Наталья Желтобрюхова
Программа для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Мукомолька».
(развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
в процессе работы с соленым тестом)
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации программы – 1 год
Составители программы :
Е. Н. Мельникова, воспитатель
Н. М. Желтобрюхова, воспитатель
Минусинск
2018
СОДЕРЖАНИЕ
Публикация «Программа для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы
1.2. Новизна и отличительные особенности программы
1.3. Актуальность Программы
1.4. Педагогическая целесообразность
1.5. Цель и задачи Программы
1.6. Условия реализации программы
1.7. Взаимодействие с родителями
1.8. Целевые ориентиры и способы определения их результативности
2. ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
ЛИТЕРАТУРА
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность программы
Программа кружка «Мукосолька» имеет художественно-эстетическую направленность. Творческая деятельность оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
1.2. Новизна и отличительные особенности программы
Новизна программы кружка заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализует, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.
1.3. Актуальность Программы
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Деятельность детей в кружке даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир
1.4. Педагогическая целесообразность
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
1.5. Цель и задачи Программы
Цель программы – Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности в процессе лепки малых форм из солёного теста.
Основными задачами являются:
1. Научить изготавливать различные модели из соленого теста, используя пластический, конструктивный, комбинированный способ лепки.
2. Развивать умение лепить изделия, используя разные виды лепки (предметная, сюжетная, декоративная).
3. Развивать представления о композиции, основах цветоведения, технике росписи красками.
4. Содействовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, стремления доводить начатое дело до конца.
В основе организации работы с детьми лежит система дидактических принципов:
- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
- принцип индивидуализации: на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;
- принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;
- принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества : процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;
- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.
1.6. Условия реализации программы
Образовательная программа «Мукомолька» рассчитана на воспитанников с ЗПР от 5 до 7 лет.
Программа реализуется в течение 1 года.
Основной формой работы по программе «Мукосолька» является групповое занятие. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия 25 – 30 минут. Всего занятий в год-31. Максимальное количество детей в группе-9 человек. По необходимости проводятся индивидуальные занятия.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его.
1.7. Взаимодействие с родителями
Успешному решению задач по развитию творческих способностей, способствовала совместная работа с родителями. Для этого используются:
• индивидуальные беседы
• консультации
• выпуск информационного листка «Тестопластика» (практические рекомендации по работе с детьми дома)
• изучение книжных изданий («Соленое тесто. Увлекательное моделирование», «Лепим из соленого теста» и др.).
Таким образом, совместная работа родителей и воспитателей будет способствовать успешному развитию художественно-эстетических способностей у дошкольников.
1.8. Целевые ориентиры и способы определения их результативности
Целевые ориентиры
4. К концу обучения по программе «Мукосолька»
воспитанники должны знать:
виды и назначение изделий из соленого теста;
необходимые инструменты и материалы;
основные этапы изготовления изделий;
основные приемы лепки, технологию выполнения;
композиционные основы построения изделия;
законы сочетания цветов;
требования к качеству и отделке изделий;
правила безопасной работы во время изготовления изделий.
воспитанники должны уметь:
изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
использовать инструменты для работы;
изготовлять отдельные детали;
соединять детали в готовое изделие;
составлять композицию из отдельных элементов;
сушить изделие;
гармонично сочетать цвета;
проводить окончательную отделку изделий;
выполнять правила безопасной работы;
организовывать рабочее место;
определять качество готового изделия.
Способы определения результативности
Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – среднему и 1 – низкому.
Уровни усвоения программы
Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит и раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.
Средний уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.
В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.
Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании. Не владеет приемами работы стеками. Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.
У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.
Уровни:
• Менее 2 баллов – низкий
• От 2 до 2,5 баллов – средний
• 3 балла – высокий
Формы проведения итогов реализации Программы.
• Пополнение предметно-развивающей среды и оформление групповой комнаты продуктами детского творчества.
• Презентация результатов работы кружка на родительском собрании, итоговом педагогическом совете - выставка готовых изделий.
2. Перспективное планирования занятий
кружка «Мукосолька»
(1 раз в неделю- количество часов 1)
Октябрь
1. Вводное занятие. Знакомство с лепкой, приемами, особенностями лепки из соленого теста. Цель: расширение представлений о лепке из соленого теста.
