из соседних групп и начались экскурсии. Как приятно было слышать отзывы детей и воспитателей.
По результатам конкурса жюри отобрано 20 лучших елок, это те участники, которые набрали наибольшее количество голосов. Эти елочки использовались в украшении групповых комнат.
В нашем детском саду уже много лет существует традиция ставить на Новогодние утренники и рождество не живую, а большую искусственную ёлочку. Дети всей группы, родители и педагоги приняли активное участие в украшении не только главной елки детского сада, но и елок в группах. Родителями и детьми были изготовлены новогодние поделки, которыми были украшены ёлки, так же эти поделки приняли участие в выставках «Новогодняя игрушка», «Мастерская Деда Мороза» в рамках ДОУ.
Вывод: из подручных средств, бросового и природного материала можно изготовить своими руками новогодние ёлочки, еловые букеты, а за информацией можно обратиться к Интернету или книгам.