Светлана Шайбулатова
Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, Родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Ф. И. Тютчев
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьёй приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают своё развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию „Родничок“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
Высокое чувство любви к Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста, прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, - отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Программа кружка – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы:
Формирование нравственно-патриотических ценностей и чувств сопричастности к родному посёлку, республике, стране; приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
• Формирование чувства любви и привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, городу;
• Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитание уважения к труду;
• Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
• Усвоение элементарных знаний о правах ребенка и человека;
• Расширение представлений о городах России;
• Знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Длительность: кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность с детьми старшей группы составляет 25 минут.
Ожидаемые результаты:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• Сформируется интерес к народным традициям и промыслам;
• Расширятся представления о городах России;
• Сформируются чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;
• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Учебный план на 2019-2020 учебный год.
I БЛОК: «Человек и общество»
Сентябрь
1. Беседа с детьми на тему «Моя семья» (создание родословного дерева)
Цель: Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей, о заботе и поддержке
2. Рассматривание альбома «Что я знаю о себе»
Цель: Формировать представления детей о частях тела и их предназначении
3. Сюжетно – ролевая игра с элементами беседы на тему «Страна вежливости»
Цель: Воспитывать культуру общения, правила хорошего тона, таких как вежливость и приветливость.
4. Ситуативная беседа «Что такое дружба?» (продуктивная деятельность из пластилина)
Цель: Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них
Октябрь
1. Тематическая беседа – досуг «Моя улица»
Цель: формировать интерес к малой Родине, улицам, жилым домам.
2. Воображаемая прогулка по достопримечательностям поселка Советский
Цель: закрепить название посёлка, знание домашнего адреса, формировать у детей чувство любви к своему посёлку
3. Рассматривание альбома «Йошкар-Ола - столица Марий Эл»
Цель: развивать чувства патриотизма, формировать представления о главном городе нашей республики, в которой мы живём.
4. Беседа на тему «Городские здания» (с элементами конструирования)
Цель: познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые.
II БЛОК: «Моя страна – Россия»
Ноябрь
1. Досуг «День народного единства»
Цель: Формировать первичные представления о данном празднике, познакомить с историей его возникновения
2. Рассматривание альбома «Народы России»
Цель: Познакомить детей с народами, проживающими в нашей стране, их культурой и народными особенностями
3. Заучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья»
Цель: Продолжать развивать память детей, навыки выразительного чтения, умение выступать публично
4. Беседа на тему «Россия – наша Родина»
Цель: Расширить знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, познакомить детей с понятиями большая и малая Родина
Декабрь
1. Рассматривание иллюстраций «Государственные символы»
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, гимне
2. Рисование на тему «Флаг России»
Цель: Сформировать уважительное отношение к государственным символам, помочь запомнить флаг России
3. Беседа «Москва – столица России»
Цель: Формировать представления детей о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России
4. Рассматривание альбома «Достопримечательности Москвы»
Цель: Познакомить детей с достопримечательностями Москвы, историей возникновения
Январь
1. Конструирование «Московский Кремль»
Цель: Продолжать учить создавать конструкцию из строительного материала по заданной тематике
2. Чтение стихотворений о Москве
Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать, отвечать на задаваемые вопросы
3. Чтение книги «Города – Герои»
Цель: Формировать понимание значимости патриотического подвига граждан всей страны
4. Итоговая НОД – викторина «Что мы знаем о России»
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов.
III БЛОК: «Народная культура и традиции»
Февраль
1. Беседа на тему «Как жили люди в старину»
Цель: Познакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа
2. Рассматривание альбома «Мастера – золотые руки»
Цель: Воспитывать уважение и любовь к труду, толерантное отношение к традициям русского народа.
3. Беседа «Богатыри – защитники земли русской». Чтение былин.
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях.
4. Досуг «Госпожа честная Масленница…»
Цель: Познакомить с традициями русского народа – обрядовым праздником Масленицы
Март
1. Изготовление «Народная игрушка – кукла – самоделка»
Цель: Познакомить с народной куклой – самоделкой, способами изготовления этой куклы
2. Чтение книги К. Д. Ушинского «как рубашка в поле выросла»
Цель: Познакомить с технологией изготовления крестьянской одежды
3. Беседа «Путешествие в прошлое одежды»
Цель: Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека
4. Рассматривание альбома «Эх лапти мои, лапти липовые…»
Цель: Формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, материале, назначении, о родовидовых понятиях
IV БЛОК «Великая Победа»
Апрель
1. Беседа «Детям – о Великой Отечественной войне»
Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира.
2. Лепка барельефов «Звезда», «Самолёт», «Танк»
Цель: Продолжать развивать навыки лепки барельефа – изображение пластилина на плоский поверхности.
3. Сюжетно-ролевая игра «Пограничники»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые охраняют границы родной страны
4. Чтение книг о войне
Цель: Продолжать знакомить с произведениями о войне, развивать внимательность и слуховое восприятие детей
Май
1. Беседа «Праздник – День Победы»
Цель: дать детям представление о предстоящем празднике; знакомить с прошлым нашей страны, формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ.
2. Возложение цветов к памятнику (совместно с родителями)
Цель: воспитывать чувство благодарности ветеранам и защитникам нашей Родины за Победу!
3. Рассматривание альбома «Дети войны»
Цель: Воспитывать уважение к подвигам тех лет, к детям – героям, которые сражались во имя победы
4. Конкурс чтецов «Мы чтим и помним…»
Цель: Воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за свой народ, победивший врага
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.
3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Т. И. Оверчук. – М. : Мозаика Синтез, 2005.
4. Города России. – М. : «Ридерз Дайджест», 2006.
5. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Старшая группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 207.
6. Как научить детей любить Родину: пособие по реализации государственной программы «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» / авт. сост. Ю. Е. Антонов, Л. В, Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. : АРКТИ, 2003.
7. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
8. Липская, Н. М. Познаю мир: родная страна (в двух частях) / Н. М, Липская. – М. : Эксмо, 2016.
9. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева. М. : 2009.
10. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004
11. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
12. Подрезова, Т. И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание». – М. : «Айрис Пресс», 2008.
13. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.
14. Сертакова, Н. М. «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» - Волгоград: «Учитель», 2015.
15. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.
16. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова», «Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки патриотизма. Беседы с ребёнком».
17. Журнал «Дошкольное воспитание»
18. Журнал «Воспитатель в ДОУ»
19. Журнал «Ребёнок в детском саду»
20. Интернет-ресурсы