Марина Двинова
Проектная деятельность «Копилка знаний. Я исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Копилка знаний. Я исследователь»
Воспитатель:
Двинова Марина Евгеньевна
2016г.
Вид проекта : групповой (средняя группа)
ТИП ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный (с января по апрель).
Участники: дети средней группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проектная деятельность „Копилка знаний, Я исследователь“» размещена в разделах
ЦЕЛЬ: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
-создание условий для исследовательской активности и формирования у детей познавательного интереса;
- углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- поддержание у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап.
Формулировка цели и определение задач.
Организация развивающей предметно – пространственной среды.
Составление плана основного этапа проекта.
Создание картотеки опытов и экспериментов.
Планирование и организация деятельности детей. Обдумывание шагов по достижению цели, форм, методов и приемов работы.
Основной этап.
Организация и проведение опытно – экспериментальной деятельности с детьми (в НОД, на прогулке, в самостоятельной деятельности).
Привлечение родителей к участию в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
Заключительный этап.
Обмен опытом на сайтах.
Самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность детей.
План реализации проекта
Организация развивающей предметно – пространственной
среды для реализации проекта.
Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем»
Центры развития Материал,
подготовленный педагогом Материал,
подготовленный родителями
Центр книги Энциклопедии «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких». Энциклопедии и книги по теме проекта
Центр экспериментирования Образцы разных материалов: пластик, резина, стекло, металл.
Разные виды бумаги: тонкая, плотная, одноцветная, цветная, туалетная, обёрточная, копировальная.
Различные крупы, перья, опилки, трубочки, веера.
Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.
Образцы бумаги и ткани разных видов, нитки, фантики, значки, вентиляторы.
Центр сюжетных игр
Внести атрибуты для игры «Лаборатория» : лупы, мерные стаканы (мензурки, пипетки,
сито, шприцы, весы. Непромокаемые передники, медицинские шапочки, одноразовые перчатки.
Центр настольно-печатных игр Внести дидактические игры:
«Что из чего сделано?», «Найди пару».
Тематическое планирование деятельности детей.
Деятельность Название Программные задачи
Коммуникативная деятельность +продуктивная деятельность «Ёлочка»
Закрепить навык рисования дерева (ель, учить детей получать из двух основных цветов (синего и жёлтого)- дополнительный (зелёный) путём смешивания краски; развивать воображение, творчество.
Опытно – экспериментальная деятельность
(совместная деятельность воспитателя с детьми)
«Волшебное стёклышко»
«Замораживание и размораживание цветных льдинок»
«Испытание магнита»
«Тень от предметов»
Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку.
Закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда.
Познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы.
Познакомить с образованием тени от предметов.
Самостоятельная деятельность
«Посадка лука»
«Волшебные мыльные пузыри».
Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений
Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
На прогулке
«Волшебное сито»
«Здравствуй, солнечный зайчик»
«Волшебные мыльные пузыри».
Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
Познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
НОД по познавательному
развитию
«В мире стекла».
Познакомить детей со свойствами стекла, развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережное отношение к вещам.
НОД по познавательному развитию
«Волшебница – вода» Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности.
Консультации для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Опыты в домашних условиях» Повышение компетентности родителей по опытно – экспериментальной деятельности детей.
Проведение родителями опытов с детьми в свободной деятельности
«Волшебный магнит»
«Вред газированной воды»
Игры для детей
Дидактические игры:
«Отгадай загадку»
«Что сначала, что потом»
«Найди пару»
«Узнай предмет»
«Подбери больше слов»
«Узнай на ощупь»
«Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
«Лаборатория» :- Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают.
Продуктивные виды деятельности
1. Рисование на тему: «Ёлочка»
2. Лепка из солё ного теста: «Тарелка»
Коммуникативная деятельность
Развитие речи: ситуативный разговор «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Что мы знаем о стекле и пластмассе».
Чтение художественной литературы:
«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский (ткань, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина).
Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи».
Познавательно – исследовательская деятельность
Эксперименты и опыты: «Волшебное стёклышко», «Замораживание и размораживание цветных льдинок», «Посадка лука», «Волшебное сито», «Здравствуй, солнечный зайчик», «Тень от предметов», «Волшебные мыльные пузыри».
Просмотр мультфильмов «Уроки тё тушки Совы: предметы вокруг нас»
Предполагаемый результат:
- Для детей:
- дети научатся самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
- предлагать возможные варианты решения;
- делать выводы, подводить итог;
- исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
- Для родителей:
1. Родители будут принимать участие в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
2. Заинтересованность родителей в проведении опытов с детьми дома.
Литература:
1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998
Результативность проекта :
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную активность, исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, делать определенные умозаключения и выводы);
- повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими);
- знания детей о неживой природе;
- повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Приложение 1
"Перспективное планирование по опытно – экспериментальной деятельности для детей средней группы".
Сентябрь.
