Светлана Титова
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Волшебная страна оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по
художественно-эстетическому развитию
в старшей группе
«Волшебная страна оригами»
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Темочки:
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Наблюдая за детьми старшего возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками сделанными своими руками. Пускать лодочки, в весенний период, складывание корзиночек, поделки для игры в театр. Так появилась идея заняться с детьми оригами. Изучив литературу. Убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен для детей дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей пригодными им в жизни, в процессе обучения другим предметам.
Программа направлена на формирование общей культуры детей, на их духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное развитие, на создание основ для самостоятельной реализации ими творческой деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Направленность.
Прикладное творчество, конструирование поделок из бумаги в технике оригами.
Новизна
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник. Решила познакомить детей с такой техникой обработки бумаги, как оригами. На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить прекрасные игрушки, сделанные своими руками.
Отличительные особенности
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки. Именно поэтому складывание из бумаги – это полезное занятие, способствующее активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку в работу включены две руки сразу.
В листочке бумаги скрыты многие образы: бабочки, жуки, птицы, животные, цветы. Бумага в руках ребенка оживает. Сколько приносит радости, чувства эмоционального комфорта, удовольствия от выполненной своими руками поделки. Игрушка мила ребенку, с ней играет, бережет ее.
Цель программы:
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- пространственное воображение.
Воспитательные:
- интерес к искусству оригами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Участники. Дети 5-6 лет
Сроки реализации: 1 год.
Формы работы.
• Фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
• Индивидуально -фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• Групповой – организация работы в группах.
Организация занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Занятие проводиться по средам и четвергам в зависимости от графика работы.
Продолжительность образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом 2.4.1. 2660-10. (25 мин.).
Год обучения Количество занятий Кол-во детей в группе
В месяц в год
1 4 33 26
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
• Научатся различным приемам работы с бумагой;
• Будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
• Научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
• Будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
• Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
• Познакомятся с искусством оригами;
• Овладеют навыками культуры труда;
• Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Диагностика развития мелкой моторики:
На основании изученной психолого-педагогической литературы (работы Парамоной Я. Д., Тарабариной Т. И. и др.) по проблеме формирования мелкомоторных движений рук дошкольников были разработаны следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:
-точность совмещения частей;
-придерживание совмещенных сторон одной рукой;
-оптимальность нажима на бумагу:
-разглаживание бумаги;
-фиксация сгибов;
-проглаживание сгибов;
-украшение поделки (приемы вырезания, рисования мелких деталей).
Применительно к конструированию из бумаги точность проявляется в умении ребенка совместить детали выкройки на глаз, точно сложить стороны и углы выкройки в соответствии с поставленной задачей.
Придерживание совмещенных сторон одной рукой подразумевает умение ребенка удерживать бумагу одной рукой с определенным нажимом так, чтобы стороны не разъехались, а бумага при этом не помялась.
Оптимальность нажима на бумагу - умение ребенка при выполнении любой операции выбирать усилие нажатия на бумагу таким образом, чтобы не повредить ее, но в то же время произвести необходимые физические изменения в материале (согнуть, разогнуть, сжать и т. д.)
Разглаживание бумаги - это умение выравнивать бумагу тыльной стороной ладони.
Под фиксацией сгибов подразумевается умение ребенка наметить кончиком пальца начало и конец линии сгиба.
Проглаживание сгибов - это движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям.
Украшение поделки - подразумевается умение ребенка рисовать мелкие детали, владеть приемами вырезания.
На основе выявленных критериев оценки разработала пятибалльную систему оценивания сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:
5 баллов (высокий уровень): ребенок точно совмещает части заготовки на глаз после повторных примериваний; придерживает совмещенные стороны одной рукой с определенным нажимом, чтобы совмещенные части не разъехались; ребенок точно выдерживает оптимальность нажима на бумагу, так чтобы выполнить операцию по преобразованию заготовки и не повредить бумагу; разглаживает бумагу тыльной стороной ладони, расправляя её, но не повреждая; фиксирует сгибы кончиком пальца, но иногда проводит сгибы с ошибкой, проглаживает сгибы по точно намеченной линии с оптимальным усилием, так чтобы сгиб получился четким, а бумага не повредилась; умеет выбрать бумагу для поделки на ощупь после показа или словесного указания педагога.
3 балла (средний уровень): ребенок совмещает части заготовки только после повторных примериваний и с помощью педагога; придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони, иногда повреждает её; фиксирует сгибы кончиком пальца, только после указания педагога; поглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет выбрать бумагу для поделки только с помощью педагога.
