Белова Марина
Программа кружка «Спортивная карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Спортивная карусель»
Пояснительная записка
«Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…»
Здоровье детей – будущее страны!
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Публикация «Программа кружка „Спортивная карусель“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Основная направленность программы «Спортивная карусель» - сохранение и укрепление здоровья детей.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
•наследственность;
•неблагоприятная экологическая обстановка;
•электронно-лучевое и «метало -звук», облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка);
•образ жизни (который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья) .
Отклонения в опорно - двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, я обратила внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.
На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.
Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду. Чтобы определить эти нарушения, необходим осмотр ребенка.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, я разработала программу физкультурно- оздоровительного кружка «Спортивная карусель»
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Цель программы :
Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре.
Задачи программы :
Оздоровительные
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к различным заболеваниям.
3. Формирование правильной осанки и укрепление всех групп мышц, содействие профилактике плоскостопия.
Образовательные
1. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
2. Развивать двигательные способности детей и физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость) .
3. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные
1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни
2. Воспитывать положительные черты характера.
3. Воспитывать чувство уверенности в себе.
Актуальность программы
Актуальность данной проблемы определяется тем, что перед дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка.
Принципы реализации программы
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип оздоровительной направленности.
Учебный план
№
п\п Название темы Часы
1. «Что такое правильная осанка» 1
2. «Льдинки, ветер и мороз» 1
3. «Береги свое здоровье» 1
4. «Путешествие в страну Спорта и Здоровья» 1
5. «Почему мы двигаемся?» 1
6. «Веселые матрешки» 1
7. «По ниточке» 1
8. «Ловкие зверята» 1
9. «Зарядка для хвоста» 2
10. «Вот так ножки» 1
11. «Ребята и зверята» 2
12. «Пойдем в поход» 1
13. «Цветочная страна» 2
14. «Веселые танцоры» 2
15. Сюжетное занятие «На птичьем дворе» 1
16. Закрепление правильной осанки 2
17. «Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику» 2
18. «В гостях у морского царя Нептуна» 1
19. «Мальвина и Буратино» 2
20. «Незнайка в стране здоровья» 2
21. Закрепление правильной осанки 2
22. «Мы куклы» 2
23. «Мы танцоры» 2
24. «Путешествие в страну Шароманию»
2
25. «Поможем Буратино» 2
26. «У царя обезьян» 2
27. «Отгадай загадки» 2
28. «Детский старти-нейджер» 2
29. «Будь здоров» 2
30. «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка» 2
31. «Старик Хоттабыч» 1
32. «Веселый колобок» 2
33. «Игрушки» 1
34. «Цирк зажигает огни» 1
35. Закрепление правильной осанки и коррекция плоскостопия 2
36. КВН «Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу» 1
37. Диагностика 1
38. 58
Перспективный план работы кружка «Спортивная карусель»
Октябрь
1. «Что такое правильная осанка» (обучающее)
Структура занятия
1. Дать представление о правильной осанке.
2. Игра «Угадай, где правильно»
3. П/И «Веселые елочки»
Работа с родителями
Познакомить родителей с п/и «Веселые елочки».
Обратить их внимание на положение различных частей тела ребенка.
2. «Льдинки, ветер и мороз»
Структура занятия
1. Дать представление о том, что такое плоскостопие
2. ОРУ
3. ОВД
4. Игра «Делим тортик»
Работа с родителями
Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»
3. «Береги свое здоровье»
Структура занятия
1. Развитие умения сохранять правильную осанку во время ходьбы.
2. Комплекс гимнастики «Утята»
3. П/И «Веселые елочки»
4. Упражнение регулирующий мышечный тонус «Дерево»
Работа с родителями
Консультация «С чего начать родителям»
4.»Путешествие в страну Спорта и Здоровья»
Структура занятия
1. Разминка «веселые шаги»
2. ОРУ (с гимнастической палкой)
3. П/И «Теремок»
4. Релаксация «Ветер»
5. «Почему мы двигаемся?» (познавательное)
Дать понятие об опорно-двигательной системе.
