Папки-передвижки

Программа кружка по дополнительному образованию «Радуга эмоций»

Светлана Тимофеева
Программа кружка по дополнительному образованию «Радуга эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ …. 3 1.1. Пояснительная записка…. …. 3

1.2. .Актуальность…. ….4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…. 5

1.4. Условия реализации Программы…. 6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…. 7

2.1 Характеристика развития социальных способностей детей дошкольного возраста….7

2.2 Содержание образовательной деятельности

2.1.1. ТЕМА I. ЧУВСТВО. ВВЕДЕНИЕ….7

2.1.2. ТЕМА 2. ЧУВСТВА НУЖНО УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ…7.

Публикация «Программа кружка по дополнительному образованию „Радуга эмоций“» размещена в разделах

2.1.3 ТЕМА 3. ПОЛЕЗНЫЕ ЧУВСТВА: РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ЗАБОТА…

2.1.4. ТЕМА 4. ВРЕДНОЕ ЧУВСТВО—ОБИДА

…7

2.1.5. ТЕМА 5. ССОРА КАКИЕ ЧУВСТВА ПРИВОДЯТ К ССОРЕ….7.

2.1.6. ТЕМА 6. КАКИЕ ЧУВСТВА ЖИВУТ В ПРИРОДЕ …7

2.3. Ожидаемые результаты реализации Программы…. 8

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…9

3.1. Календарный учебный график…9.

3.2. Формы диагностики…. 24

3.3Особенноти развития развивающей предметно-пространственной среды…24

3.4. Материально –техническое обеспечение…. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…26

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа по дополнительному образованию «Радуга эмоций выделяет ее следующие основные направления:

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно воспринимая свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, то есть формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление содержит формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, умения делать выбор, формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Программа разработана согласно требованиям следующих нормативно – правовых документов:

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р.)

В программе использовались две основных модификации эмоционально-символических методов, предложенных Дж. Аланом: групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. Причем на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения; направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

В 3 — 4 года возникает способность воспринимать собственные чувства, а затем чувства других людей, то есть начинает формироваться первичная рефлексия. Примерно в это время ребенок начинает осознавать свое желание быть хорошим и стремится к этому, то есть можно сказать, что появляется первичная потребность в саморазвитии

1.2 Актуальность

Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Кроме того, существует тесная взаимосвязь между душевным равновесием и физическим здоровьем ребенка, а положительное эмоциональное состояние относится к одному из важнейших условия развития личности. Однако в ходе социализации ребенок сталкивается с ситуативным дискомфортом, в процессе которого может развиваться устойчивое эмоциональное неблагополучие. Поэтому многие воспитатели и родители обращаются к психологу с жалобами на различные нарушения в эмоциональной сфере детей, а именно: повышенную эмоциональную возбудимость, раздражительность, наличие разнообразных страхов, агрессивность, упрямство, тревожность, застенчивость. Эти нарушения в эмоциональной сфере детей замедляют процессы интеллектуального развития, т. к. эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие

В психологии проблеме эмоций посвящено немало работ, тем не менее считается, что эта проблема меньше всего разработана. Не случайно такой известный психолог, как Н. Н Ланге, назвал проблему чувств “золушкой” психологии. Эта проблема занимает место гонимой, нелюбимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Стоит отметить, что сейчас, хотя и есть работы, посвященные проблеме эмоций, но в основном они рассматриваются с физиологической стороны, и почти нет глубинных исследований, посвященных психологическому аспекту эмоций.

Над темой эмоций работало немало известных ученых, как советских, так и зарубежных. Некоторые исследователи (например, Даффи) полагают, что в рамках поведенческой науки можно обойтись вообще без понимания “эмоция”. Другие же, (например, Томкинс, Изард) утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Ряд ученых придерживается того мнения, что большая часть эмоций разрушает и дезорганизует поведение, являясь основным источником психосоматических заболеваний (например, Лазарус, Юнг). Данные же других авторов показывают, что эмоции играют важную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Липер, Мауэр). Есть даже мнение, что решение человеческих проблем заканчивается в подавлении и контролировании неадекватных эмоциональных реакций. Другие же считают, что лучшим выходом из ситуаций является высвобождение эмоций для их естественного взаимопонимания с другими подсистемами личности - когнитивными и гомеостатическими процессами, побуждениями и двигательными актами. Сейчас нет единого взгляда на место эмоций в жизни человека, что доказывает сложность и актуальность данной проблемы для изучения.

Цель программы : развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих людей

2. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова)

3. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

4. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.).

5. Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие его полноценному личностному развитию.

6. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

1. З. Принципы и подходы к формированию Программы

1. Занятия по программе “ Радуга эмоцийстроятся по такому принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.

Например, аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и педагога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.

Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон.