1. «Свойства песка». Задачи: расширять знания детей о свойствах песка. (Сухой песок можно просеять, а из мокрого - делать куличи, песок пропускает воду).
2. «Звук и слух». Задачи: закреплять представление детей об органах чувств, их назначении.
3. «Игры с веерами и султанчиками». Задачи: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха – это ветер.
4. «Зачем нужны весы?». Задачи: познакомить детей, что предметы имеют вес, который зависит от материала, из которого сделан предмет и от размера этого предмета.
Октябрь.
1. «Волшебное стёклышко». Задачи: Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскоп, лупа, бинокль. Объяснить, для чего они нужны человеку.
2. «Волшебная бумага и ее свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами бумаги, какие волшебные самолетики, бумажные гармошки, лягушки-попрыгушки и др. поделки, которые можно сделать из бумаги.
3. «Как обнаружить воздух в помещении?» Задачи: продолжать знакомить со свойствами воздуха.
4. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем». Задачи: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Ноябрь.
1. «Резина и ее свойства». Задачи: познакомить со свойствами резины (можно сжимать, разжимать, растягивать) .
2. «Дерево и его свойства». Задачи: познакомить детей со свойствами дерева.
3. «Отличие резины от дерева, бумаги». Задачи: учить находить отличия предметов, изготовленных из дерева, бумаги и резины.
4. «Угадай, из чего сделан предмет». Задачи: закреплять полученные знания о свойствах бумаги, дерева, резины.
Декабрь.
1. «Лед и вода». Задачи: познакомить с двумя агрегатным состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед.
2. «Снег и его свойства». Задачи: расширять знания детей о свойствах снега, каким он может быть: липким, пушистым, колючим.
3. «Иней на деревьях». Задачи: познакомить детей с инеем, который появляется на деревьях во время мороза, и что происходит с ним в тепле.
4. «Замораживание и размораживание цветных льдинок». Задачи: закрепление и обогащение знаний детей о свойствах льда.
Январь.
1.«Веселые каникулы» - конкурсы, КВН, соревнования. Закрепить знания, полученные ранее.
2. «Стекло и его свойства». Задачи: познакомить со свойством стекла: прозрачность, хрупкость.
2. «Вещество. Ткань». Задачи: познакомить детей со свойствами ткани, видами ее и структурой.
3. «Магазин игрушек». Задачи: закрепить, полученные знания о веществах.
Февраль.
1. «Тень от предметов». Задачи: познакомить с образованием тени от предметов.
2. «Зеркало. Отражение в зеркале». Задачи: познакомить с понятием отражение. Описать свою внешность, используя зеркало.
3. «Вещество. Металлы». Задачи: познакомить со свойствами металла и как они притягиваются магнитом.
4. «Посадка лука». Задачи: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений
Март.
1. «Посадим горох». Задачи: развивать навыки посадки крупных семян.
2. «Вода и ее свойства». Задачи: закреплять с детьми свойства воды (прозрачность, льется, без запаха); выявить, что вода имеет вес, принимает форму сосуда, в которой она налита.
3. «Как влияет весеннее тепло на растения?». Задачи: наблюдение за образованием почек и распусканием листьев на ветках весной. Установить взаимосвязь сезона и развитие растения.
4. «Воздушные шарики». Задачи: закреплять знания детей о воздухе.
Апрель.
1.«Почему цветы весной расцветают?» Задачи: помочь установить зависимость растений от температуры и поступаемой влаги.
2. «Волшебные мыльные пузыри». Задачи: познакомить детей со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла: может растягиваться, образуя пленку.
3. «Здравствуй, солнечный зайчик». Задачи: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
4. «Что выделяют растения?». Задачи: познакомить детей с тем, что растения выделяют кислород.
Май.
1. «Термометр для улицы». Задачи: познакомить детей с уличным термометром.
2. «Металл и пластмасса». Задачи: учить сравнивать предметы из металла и пластмассы и показать, какие из них плавают и почему.
3. «Испытание магнита». Задачи: познакомить детей с особенностями магнита, помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими и со способностью магнита притягивать другие предметы.
Приложение 2
Беседа: "Узнай всё о себе воздушный шарик".
Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет и способом его использования.
2. Закреплять знания о предметах, сделанных из резины.
Ход беседы:
В гости к детям прилетел воздушный шарик.
Шарик: - Здравствуйте дети я воздушный шарик. Прилетел я сегодня к вам в гости, потому что ничего о себе не знаю. Помогите, мне, ребята. Расскажите, почему меня называют воздушным шариком?
Воспитатель: Ребята, поможем шарику? А чем мы можем ему помочь? (ответы детей)
Шарик: - Кто нибудь знает, почему меня называют воздушным? ( ответы детей: тебя называют воздушным, потому что ты летаешь по воздуху, потому что тебя надувают воздухом.)
-А из чего меня сделали?- Тебя сделали из резины.
- Какие свойства резины вы знаете? Дети затрудняются ответить.