Структура занятия
1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.
2. Ходьба с различным выполнением заданий.
3. Комплекс с гимнастической палкой.
4. П/И «Кукушка»
5. Релаксация «Лес»
Работа с родителями
Предложить родителям обратить внимание на позу ребенка при ходьбе и постановку стопы.
6. «Веселые матрешки»
Структура занятия
1. Ходьба с выполнением упражнений для осанки и стоп.
2. Комплекс «матрешки»
3. Упражнение «Подтяни живот»
4. П/И «Поймай мяч ногой»
Работа с родителями
Устный журнал с участием ортопеда, педиатра детской поликлиники.
7. «По ниточке»
Структура занятия
1. Упражнения с выполнением задания для стоп и осанки
2. П/И «Кукушка»
3. Познакомить с образной композицией с элементами танца «По ниточке»
4. Упражнение на вытягивание живота «Дельфин»
Работа с родителями
Провести с родителями анкетирование по определению привычной позы для ребенка.
8. «Ловкие зверята»
Структура занятия
1. Комплекс корригирующей гимнастики.
2. Самомассаж
3. П/И «Обезьянки»
4. Упражнение «В лесу»
Работа с родителями
Оформление фотовыставки работы кружка
Ноябрь
1- 2. «Зарядка для хвоста»
Структура занятия
1. Комплекс корригирующей гимнастики.
2. Познакомить с ритмическим танцем «Зарядка для хвоста»
3. Упражнение «Подтяни живот»
4. Релаксация «Море»
Работа с родителями
Предложить родителям побеседовать с детьми о правильной позе при сидении за столом.
Привлекать детей к оценке своей позы во время рисования, рассматривания картинок.
3. «Вот так ножки»
Структура занятия
1. Разминка в виде самомассажа (плечевых суставов, спины, коленных суставов, ступней)
2. Комплекс статистических упражнений
3. Расслабление в позе полного отдыха, лежа на спине.
Работа с родителями
Ознакомление родителей с приемами самомассажа.
4 - 5. «Ребята и зверята»
Структура занятия
1. Ходьба со сменой темпа и сохранением осанки.
2. Ритмический танец «Зарядка для хвоста»
3. Гимнастический комплекс с элементами корригирующей гимнастики.
4. Релаксация под звучание музыки.
Работа с родителями
Подбор картинок с изображением позы при стоянии, сидении, ходьбе.
6. «Пойдем в поход»
Структура занятия
1. Упражнение «Встань правильно»
2. Игровое упражнение «Найди правильный след»
3. П/И «Птицы и дождь»
4. Игра «Ровным кругом»
7 – 8. «Цветочная страна»
Структура занятия
1. Ходьба с различным выполнением заданий.
2. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей»
3. Ритмическая гимнастика на фитбол -мячах
4. Упражнение «Колючая трава»
5. Упражнения с обручами
6. Релаксация «Поливаем цветочки»
Работа с родителями
Конкурс «Нестандартное оборудование своими руками».
Декабрь
1 - 2. «Веселые танцоры»
Структура занятия
1. П/И «Найди себе место»
2. Упражнение «Бег по кругу»
3. Ритмический танец «Зимушка-зима»
4. Релаксация «Снег»
Работа с родителями
Предложить родителям побеседовать с детьми о положении различных частей тела при ходьбе, стоянии, сидении, о правильной постановке стоп.
3. Сюжетное занятие «На птичьем дворе»
Структура занятия
1. Разминка «Сорока»
2. Комплекс корригирующих упражнений
3. Упражнение «Ласточка»
4 - 5. Закрепление правильной осанки
Структура занятия
1. П/И «Найди себе место»
2. Упражнение «Бег по кругу»
3. П/И «Попляши и покружись -самым ловким окажись»
4. Релаксация «Спинка отдыхает»
Работа с родителями
Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия. Предложить проводить эти комплексы ежедневно дома с детьми.
6 - 7. «Учимся правильно дышать, чтобы помочь позвоночнику»
Структура занятия
1. Упражнение «Встань правильно»
2. Задание на проверку своего пульса.