Ценность занятий по программе “ Радуга эмоций” состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам Программы.

На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены О. В. Хухлаевой.

Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.

Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.

Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.

Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.

Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, личностного роста.

1.4 Условия реализации Программы

В ходе реализации программы «Радуга эмоций» занятия проводятся в форме игры. В занятиях участвует один взрослый - педагог дополнительного образования - и группа из нескольких детей. Оптимальное количество детей в группе - 12.

В занятиях используются следующие методические средства:

Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе

Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.

Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.

Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева,. ; направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

Игры, направленные на развитие воображения : вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.

Программа “ Радуга эмоций” рассчитана на один год, содержит 25 занятий, из них первые 5 занятий вводные, направленные на сплочение детей, сотрудничество, взаимопонимание, остальные 20 занятий тематические, на них дети знакомятся с эмоциями.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в течение всего года.

Продолжительность –15 минут, для детей младшего дошкольного возраста.

Для эффективной поддержки детей используется групповая и индивидуальная форма работы. Самое главное условие эффективности таких занятий - добровольное участие в них детей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика развития социально –эмоциональных способностей детей дошкольного возраста

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). В этой ситуации взрослые должны объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Поэтому взрослые (родители и педагоги) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника: радости, нежности, гнева и других переживаний.

2.2 Содержание образовательной деятельности

2.3. Ожидаемые результаты освоения Программы

1. Созданы условия для развития эмоционально-личностной сферы детей.

2. Сформированы представления детей об основных эмоциональных состояниях человека (радость, печаль, злость, удивление, интерес, страх, презрение отвращение, вина, стыд)

3. Осознание детьми того, что:

• Чувства есть у каждого человека.

• У меня у самого бывают разные чувства и они постоянно меняются.

• Изменения чувств связаны с происходящими в жизни событиями.

• Событие может быть одно, а чувства у людей разные.

• Чувства можно выразить с помощью мимики, пантомимики, интонации.

• Можно и нужно научиться распознавать чувства других людей.

• Чувствами нужно научиться управлять, хотя это бывает трудно.

• Человеку нужно научиться управлять своими чувствами, чтобы не совершать поступки,

которые ухудшают чувства других людей.

• Мы можем помочь другому человеку научиться управлять своими чувствами.

4. Позитивные изменения в эмоционально – личностной и межличностной сферах развития детей.

5. Формирование у ребенка социально – гуманитарных качеств, дружеских взаимоотношений.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Календарный учебный график

График работы дополнительного образования «Радуга эмоций» : 1 раз в неделю (четверг)

Четверг: 16.00-16.15

Срок реализации: 2023-2024 2чебный год

Продолжительность: 15 минут

Количество детей - 12

Учебно- тематический план

Младшая группа

Раздел, тема Кол-во часов

Диагностика 2

ТЕМ ТЕМА I. ЧУВСТВО. ВВЕДЕНИЕ

7

Занятие I. Знакомство 1

Заня Занятие 2. Весёлые - грустные 1

Заня Занятие 3 Весёлые - грустные 1

Заня Занятие 4. Весёлые - грустные

1

Занят Занятие 5. Весёлые - грустные 1

Занятие 6. Страшный - весёлый 1

Занятие 7. Радуется - боится 1

ТЕМА 2. Чувства нужно уметь распознавать 5

Занятие 8. Радость, страх, злость «Пластилинчик» 1

Занятие 9. Радость, страх, злость • «Угадай чувство». 1

З Занятие 10. Узнаю чувство по голосу 1

За Занятие 11. Узнаю чувство по лицу

1

Занят Занятие 12. Узнаю чувство по походке

1

ТЕМА 3. ПОЛЕЗНЫЕ ЧУВСТВА:РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ЗАБОТА 2

Занятие 13. Забота 1

Занятие14. Радость, любовь 1

ТЕМА 4. ВРЕДНОЕ ЧУВСТВО— ОБИДА

2

З Занятие 15. Кто как обижается «Пальцы-зайцы».

1

Занятие 16. Пожалей обиженного «Пальцы-медведи 1

ТЕМ Тема 5. ССОРА КАКИЕ ЧУВСТВА ПРИВОДЯТ К ССОРЕ

Занятие 17. Поссорились—помирились • «Добрые—злые».

3

1

Занятие 18. Разозлился—поссорился

1

За Занятие 19. Помирились все

1

ТЕМА 6. KАKИE ЧУВСТВА ЖИВУТ В ПPИPOДE

6

Занятие 2О. Природа умеет чувствовать 1

Занятие 21. Природа умеет чувствовать

1

Занятие 22. Может ли плакать природа? «Что чувствует природа?»

1

ЗЗанятие 23. Может ли плакать природа Ж «Что чувствует природа?»

1

Занятие 24. Радуюсь вместе с природой. «Что чувствует природа?»

