Ольга Сорокина
Программа кружка по дополнительному образованию «Фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Тарутинский детский сад»
(МКДОУ «Тарутинский детский сад»)
Программа кружка по дополнительному образованию
«Фантазия»
Разработана педагогом МКДОУ
«Тарутинский детский сад» О. В. Сорокиной
Утверждена решением Педагогического совета
«__» ___2021г.
2021г.
Публикация «Программа кружка по дополнительному образованию „Фантазия“» размещена в разделах
Цель программы – формирование эстетического восприятия и развитие творческих способностей у детей.
Задачи программы :
Обучающие:
• знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
Развивающие:
• развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия;
• развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• развивать операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
• совершенствовать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами;
• развивать мелкую моторику рук;
Воспитывающие:
• осуществлять эстетическое воспитание детей: формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
• воспитывать в детях любовь к своей Родине;
• прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность;
• воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Программа кружка «Фантазия» основана на принципах:
- связи с жизнью,
- систематичности,
- реалистичности,
- активности,
- контролируемости,
- последовательности,
- индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,
- доступности материала, его повторности,
- построения программного материала от простого к сложному,
- наглядности.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой, прищепками, природным материалом, с тканью, картоном, бросовым материалом, роспись
Использование нетрадиционных технологий
Выставки, праздники
Формы работы с детьми:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки изделий;
- Просмотр презентаций;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники.
- Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;
- Использование физминуток.
В работе используются различные методы и приемы:
1. Наглядные методы:
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, презентаций, наглядных пособий;
- показ способов действия с инструментами и материалами.
2. Словесные методы:
- беседа,
- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы,
- объяснение способов действия с инструментами и материалами;
- указания, пояснения,
- анализ выполненных работ;
3. Практические методы:
- обучение способам изображения;
- самостоятельное выполнение детьми изделий,
- использование различных инструментов и материалов для реализации замысла;
- индивидуальный подход к детям;
4. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
5. Мотивационный метод
- убеждение,
- поощрение;
- создание ситуации успеха;
6. Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
7. Игровые методы:
- сюрпризные моменты, игровые ситуации;
- пальчиковые игры, динамические упражнения.
Формы занятий: в проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые, коллективные формы работы.
Организация деятельности кружка :
Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Режим работы кружка - занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 20 -30 минут (в зависимости от возраста детей, во вторую половину дня.
Оптимальное количество детей на занятии – 6-8 человек.
Характеристика ожидаемых результатов:
В результате систематического посещения кружка «Фантазия» дети:
• должны уметь выделять элементы узора и составлять из них композицию;
• должны уметь самостоятельно определять последовательность выполнения изделия;
• должны уметь последовательно вести работу;
• должны уметь самостоятельно и творчески применять умения и навыки полученные на занятиях;
• должны иметь представление о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
• должны выделять характерные средства выразительности элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен симметричный узор композиции;
• должны уметь трансформировать бумагу в объемные предметы;
• должны иметь представление о способах аппликации и конструировании из бумаги предметов быта;
• должны уметь пользоваться свободно кистью, уметь намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделия самостоятельно, уметь контролировать свои действия со словесным объяснением.
• должны уметь видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления и эмоциональное отношение через свое творчество;
• должны уметь эстетично оформлять свою работу.
Используются разнообразные формы работы с родителями:
- Родительские собрания;
- Индивидуальные консультации;
- Беседы;
- Выпуск папок-передвижек по народному декоративно-прикладному искусству;
- Буклетов «Сделаем сами своими руками» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);
- Разработки правил рисования различными изобразительными материалами и инструментами.
Итогом детской деятельности служат выставки детского творчества в детском саду; создание декоративных книг; участие в конкурсах; развлечениях, досугах, праздниках.
Тематическое планирование 1 год обучения.
Тема: Веселый мир прищепок.
Цель: Приобщать к искусству работы с бумагой и картоном.
№ Тема занятия
1 Подводный мир в ванной
2 Проворные мышки
3 Бабочки
4 Золотая осень
5 На крестьянском дворе
6 На кухне
7 Суета на пруду
8 Переполох в джунглях
9 Обезьянки на пальме
10 Неразлучные друзья
11 С Новым годом
12 Веселое Рождество.
13 Зайцы, курицы и цыпленок
Тема: Приемы изготовления поделок по типу оригами.
Цель: Приобщать к искусству работы с оригами.
№ Тема занятия
1 Из истории бумаги.
Способы изготовления земноводных, пресмыкающих, рыб.
2 Характеристика видов бумаги. Изготовление панно «Аквариум»
3 Композиция «На реке»
4 Способы изготовления насекомых.
Коллективная аппликация «На поляне»
5 Способы изготовления птиц.
6 Панно «Птичий двор»
7 Аппликация «Попугай в клетке»
8 Способы изготовления домашних животных и зверей.
9 Панно «Белка в лесу»
10 Сказка «Теремок»
11 Сказка «Лиса и заяц»
12 Композиция «Карусель»
13 Басня «Слон и Моська»
14 Панно «Собака – сторож»
15 Конструирование цветов
16 Конструирование домов разного типа и видов транспорта
17 Панно «Дачный поселок»
18 Изготовление шапочек – масок для игр.
Тематическое планирование 2 год обучения
Тема: «Веселая деревня»
Цель: учить создавать изображения предметов, подбирать цвета, соответственно темам и по собственному желанию.
№ Тема занятия
1 Веселая вечеринка
2 Сладкие сны
3 Кто хочет сосчитать свои ноги?
4 Козочка – путешественница
5 Я сегодня еду в город
6 Счастливого заплыва
7 Я тебя люблю!
8 Ухожу навсегда!
9 Овечка на облочке
10 М – М – М, как вкусно!
11 Ой, кто же ты?
Тема: Поделки из природного материала.
Цель: Продолжить знакомить с природным материалом.
№ Тема занятия
1 Поделки из цветов и листьев
2 Осенние чудеса
3 Поделки из сорняков
4 Поделки из шишек
5 Панно из семян растений
6 Панно из пластилина
Тема: Поделки из ткани и картона.
Цель: учить создавать изображения предметов, подбирать цвета, соответствующие темам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
№ Тема занятия
1 Изготовление корзинок.
2 Предметные и сюжетные аппликации
3 Аппликация Чипполино
4 Лоскутные фрукты
5 Объемная аппликация»Букет»
Тема: Поделки из бросового материала.
Цель: Учить делать сувениры из ненужных вещей.
№ Тема занятия
1 Ваза
2 Поделки из киндер – сюрприза
3 Поделки из флаконов
4 Разрисовка ткани красками
Литература:
1. Агапова И. А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2008. – 256 с.
2. Агапова И. А. Поделки из природного материала. – М. : ООО ИКТЦ «Лада», 2008. – 256 с.
3. Богатеева З. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду. – М. : Просвещение, 1982. – 175 с.
4. Дубовицкая Е. Г. Увлекательные поделки из спичек. – Ростов н/ Д: Фкеникс, 2009. – 123 с.
5. Конышева Н. М. наш рукотворный мир. - М: Ассоциация 21 века, 2000. – 160 с.
6. Малышева А. Н. Подарки к праздникам в детском саду. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 128 с.
7. Новикова И. В. Объемная аппликация в детском саду. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. – 128 с.
8. Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов: - М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
9. Рондели Л. Д. Народное декоративно – прикладное искусство. - М. : Просвещение, 1990. – 144 с.
10. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы. - М. : Просвещение, 1990. – 160 с.