1 балл (низкий уровень): ребенок совмещает части заготовки только с помощью педагога, придерживает совмещенные стороны одной рукой, но иногда совмещенные части разъезжаются; ребенок иногда выдерживает оптимальность нажима на бумагу, но часто не может выполнить операцию по преобразованию заготовки так, чтобы не повредить бумагу; разглаживая бумагу тыльной стороной ладони только с помощью педагога; не фиксирует сгибы, даже после указания педагога; проглаживает сгибы не четко с повреждением бумаги; умеет работать только с бумагой, выбранной для поделки педагогом.
Диагностика результатов освоения программы кружка
(приложение №1)
Содержательный раздел.
Методы, в основе которых лежит способ организации непосредственной деятельности:
• Словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)
• Наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• Практический (выполнение работ схемам.)
• Исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Формы подведения итогов:
• Составление фотоальбома работ
• Проведение выставок работ
• Участие в конкурсах творческих работ.
Учебный план.
Учебный план.
№ Тема Количество
1 Инструменты и материалы. Сказка «оригами» 1
2 Базовая форма «треугольник» 10
3 Базовая форма «воздушный змей» 13
4 Базовая форма «дом» 4
5 Cочетание нескольких базовых форм (блинчик, квадрат, двойной треугольник) 5
Всего: 33
Календарно – тематический план.
№ Тема Технические навыки Материал
Сентябрь
1 Знакомство с искусством оригами. Сказка. Вызвать интерес к искусству «оригами». Лист белой бумаги
2
Собачка Развивать умение складывать фигурку из базовой формы-заготовки «треугольник», загибать острые углы полученных треугольников на противоположные стороны, вводит в образ. Воспитывать интерес к процессу складыванию из бумаги.
2цветных квадрата коричневого цвета на каждого ребенка, клей, ножницы.
Октябрь
1 Кошечка Продолжать учить детей работе с техникой оригами, базовая форма «треугольник», учить анализировать образец, планировать и контролировать выполнение своей работы; 2 квадрата на ребенка пастельных тонов, клей, карандаши.
2 Коллективная работа «Кошка с котятами» Закрепить умения складывать фигурку из базовой формы «треугольник», учить работать со схемой. Большой лист бумаги для фона. 1 квадрат 10х10 (на каждого ребенка) разных цветов, клей, карандаши, обрезки бумаги (для украшения мордочки, ножницы, схема выполнения.
3 Медведь Научить из базовой формы квадрата делать фигурку медведя. Рассказать, как быстро можно сделать фигурку из знакомого метода сложения бумаги. Последовательная схема изготовления поделки; листы бумаги квадратной формы по количеству детей, фломастеры для дорисовок, клей.
4 Лягушка Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги- оригами;
Квадраты зеленого цвета, фломастеры.
Ноябрь
1 Лиса Знакомство с новой базовой формой- воздушный змей. Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Воспитывать и развивать способности контролировать с помощью мозга движения рук и пальцев. Квадраты, оранжевого цвета, клей, ножницы, заготовки для глаз и носа.
2 Кролик Знакомить с пошаговой картой, развивать умение ею пользоваться.
Упражнять в приглаживании линии сгибов. Знакомить с базовой формой оригами – «воздушный змей».
Квадраты белого, нежно-голубого цвета, схема выполнения, ножницы, заготовки для глаз и носа, клей, фломастеры.
3 Кит Продолжать знакомить детей с базовой формой - «воздушный змей». Закреплять умение приглаживать линии сгиба. Продолжать учить «читать» схему складывания. Квадраты голубого цвета, карта –схема, фломастеры.
4 Жираф Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;
Закреплять навыки выполнения базовой формы “Воздушный змей”;
Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.
Квадраты светло-желтого цвета, обрезки бумаги для украшения работы, фломастеры, клей.
Декабрь
1 Ледяной кристалл Закрепить умение складывания формы «воздушный змей». Развивать воображение. Несколько квадратов белого цвета на одного ребенка, клей.
2 Снеговик Продолжать учить выполнять поделку, используя схему, пооперационную карту. Создавать поделку из нескольких частей. Закреплять навыки выполнения базовой формы “воздушный змей”, «блинчик».
На каждого ребёнка – бумажные квадраты белого цвета 6 * 6 см., 5 * 5см., 4 * 4см. ; квадрат цветной бумаги (синий, зелёный) 5 * 5см. ; квадрат оранжевого цвета 2 * 2см., клей.
3 Дед Мороз Учить выполнять складывание бумаги из уже знакомой базовой формы. Учить складывать получившуюся фигуру в разных направлениях: к центру; отгибание нижних углов треугольника к исходящим из него сторонам и противоположным. Цветная бумага, односторонняя, квадратной формы, фломастеры.