1

Занятие 25. 1Итоговое «Любимая игра»

1

Диагностика

2

Календарно - тематическое планирование групповых занятий с детьми 3-4 лет

ТЕМА I. ЧУВСТВО. BВEДЕНИЕ

Зянятие I. Знакомство

«Ласковое имя».

«Если он медведь, назови его ласково».

«Я — мама зайчиха»..

«Тихий час для мышат»1. /.

Занятие 2. ВЕСЕЛЫЕ—ГРУСТНЫЕ

«Здравствуй, я котик». /

«Котик ласкает». /

«Раз, два, три, зайцы — замри». /

• «У птички болит крылышко — пожалей птичку /

«Тихий час для мышат».

Зянятие 3. ВЕСЕЛЫЕ—ГРУСТНЫЕ

«Здравствуй, я лисичка», / /.

«Лисичка грустная, потому что она упала». /

«Кто как веселится». /

«Тихий час для мышат».

Занятие 4. ВЕСЕЛЫЕ—ГРУСТНЫЕ • «Здравствуй, я зайчик /

«Зайчик веселый—грустный». /

«Зайчик позвонил по телефону» /

«Зайчик отправился в лес». /

«Тихий час для мышат».

Занятие 5. ВЕСЕЛЫЕ—ГРУСТНЫЕ

«Здравствуй. Я — мальчик Петя». /

«Петя грустный—веселый». /

«Петю наказали». / /

«Тихий час для мышат».

Занятие 6. СТРАШНЫЙ—ВЕСЕЛЫЙ • «Здравствуй, я пластилинчик». /

«Превратись в пластилинчик». /

• «Страшный—веселый стульчик /

«Чего боялся зайчик?» /

• «Ау /

«Тихий час для мышат»

Занятие 7. РАДУЕТСЯ—боится

«Хорошие ушки—красивые глазки». /

«Кто погладит козочку?» /

«Кто когда радуется и боится». /

«Помяукай и похрюкай». /

«Тихий час для мышат».

TEMА 2. ЧУВСТВА НУЖНО УМЕТЬ распознавать

Занятие 8. Радость, страх, злость «Пластилинчик» /

«Как выглядят чувства».

«Покажи чувства язычком».

«Покажи чувства руками».

«Листочек падает».

«Тихий час для мышат».

Занятие 9. Радость, страх, злость

«Угадай чувство».

«Кто в домике живет?»

«Тихий час для мышат».

Занятие 10. УЗНАЮ ЧУВСТВО ПО ГОЛОСУ

«Кто самый похожий?»

«Кто лучше разбудит?»

• «Что чувствует кошечка

«Что хочет сделать Колина мама?»

«Тихий час для мышат».

Занятие 11. Узнаю чувство по лицу

«Посудный магазин».

«Что подарили гости»

«Семья собачек».

«Мягкий мишка и твердый солдатик».

Занятие 12. Узнаю чувство по походке

«Карандашик—кисточка».

• «Я иду на день рождения

«Вот так».

«Тихий час для мышат».

ТЕМА 3. ПОЛЕЗНЫЕ чувства: Радость, любовь, забота

Занятие 13. ЗАБОТА

•«Превратились — кошечки — радость

«Игрушечный магазин».

«Поехали, поехали».

«Маша упала».

«Встану я утром».

«Тихий час для мышат».

ЗАНЯТИЕ 14. РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ

«Пальцы-мышки

. • «У кого больше любимок».

«Покажу, как я люблю».

«Тихий час для мышат».

ТЕМА 4. ВРЕДНОЕ ЧУВСТВО—OБИДA

ЗАНЯТИЕ 15. Кто как обижается «Пальцы-зайцы».

Дети превращают свои пальчики в зайчиков и скачут ими по столу.

«Мы — солдаты».

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

«Кто медленнее».

«Тихий час для мышат».

ЗАНЯТИЕ 16. Пожалей обиженного

«Пальцы-медведи».

«Хоровод».

«Цветы на полянке».

«В детский сад на самолете».

«Тихий час для мышат».

ТЕМА 5. ССОРА КАКИЕ ЧУВСТВА ПРИВОДЯТ К ССОРЕ

ЗАНЯТИЕ 17. Поссорились—помирились • «Добрые—злые».

«Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые».

«Звери поссорились».

«Кто больше знает мирилок».

«Утро—вечер».

«Тихий час для мышат».

ЗАНЯТИЕ 18. Разозлился—поссорился

«Превратились».

«Большие—маленькие».

«Пальчиковый этюд: поссорились, помирились».

• «Самолет летит, самолет отдыхает

«Пальчиковый этюд: Саша напугал Дашу».

• «Танец мира

«Тихий час для мышат».

Занятие 19. Помирились все

«Пусть встанет тот, на кого я смотрю»

. • «Моем стекла».

