Анна Игнатова
Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок с 2-3 лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует всё, что слышит и знает, даже запахи. Дети одного возраста на континентах в своих рисунках обязательно проходят одни и те же стадии: «каракули», «прозрачность», «добавочные носы детской логики». Их фантазия удивительно схожа.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни, развитие навыков рисования прекращается в раннем возрасте. Если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Изобразительная деятельность - один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни, танцы.
Каждый ребёнок по своей природе - творец. Творческие возможности детей находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребёнка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие творческие наклонности.
Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. Особое значение в развитии воображения имеет изобразительная деятельность.
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Традиционные программы не развивают воображения, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Новые подходы раскрепощают ребёнка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб, морское чудище.
Ребёнок видит мир в его целостности и художественный образ, создаваемый им, так же предстаёт целостным, то есть цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: цвет, линия, форма и сюжет. Каждая из этих техник - это маленькая игра, где для детей существует огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начиная с младшего возраста, постепенно усложняя техники :
• Пальчиковая живопись (Рисование пальчиками);
• Ладонная живопись (Рисование ладонью);
• Пуантилизм (Рисование точками) – рисунок выполняется ватными палочками.
• Фроттаж (Натирание) – выполнение рисунка плоского рельефного предмета путем рисования карандошом на листе бумаги поверх этого предмета;
• Ниткоргафия – рисование контура изображения с помощью ниток;
• Рисование солью – для создания изображения сочетается акварельная краска и пищевая соль;
• Штампы – предмет, выступающий в роли штампа, обмакивается в краску и его отпечаток наносится на бумагу;
• Принт (Отпечаток) – рисование на основе отпечатка предметов (Листья);
• Рисование поролоном – губка, при изображении предметов, используется в качестве кисти;
• Рисование щеткой – изображение предмета наносится при помощи щетки;
• Рисование вилкой – изображение наносится вилкой;
• Кляксография – рисование на основе кляксы, раздувания кляксы коктейльной трубочкой;
• Пластилинография – при изображении пластилин принимает роль красок, который наносится на формат путем размазывания;
• Рисование мыльными пузырями – изображение наносится при помощи отпечатка цветных мыльных пузырей;
• Монотипия (Моно – один, греч. - отпечаток) – рисвание на основе отпечатка изображения;
• Ниткоргафия – рисование контура изображения с помощью ниток;
• Рисование солью – для создания изображения сочетается акварельная краска и пищевая соль;
• Рисование мятой бумагой – изображение наносится при помощи красок и мятой бумаги, путем отпечатков;
• Рисование на мятой бумаге – перед процессом рисования лист бумаги аккуратно сминается, затем аккуратно расправляется и на него наносится изображение красками
• Каплеграфия – рисовние изображения на основе капли с помощью пипетки;
• Рисоние крупой – наненсение изображения путем наклеивания крупы;
• Рисование на крупе – рисование пальчиком на подносе с крупой;
• Рисование восковыми мелками и акварелью - при изображении комбинируется восковая живопись и акварельная;
• Набрызг – изображение наносится путем набрызгов краски:
• Сухая кисть – изображение наносится кистью щетиной и гуашью, без использования воды;
• Граттаж (скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография;
• Мраморная бумага - рисование с помощью пены для бритья и акварельных красок;
• Эбру – рисование на воде;
Вышеперечисленные техники рисования позволяют развивать не только творческие способности детей дошкольного возраста, так же развивают память, внимание, мышление, мелкую моторику рук. Формируют волевые качества личности ребенка: усидчивость, внимательность, аккуратность.
Ребёнок с удовольствием занимается, выполняя несложные действия, в процессе, которых получаются новые, яркие, выразительные композиции. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.