4 Новогодняя открытка Учить детей самостоятельно выполнять работу, подбирая материал и нужную схему для работы.
Квадраты разных цветов, украшение для оформления открытки. Клей фломастеры.
Январь
1 Снегири Уметь создавать образ методики оригами под диктовку. Закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях, учить детей загибать углы разной величины и делать складку.
Квадраты с черно -красной сторонами размером 20x20 см, ножницы, цветная бумага.
2 Пингвины Формировать умение работать в технике оригами, составлять фигуру пингвина упрощенным способом, дополнять изделие элементами аппликации Черные бумажные квадраты 9х9 см или 10х10 см; красные квадратики, сложенные пополам; полоски желтого цвета обрезанные кусочки белой бумаги неправильной формы; клей; ножницы.
3 «Заюшкина избушка» Учить создавать композицию из 2х фигур, уже знакомого типа сложения. Учить находить схему, нужную для работы. Квадраты желтого, оранжевого, белого цветов на выбор, клей, фломастеры.
Февраль
1 Дом Знакомить с новой базовой формой «дом». Закрепить умение разглаживать сгибы, читать схемы. Квадраты разных цветов, цветная бумага для дополнения работы.
2 Пилотка Учить складывать лист бумаги прямоугольной формы в разных направлениях. Закрепить знания о геометрических формах, геометрических понятиях: угол, горизонтальная и вертикальная линия.
Бумага 2-х сторонняя зеленого цвета и прямоугольной формы на каждого ребенка.
3 Лодочка Продолжать учить сгибать лист вчетверо в разных направлениях: закреплять умение сглаживать сгибы. цветная бумага формата А4, разных цветов.
4 Самолет Продолжать знакомить детей с изготовлением поделок из прямоугольного листа бумаги. Развивать мелкую моторику рук. Листы А4 любого цвета по количеству детей.
Март
1 Подснежники Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления. Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовых форм «простой треугольник», и «воздушный змей». Совершенствовать умение детей работать со схемами при выполнении поделок в технике оригами.
Квадратные листы цветной бумаги (для каждого ребенка минимум по одному листу различных оттенков белого, голубого, синего и зеленого цвета).
2 Букет тюльпанов Закреплять умение детей преобразовывать базовую форму в разные поделки.
Закреплять навыки точных, аккуратных сгибов.
Закреплять выполнение базовых форм: «простой треугольник», «воздушный змей». Бумажные квадраты 6х6 см разного цвета, один квадрат зеленого цвета 10х10, клей, кисточки, салфетки, большой круг (квадрат) из бумаги - «клумба».
3 «Грачи прилетели» Учить детей складывать поделку используя словесное описание и показ, развивать пространственные отношения. Квадраты черного цвета на каждого ребенка.
4 Коллективная работа «Аквариум» Учить детей складывать рыбку из бумаги квадратной формы, сгибать лист пополам, по диагонали, загибать углы в разных направлениях. квадраты разных цветов, ножницы, фломастеры.
Апрель
1 Дерево Совершенствовать навыки детей делать правильные и четкие сгибы. Закреплять навыки выполнения базовой формы "Воздушный змей". Продолжать учить выполнять поделку, используя схему.
10х10 квадраты, цветные карандаши, фломастеры.
2 Лисичка с чёлочкой Познакомить с еще одним способом складывания лисички. Учить складывать по линиям, аккуратно разглаживая сгибы. Продолжать учить работать по схеме и словесному описанию. Квадраты оранжевого цвета, ножницы, фломастеры для украшения работы.
3 Ракета Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Загибать углы к середине, загибать боковые линии к середине, дополнять разными деталями. Учить действовать по схеме и по словесному указанию. Квадраты белой бумаги, карандаши, фломастеры для оформления.
4 Храм Закрепить умения складывания бумаги по схеме «Ракета» с небольшим изменением в конце работы для получения новой модели «Храм». Квадраты белой бумаги, карандаши, фломастеры для оформления.
Май
1 Астра Учить самостоятельно делать цветок, читая схему. Закрепить умение аккуратно складывать фигуру в базовой форме «воздушный змей». на одного ребенка несколько квадратов разных оттенков, размера 5х5, клей, основа для цветка.
2 Бабочка Учить детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба; учить детей пользоваться схемой-подсказкой. Квадрат белой бумаги на каждого ребенка, клей, карандаши.
3 Цветок - василек Закрепить умение работать по схеме. Закрепление материала. Квадраты голубой бумаги (3шт. размером 5х5) на каждого ребенка, клей, карандаши.
4 «Теремок» (герои сказки) Закрепить умение работать по схеме. Закрепление материала. Квадраты разных цветов для изготовления героев сказки «теремок».