2. Лепка декоративных элементов - завитки, лепестки, листочки, ягодки. Цель: научиться лепить декоративные элементы для дальнейшего использования в декоративных композициях.
3. Лепка фигурок животных из простых геометрических фигур. Цель: уметь создать образ животного из простых форм, закрепить соединение деталей из теста.
4. Роспись готовых изделий. Цель: научиться аккуратно раскрашивать работу, подбирать красивые сочетания цвета.
Ноябрь
5. Лепка композиции «Грибы». Цель: научиться создавать из нескольких предметов композицию, используя подкрашенное тесто.
6. Композиция «Котик». Цель: закрепить использование простых форм (круг, овал) для создания образа котика, передать характер образа.
7. Роспись композиции «Котик». Цель: уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета; создать образ котика по образцу.
8. Композиция «Синичка». Цель: использовать способ соединения деталей в одно целое.
Декабрь
9. Роспись композиции «Синичка». Цель: уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета.
10. Композиция новогодняя «Снеговик и новогодняя елка». Цель: создать образ снеговика и новогодней елки, уметь передать настроение снеговика.
11. Роспись композиции «Снеговик и новогодняя елка». Цель: уметь подобрать яркие сочетания цвета для создания радостной, праздничной композиции, составлять сюжетную композицию, передавая соотношения между героями.
12. Мини-выставка «Наши первые работы». Цель: создание праздничного настроения, воспитание художественного вкуса.
Январь
13. Декоративная композиция «Фрукты». Цель: лепка фруктов, основы для композиции-тарелочка, корзина; уметь уравновесить композицию мелкими деталями - ягодки, листики.
14. Роспись композиции «Фрукты». Цель: уметь подобрать цвет и оттенки фруктов, способствовать воспитанию аккуратности в работе, уметь доводить начатую работу до конца.
15. Декоративная тарелочка. Цель: знакомство с новыми способами лепки - мелкие налепы. Примазывание, использование печатей, декоративных элементов - завитки, листики. Получение представлений об орнаменте, узоре.
Февраль
16. Композиция «Веселая гусеница». Цель: создание образа гусеницы из частей в целое, использование способа соединения деталей.
17. Роспись композиции «Веселая гусеница», декоративной тарелочки. Цель: уметь подобрать яркие контрастные сочетания цветов для создания веселой композиции, уметь аккуратно завершить свою работу, развитие творческой фантазии, художественного вкуса.
18. Композиция «Бабочка». Цель: создать образ бабочки с помощью декоративных элементов-завитки, спиральки.
19. Роспись композиции «Бабочка». Цель: уметь подобрать яркие, контрастные сочетания цветов, развитие творческой фантазии, художественного вкуса.
Март
20. Лепка цветов. Цель: научиться лепить цветы разного вида и величины, листочки.
21. Композиция «Букет цветов в вазе». Цель: создание композиции из цветов, лепка вазочки; развитие усидчивости, фантазии, умения работать аккуратно.
22. Роспись композиции «Букет цветов в вазе». Цель: раскрасить композицию в нежной цветовой гамме, научиться смешивать цвета, получать оттенки, сочетать цвета, получать эстетическое удовольствие от работы.
23. Лепка «Пасхальное яйцо». Цель: знакомство с русскими православными традициями, получить представление об орнаменте, узоре.
Апрель
24. Роспись пасхального яйца. Цель: уметь подобрать яркие, контрастные сочетания цветов, развитие творческой фантазии, художественного вкуса.
25. Композиция «Бабушкина чашка». Цель: закрепить понятие «симметрия», уметь применить орнамент для украшения работы.
26. Роспись чашки. Цель: уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета, развитие художественного вкуса.
27. Композиция «Веселые человечки». Цель: создание образа человека, уметь собрать из деталей целый образ, передать характер и настроение.
Май
28. Роспись композиции «Веселые человечки». Цель: уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цвета.
29. Коллективная работа. Композиция «Здравствуй, лето!». Цель: создание коллективной работы, умение работать по одному замыслу, развитие фантазии, умение применить полученные знания по лепке.
30. Роспись композиции, сборка, оформление. Цель: уметь аккуратно раскрасить работу, подобрать необходимые сочетания цветов.
31. Выставка лучших работ. Цель: создание радостного настроения; получение эстетического удовольствия.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание занятий программы «Мукомолька» составлено с учётом возрастных особенностей детей с ЗПР, при условии систематического и планомерного обучения от простого к сложному. Обучение проводится в группе из 9 человек.