«Покажи голосом»

• «Ну-ка, игрушки, поменяйтесь местам

«Дай мне игрушку».

Тихий час для мышат».

ТЕМА 6. KАKИE ЧУВСТВА ЖИВУТ В ПPИPOДE

ЗАНЯТИЕ 2О. Природа умеет чувствовать

• «Чувство, замри.

«Имя шепчет ветерок».

«Чувства в природе».

«Тихий час для мышат».

ЗАНЯТИЕ 21. Природа умеет чувствовать

«Имя шепчут волны».

«Чувства в природе».

• «Ветер, ветерок, ураган

«Приласкай, ветерок».

«Тихий час для мышат».

ЗАНЯТИЕ 22. Может ли плакать природа Ж «Что чувствует природа?»

«Капелька, льдинка, снежинка».

«Когда природа плачет».

«Обиженный кустик».

«Птенец в яйце».

«Тихий час для мышат

ЗАНЯТИЕ 23. Может ли плакать природа? «Что чувствует природа?»

«Капелька — ветер, ветерок, ураган».

«Громко, тихо, средне».

«Волшебный мешочек».

• «Пожалею

«Тихий час для мышат».

ЗАНЯТИЕ 24. Радуюсь вместе с природой «Что чувствует природа?

«Походить как.»

• «Не дам

«Тихий час для мышат».

ЗАНЯТИЕ 25. ИТОГОВОЕ «Любимая игра»

«Ладошка-шарик».

«Рассмотри, кто перед тобой».

«Мишка ночью и днем».

«Потерялась девочка».

3.2 Формы диагностики

Для того, что бы дать оценку результативности данной программы была проведена диагностика детей младшего дошкольного возраста до проведения занятий и после них.

Диагностические срезы (оценка эффективности)

До начала и после проведения коррекционно – развивающих занятий предусмотренных программой проводится диагностика развития эмоциональноличностной сферы детей по следующим методикам:

1. Графическая методика «Кактус» (взята из книги М. А. Панфиловой Игротерапия общения М. : 2000). Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка. В рисунке могут проявиться следующие качества: агрессия, импульсивность, эгоцентризм, стремление к лидерству, неуверенность в себе, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность, осторожность, оптимизм, тревога,, стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности, отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества.

2. Графическая методика «Дом – дерево – человек» (Дж. Бук). Тест позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, враждебности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.

3. Методика «Паровозик» (Велиева С. В.) Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка : нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников).

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.

3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей

Один из принципов при построении предметно – пространственной развивающей среды группы – это эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника. Компоненты психологической безопасности образовательной предметно-развивающей среды включают в себя : продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;

При выборе эмоциональных образов использовала близкие и знакомые ребятам сказочные персонажи с ярко выраженными проявлениями какой-либо эмоции.

3.4. Материально-техническое обеспечение:

№ Наименование оборудования Кол-во (шт.)

1. Рабочий стол педагога 1

2. Учебная мебель для дошкольников 12

3. Мольберт 1

4. Магнитная доска 1

5 1

6. Набор пиктограмм 12

7. Набор смайликов 12

8. Игра «Лото настроений» 1

9. Набор цветных карандашей 12

10. Простой карандаш 12

Литература

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. “Я хочу”. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Изд. “ВИРТ” Кишинев. “Дорваль” СПб. ,1993.

Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7лет). – М. : Книголюб, 2004.

Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. : Айрис-пресс, 2004.

Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. : Генезис, 2000.

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

Пусть меня похвалят! / под ред. Е. Горбаченок, С. Слепица, Т. Казаченок. Белфакс, 2007.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М. : Генезис, 2000.

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3–9 лет. М. : Генезис, 2003.

Хухлаева О. В., Хухлаева О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему я. М. : Генезис, 2004.

Чистякова М. И. Психогимнастика. /под ред. М. М. Буянова. – М. : Просвещение, 1990.

Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. : “Валерии СПД”, 2001.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Развиваемся, изучая окружающий мир» Предлагаю фото отчет работы дополнительного образования социально-гуманитарной направленности «Кроха» (стартовый уровень,возраст воспитанников:.

Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём»Фотоотчет о работе с детьми и родителями по дополнительному образованию «Играем, развиваемся, растём» Наша работа с детьми по дополнительному образованию «Кроха» подошла к концу. Активно используя на занятиях разнообразные методы и приемы.

Конспект занятия по дополнительному образованию кружка «Волшебная бумага» по изготовлению книжек-малышек «Дорожные знаки»Конспект занятия по дополнительному образованию кружка «Волшебная бумага» по изготовлению книжек-малышек «Дорожные знаки» .

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по дополнительному образованию «Радуга эмоций»
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 19:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка по дополнительному образованию «Радуга эмоций»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД