Ирина Савченко
Программа туристическо-краеведческого кружка «Юный турист»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Туристический кружок занимает важное место в системе деятельности учреждения. Он способствует решению важнейших задач воспитания детей и подростков: развивает познавательность, приобщает детей к различным видам общественно – полезного труда, укрепляет здоровье подростков. Движение, чистый воздух, физические нагрузки, неформальное общение – это именно то, что нужно для укрепления и формирования здорового организма ребенка.
Темочки:
Детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе дети раскрываются совсем с другой стороны, чем в центре. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений среди детей.
Туристический кружок ведет свою работу, основываясь на местном краеведческом материале. Туризм и краеведение в работе туристического кружка взаимно переплетаются, дополняют друг друга.
Обязательным требованием к работе кружка является воспитание детей и подростков в духе бережного отношения к природе, стремления охранять и приумножать природные богатства.
Внимание кружковцев обращается на то, как лучше выбрать место для установки палатки, как сохранить травяной покров при разведении костра. Какие ветки можно использовать для разведения костра, а какие нельзя, какой должна быть поляна после снятия бивака и т. д. Эти правила пользования лесом, лугом и т. п. изучают дети в туристическом кружке.
В кружке проводятся занятия по личной гигиене в походе, по овладению навыками оказания первой помощи пострадавшим.
На занятиях кружка, в походах, путешествиях, экскурсиях юные туристы учится:
- составлять план путешествия и разрабатывать маршрут;
- фиксировать наблюдения;
- проводить простейшие исследования;
- вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;
-ориентироваться на незнакомой местности при помощи
карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;
- делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;
- ставить палатку, разводись костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.
Цель кружка:
Создавать активную группу в центре для яркой пропаганды здорового образа жизни.
Задачи:
- Научить самостоятельно, находить решение в экстремальных ситуациях,
адаптироваться, вырабатывать навыки поведения в природе;
- расширение знаний детей о родном крае, привитие любви к окружающему
миру;
- привитие элементарных туристических навыков;
- воспитание любви к малой Родине;
- воспитание духовно-нравственной культуры;
- воспитывать бережное отношение к месту, где появился на свет;
- укрепление здоровья детей;
Категория обучаемых: несовершеннолетние, находящиеся в социально-реабилитационном центре.
Требования к функциональным характеристикам программы: занятия рекомендовано проводить в комфортной, доброжелательной обстановке.
Форма обучения: очная, теоретические и практические знания.
Материальное обеспечение, технические средства: уютно-оборудованная комната для проведения занятий, магнитофон, компакт диски, иллюстрации, аудиозаписи.
Туристское снаряжение: палатки; рюкзаки; костровое оборудование; медицинская аптечка; веревка основная и вспомогательная (по 30 м)
Ожидаемый результат:
1. Дети смогут ориентироваться на местности по солнцу, компасу, карте.
2. Смогут самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях.
3. Изучат историю родного края, будут знать памятные места, даты и события. Познакомятся с героями Великой Отечественной Войны.
4. Окрепнет здоровье, дети будут выносливее.
5. Коллектив детей станет сплоченнее, станут помогать друг другу.
6. Научаться основам поведения человека во взаимодействии с природой
в разное время года.
7. Научаться определять лекарственные и ядовитые растения нашего края.
8. Научаться бережно относится к природе.
9. Научится оказывать первую медицинскую помощь.
Содержание программы.
Юный турист
Беседа. Что такое туризм?
Знакомство с видами туризма. Загадывание загадок, чтение стихов. Снаряжение туриста. Правила поведения в природе.
Беседа. Природа и безопасность человека.
Стихийные бедствия. Правила поведения в лесу во время опасности. Съедобные и несъедобные грибы.
Беседа. Сохранить природу - сохранить жизнь.
Польза леса. Причины возникновения пожаров. Правила поведения в природе во время возникновения пожаров.
Беседа. Безопасность походов. Аптечка туристов.
Безопасные походы. Поведение туристов в лесу, на воде. Содержание аптечки туриста.
Экскурсия в природу. Тропа юных туристов.
Природа Отрадненского района.
Беседа. Берегите природные богатства.
Польза леса. Охрана и защита природы. Растения и животные занесенные в красную книгу.
Экскурсия в природу. Там, где течет река Уруп.
Подготовка к походу. Правила организации и проведения туристического похода. Правила поведения в природе. Наблюдение за сезонными изменениями. Загадки, пословицы и поговорки.
Беседа. Памяти павших будем достойны.
Герои, защищавшие нашу Родину. Прослушивание песни. Рассматривание фотографий. Возложение цветов к памятнику «Родина Мать».
Поход в природу.
Снаряжение туриста. Способы ориентирования на местности. Знакомство с компасом. Правила разведение костра. Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Противопожарные меры.
Экскурсия в природу. Живописная долина Урупа.
Правила поведения возле водоемов. Развертывание бивака. Установка палатки. Правила разведения костра.
Экскурсия в природу. Отрадненский район – земля чудес.
Достопримечательности х. Ильич. Прохождение маршрута. Памятники природы. Красоты родного края.
Беседа. Край мой родной.
Жители Кубани. Растения и животные нашего края. Полезные ископаемые.
Экскурсия в природу. "Тайна леса". Польза леса. Наблюдение за сезонными изменениями.