3. Комплекс упражнений на дыхание.
4. Упражнение «Жмурки»
5. Контрольное измерение пульса
6. Упражнение «Буратино»
8. «В гостях у морского царя Нептуна»
Структура занятия
1. Упражнение «Море»
2. Игра «Отлив-прилив»
3. Упражнение «Собери камушки»
4. Игра «Спрыгни в море»
5. Игра «море волнуется»
Работа с родителями
Опросник на тему «Что я знаю коррекции опорно-двигательного аппарата у детей»
Январь
1 - 2. «Мальвина и Буратино»
Структура занятия
1. Ритмический танец «Кукла»
2. Комплекс корригирующей гимнастики»
3. Упражнения для мышц ног.
4. Упражнение «Буратино»
Работа с родителями
Беседа на тему «Как приучить ребенка делать зарядку»
3 - 4. «Незнайка в стране здоровья»
Структура занятия
1. Разновидности ходьбы и бега.
2. Упражнения «Ровная спина»
3. Упражнения «Здоровые ножки»
4. Самомассаж
5. Релаксация «Отдыхаем»
Февраль
1 -2. Закрепление правильной осанки
Структура занятия
1. Упражнение «Бег по кругу»
2. ОРУ (и. п. лежа, сидя, стоя) у гимнастической стенке.
3. Упражнение в висе.
4. Игра «Ходим в шляпах»
3-4. «Мы куклы»
Структура занятия
1. Комплекс пластической гимнастики.
2. Ритмический танец «Куклы»
3. П/И «Ходим в шляпах»
4. Релаксация «Куклы отдыхают»
Работа с родителями
Познакомить родителей с комплексом корригирующей гимнастики.
5-6. «Мы танцоры»
Структура занятия
1. Ритмический танец «Аэробика»
2. Упражнения в низких и. п.
3. Упражнение «Делим тортик»
4. П/И «Попляши, покружись, самым ловким окажись»
Работа с родителями
Папка – передвижка «Вместе с мамой, вместе с папой»
7-8. «Путешествие в страну Шароманию»
Структура занятия
1. Упражнение «Надуем шары»
2. упражнения на фитбол-мячах
3. П/И «Закати мяч в ворота ножкой»
4. Релаксация «Шарик»
Работа с родителями
Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»
Март
1- 2. «Поможем Буратино»
Структура занятия
1. П/И «Найди себе место»
2. Ритмический танец «Аэробика»
3. Самомассаж спины и стоп.
4. Упражнение «Поможем Буратино стать красивым»
3 - 4. «У царя обезьян»
Структура занятия
1. Ходьба с различным выполнением заданий.
2. Упражнение «Пройди через болото»
3. Упражнение в висе.
4. упражнение «Положи банан»
5 -6. «Отгадай загадки»
Структура занятия
1. Комплекс упражнений «Загадки»
2. Упражнения на фитбол –мячах
3. П/И «Заводные игрушки»
4. Игра «Собери домик»
Работа с родителями
Оформление стенда «Десять советов родителям»
7 -8. «Детский старти-нейджер»
Структура занятия
1. Комплекс упражнений «Веселая маршировка»
2. Упражнение «Собери небоскреб» (кубики стопами)
3. «Сиамские близнецы» (упражнения в парах)
4. Самомассаж «Рисунок на спине»
Работа с родителями
Практические советы по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.
Апрель
1 - 2. «Будь здоров»
Структура занятия
1. Упражнения Разминка «Дышите -не дышите»
2. Игра «Прокати мяч»
3. Упражнения со скакалками.
Работа с родителями
Консультация «Учим ребенка следить за своим здоровьем»
3 -4.» Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
Структура занятия
1. Упражнение «Прыгалка»
2. Комплекс пластической гимнастики
3. Упражнения на самовытяжение.
4. П/И «Не урони»
5.«Старик Хоттабыч»
Структура занятия
1. Самомассаж стоп.
2. «Дорожка здоровья»
3. Танец «Утят»
4. Упражнения с массажными мячами.