Воспитатель: Ребята для того чтобы шарику рассказать о свойствах резины нам нужно провести некоторые опыты, так что мы сегодня открываем нашу мини лабораторию, занимаем все свои места и к делу.
Опыт №1
Определить шарик на ощупь, погладить шарик, помять в кулачке.
Вывод: резина мягкая и гладкая.
Опыт №2
Теперь давайте попробуем шарик растянуть.
Вывод шарик тянется, значит, резина эластичная.
Опыт№3
В воду по очереди опускают бумагу, материал, резину.
Вывод: бумага намокает, рвётся; материал намокает, не рвётся даже если сильно потянуть; резина намокает, но если вытереть салфеткой становится сухой, резина не впитывает воду.
Опыт№ 4 с резиновой перчаткой: дети надевают перчатку на руку и опускают в воду.
Вывод: перчатка намокает, а рука остаётся сухой, потому что резина не пропускает воду.
Рефлексия: - Ребята к нам сегодня прилетел шарик, о чём он хотел узнать? Что мы делали, что бы узнать свойства резины? О каких свойствах резины вы узнали и рассказали шарику? Как можно играть с шариком?
Шарик предлагает детям поиграть с ним.
Правила игры: дети встают в круг и передают шарик из рук в руки под музыку. Когда музыка останавливается, ребёнок с шариком в руках называет предмет, сделанный из резины.
Приложение 3
«Опыты со светом».
Задачи:
Дать понятие о возникновении света и тени.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Активизация словаря: проникает, яркий, тусклый, тень, отражается.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, цветные стёкла, картон, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки, чашка, ложка, чайник, вилка, молоток, кукла.
Ход опыта.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. Давайте присядем на дорожку. Перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)
Воспитатель: - Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
- А от чего ещё бывает светло? (по ходу ответов детей выставляются иллюстрации солнца, звёзд, месяца, свечи, электрической лампочки, фонарика)
Путешествие наше будет интересным. Может нам придётся идти при свете, а может и в темноте. А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет) Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарики)
Прежде, чем я раздам вам фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли нам вред? (ответы детей)
- А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
В путь мои друзья! (идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет)
- Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики.
- Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко)
- Если фонарики направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет)
- На что похож свет от фонариков?
- А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
- Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт? (свет уменьшится)
- А если фонарики удалить от пола, что произойдёт? (свет становится больше)
- Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.
- Продолжаем наше путешествие (идём в темноте с фонариками, и загорается свет)
- Ребята, а как теперь светят фонарики? (тускло)
- Когда светло фонарики можно выключить.
- Ребята, посмотрите, что я нашла (подходит к столу с разными предметами).
- Давайте посмотрим, что это за предметы (тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки).
-Ребята, а теперь мы поиграем с этими предметами (гаснет свет)
- Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? (ответы детей)
- Давайте попробуем, что получится (свет не проникает) - А почему?
Аналогичная работа проводится с цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
- Через какие предметы свет проходит?
- А через какие предметы свет не проходит?
Продолжим наш путь (на пути настольная лампа и свеча)
- Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (ответы детей)
- Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)
- Давайте проверим. А, что для этого нужно сделать? (включить свет)
- Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать? (включить в розетку)
- А фонарик тоже включаем в розетку? (нет, у него есть батарейки)
- А как включить свечу? (её надо зажечь)
Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света.
- Что же светит ярче?
- Продолжаем наше путешествие - А я ещё умею показывать тени ладошками. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т. д.)
- А вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
- Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью.
Опыт: «Волшебное сито»
Задачи: познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Материалы: различные сита, миска, манка и пшено.
Воспитатель:
Кто-то там бредет тихонько?
Ой, да это кот
Что у бабушки живет,
Ох, и грустный он идет.
Котик плачет, спотыкается
Тихо к нам приближается.
- Котик, что у тебя случилось?
Котик:
Ох, ребятушки, беда –
Прыгал я сейчас по полкам
Уронил манку и пшёнку.
Что мне делать? Как мне быть?
Воспитатель: «Этой мы сейчас исправим. У нас есть один волшебный предмет, который нам поможет. Догадайтесь, что это?»
Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно всё в дырках.
Дети: «Сито».
Котик: «Да я такую, маленькую, кругленькую у бабушки видел! А у вас это сито есть?»
Дети: «В нашей лаборатории сито есть».
Дети достают сито и с помощью воспитателя показывают коту, как можно отсеять манку от пшена.
Воспитатель высыпает манку, перемешанную с пшеном в сито и дети тихонько просеивают манку в миску.
Воспитатель: «Что остается в сите? Что из сита сыплется в миску?»
Ответы детей.
Котик рассматривает очищенную муку и радуется, благодарит за помощь.
Котик: «Ой, а почему пшено осталось в сите, а манка в миске?» Ответы детей.
Котик: «Все я понял, молодцы! Пойду ка я быстрей домой к бабушке. Приходите к нам в гости есть вкусную кашу».