Этапы реализации программы
Целостный процесс обучения лепке из теста можно условно разделить на три этапа:
1. Подготовительный
-Знакомить со свойствами теста, способом его приготовления.
-Освоить приёмы раскатывания теста круговыми движениями, прямыми движениями ладоней;
-Освоить приёмы вдавливания;
-Освоить приёмы раскатывания и выдавливания теста;
-Освоить приёмы прищипывания, отщипывания маленького кусочка теста.
-Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научить основным приёмам работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
-Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные материалы (природный и бросовый)
-Научиться пользоваться стекой, печаткой, формами для выдавливания, скалкой.
-Научиться соединять части теста с помощью воды и кисти.
-Научиться раскрашивать работу гуашью.
-Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы.
-Научиться участвовать в выполнении коллективной работы.
-Научиться действовать по образцу воспитателя, по словесному указанию.
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
3. Итоговый
-Самостоятельно решать творческие задачи.
-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы работы по развитию детского творчества :
• Совместная деятельность воспитателя с ребёнком
• Самостоятельная деятельность детей
• Различные виды гимнастик
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок
• Беседы
• Чтение сказок, рассказов, стихов
• Раскрашивание гуашью или акварелью готовых работ
Способы лепки
1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.
Приёмы лепки
Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.
Тесто для лепки
Мука - 300г (2 чашки)
Соль – 300 г (1 чашка)
Вода – 200мл.
Способы приготовления теста
Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.
Наличие наглядно-иллюстративного и дидактического материала:
– методические разработки занятий;
– учебные и методические пособия;
– технологические карты по изготовлению изделий;
– фотографии;
– образцы изделий.
Материалы и инструменты:
мука, соль «Экстра», клей ПВА, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, подкладные доски, рамки, пищевая фольга, проволока, лак, скалки, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки.
Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань.
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.
• Принадлежности для занятий - инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.) находятся на доступных для детей полках.
Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации творческой деятельности.
Технические средства: компьютер.
ЛИТЕРАТУРА
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
2. Лыкова И. А. Соленое тесто в семье, детском саду и начальной школе. - Москва 2014г.
3. Лычагина И. А. Лепка из солёного теста 4-5 лет - МозаикаСинтез, 2017г.
4. Макарова М. К. Фигурки из соленого теста. - Харьков 2015г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей :
1. Кискальт И. Соленое тесто/Пер. с нем. -М. :АСТ-пресс,2003-144с.
2. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. - М. :Профиздат 2002.-80с.
3. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. -М. :Эксмо,2004.-160с.
4. Хасанова И. Соленое тесто. - М. :АСТ-пресс книга,2004-104с.
5. Хоменко В. А. Соленое тесто шаг за шагом; - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
Интернет-ресурсы:
Поделки из соленого теста, изделия из соленого теста, лепка из соленого теста [Электронный ресурс] / https://5ballov.qip.ru/referats/preview/91278/5
Сысоева, О. С. Приобщение к русской национальной культуре через ознакомление детей с тестопластикой [Текст]/ О. С. Сысоева [Электронный ресурс] / https://www.puzikov.com/rgratis/?i=2944
Сайт Компании УМНИЦА - Как слепить мир. АДРЕС: info.umnitsa.ru/articles/tvorch/slepit_mir.
Сайт Страна Мастеров АДРЕС: stranamasterov.ru/taxonomy/term.
Информационная карта
1. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида».
2. Программа кружка «Мукомолька» (развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет в процессе работы с соленым тестом).
3. Авторы Мельникова Е. Н. воспитатель, Желтобрюхова Н. М. воспитатель.
4. Сведения о программе :
4.1. Нормативная база:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 12 п. 2,4, ст. 14.
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 № 06 - 1844. "Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе".
• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».
4.2. Область применения: дополнительное образование детей.
• 4.3. Художественно-эстетическая направленность (ориентирована на развитие усидчивости, художественного вкуса, воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук дошкольников).
4.4. Тип программы : модифицированная
4.5. Вид программы : образовательная.
4.6. Возраст обучающихся : старший дошкольный возраст (5-7 лет)
4.7. Продолжительность обучения: срок реализации программы 1 год.
5. Рецензенты и авторы отзывов:
6. Заключение методического совета: Протокол заседаний №___ от ___ г.