5. Танец ножек «Матрешки»
6. Упражнение «Переложи бусинки»
7. Упражнение «Рисуем ногами»
8. Релаксация «Спокойный сон»
Работа с родителями
Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Спортивная карусель»
6 - 7. «Веселый колобок»
Структура занятия
1. ходьба в чередовании с бегом с выполнением упражнений.
2. Упражнение «Скатаем колобок»
3. П/И «Колобок и звери»
4. Самомассаж массажными мячами.
Работа с родителями
Консультация «Коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»
8. «Игрушки»
Структура занятия
1. Ходьба с различным выполнением заданий.
2. Упражнение «Пройди через болото»
3. Упражнение в висе.
4. упражнение «Положи банан»
Май
1. «Цирк зажигает огни»
Структура занятия
1. Ходьба с выполнением упражнений для стоп.
2. Упражнение «Силачи» (с мячом)
3. П/И «Карусель»
4. Упражнения на дыхание и расслабление.
.
2. Закрепление правильной осанки и коррекция плоскостопия
Структура занятия
1. Упражнение «Бег по кругу»
2. Упражнение в висе.
3. П\И «Пятнашки»
4. Релаксация «Весна
Работа с родителями
Беседа «Влияние динамической и статистической нагрузок на организм»
3. КВН «Я здоровье берегу -быть здоровым я хочу»
Структура занятия
Задания и конкурсы.
Работа с родителями
Оформить папку-передвижку с фотографиями о проведении КВН.
4. Диагностика
Структура занятия
Заключительная беседа «Зачем мы занимаемся физкультурой?»
Работа с родителями
Познакомить родителей с результатами диагностики
Диагностика:
Методики тестирования
Метод тестирования нарушения осанки
а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко
тест для мышц шеи:
И. П. - лежа на спине, руки вниз
1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.
тест для мышц живота:
И. П. - лежа на спине, руки вниз
1 - поднять ноги до угла 45є и зафиксировать положение.
тест для мышц спины:
И. П. - лежа на животе, руки вверх
1 - прогнувшись и зафиксировать положение
б) Для определения подвижности позвоночника мною использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С. Байловой и К. Ф. Зенкевич:
И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.
1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки)
Метод тестирования для выявления плоскостопия
Для выявления плоскостопия у детей посещающих ДОУ тест проводится при помощи плантографа.
Плантограф – это деревянная рамка (высотой 2 см. и размером 30*30 см., на которую натянуто полотно или мешковина) и сверху него полиэтиленовая пленка. Полотно смачивается штемпельной краской или чернилами для авторучек, на окрашенную сторону кладется лист бумаги, на котором написано Ф. И. ребенка, группа, дата обследования. Ребенок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу, при этом на бумаге остаются отпечатки стопы – плантограмма.
Оценка плантограммы: заключение о состоянии свода стопы делятся на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке. Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторая линия проводится от середины пятки до средины основания большого пальца (смотреть приложение).
Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии – стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка – уплощение свода стопы. Если оба контура расположены внутри контура отпечатка – стопа плоская. Дети с неправильно сформированной стопой, направляются на консультацию к ортопеду
Литература
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.
2. Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование, 2005.
3. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. - М., АРКТИ, 2001.
4. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом : Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М., Издательство ГНОМиД, 2003.
5. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.
6. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М., АРКТИ, 2002.
7. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004.
8. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2005.
9. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Сост. Н. А. Ноткина. - СПб. : Образование, 1993.
10. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2002.
11. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2003.
12. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001, стр. 10.
13. Зарипова Т. П., Ушакова Т. А. Планирование оздоровительной работы // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 32.
14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.
15. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
16. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата) : пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.
17. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание № 5 / 2004, стр. 66.
18. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. - М. : Институт ДО и СВ РАО, 2003.
19. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. :АРКТИ, 2002.
20. Логинова В. И., Т. И. Бабаева Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург, издательство «Акцидент» 1997г.
21. Макарова З. С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
22. Милюкова И. В. Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушении осанки и коррекции плоскостопия у детей. - М. : Издательство Эксмо; СПб. : Сова, 2003.
23. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
24. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.