Светлана Чупина
Программа кружка «Раз-словечко, два-словечко» для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня
Пояснительная записка
К числу наиболее актуальных проблем на современном этапе развития логопедии относится значительный рост речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Данные психолого – медико – педагогической комиссии по Кемеровской области свидетельствуют о том, что речевая патология обнаруживается у 9975 дошкольников; в городе Белово данная категория детей составляет 85%, из них 8% - не имеют речи к 5 годам.
Публикация «Программа кружка „Раз-словечко, два-словечко“ для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Наибольшие трудности у педагогов дошкольных образовательных организаций вызывает проблема развития связной реи у детей, имеющих общее недоразвитие речи. Необходимость ведения дисциплины обусловлена, в первую очередь, особенностями развития связной речи детей с ОНР, недостаточностью места и времени для развития связной речи воспитанников в вариативной части образовательного процесса.
Наряду с лексическими ошибками у детей, имеющих общее недоразвитие речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Её недостаточная сформированность часто проявляется как в детских диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно – следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой степенью самостоятельной речевой активности ребёнка, с неумением выделить гласные и второстепенные элементы его замысла и связей между ними, с невозможностью чёткого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых средств. Так, рассказывая о любимых игрушках или событиях из собственной жизни, дети, в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений они опускают или переставляют отдельные члены предложения, заменяют сложные предлоги простыми. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
Рабочая программа основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольной организации и учитывает интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Программа составлена для детей 5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и рассчитана на один год обучения. Рабочая программа составлена на основе:
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи (Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи) 2-е изд. М. : «Просвещение», 2009.
• Адаптированная основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово» на период 2016 – 2019 г. г.
Ведение курса в системе работы дошкольного образовательного учреждения направлено на достижение эффективности решения проблемы развития связной речи детей с ОНР внутри образовательной среды организации посредством введения вариативных форм.
Целью реализации программы является развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи у детей 5 лет с общим недоразвитием речи.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Научить детей пользоваться в самостоятельной речи простыми и сложными распространёнными предложениями, владеть навыком объединения их в рассказ;
2. Учить детей составлять рассказы, пересказы
3. Научить владеть навыками диалогической речи.
В рабочей программе предусмотрены следующие виды обучения детей рассказыванию :
• рассказ по демонстрируемому (следам демонстрируемого) действия;
• пересказ;
• описательный рассказ;
• рассказ по сюжетной картине;
• рассказ по серии сюжетных картин;
• рассказ из личного опыта;
• заучивание
Программа рассчитана на 39 часов с периодичностью занятий 1 раз в неделю длительностью 15 – 20 минут с учётом праздничных дат календаря.
Форма организации занятий – подгрупповая.
Динамика развития связной речи детей отслеживается диагностическими мероприятиями, содержанием и количеством регламентированными в дошкольном образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Дети должны уметь:
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
• владеть элементарными навыками пересказа;
• владеть навыками диалогической речи;
Учебно – тематический план
№ п/п Раздел. Тема. Всего
часов Из них:
Теоретич. Практич. Контроль
I Рассказ по демонстрируемому (следам демонстрируемого) действия 3 3
1.1 Составление рассказа «Игра» по демонстрируемому действию 1 1
1.2 Составление рассказа «Мой внешний вид» по следам продемонстрированного действия 1 1
1.3 Составление рассказа «Путешествие автомобиля» по следам продемонстрированного действия 1 1
II Пересказ 6 6
2.1 Пересказ рассказа «Два брата» с опорой на серию сюжетных картин 1 1
2.2 Пересказ рассказа «Лена и щенок» с опорой на серию сюжетных картин 1 1
2.3 Пересказ рассказа «Как помочь птицам зимой?» 1 1
2.4 Пересказ рассказа «Петя и собаки» 1 1
2.5 1 1
2.6 Пересказ рассказа «Прогулка по весеннему парку» 1 1
III Описательный рассказ 8 8
3.1 Составление описательных рассказов об овощах по графической схеме 1 1
3.2 Составление описательного рассказа о птицах по опорным картинкам 1 1
3.3 Составление описательных рассказов о мебели по графической схеме 1 1
3.4 Составление описательного рассказа «Белый медведь» по плану 1 1
3.5 Составление описательного рассказа «Поезд» по плану 1 1
3.6 Составление описательного рассказа «Компьютер» по графической схеме 1 1
3.7 Составление описательного рассказа «Дерево весной» по графической схеме 1 1
3.8 Составление описательного рассказа «Одуванчик» по плану 1 1
IV Рассказ по сюжетной картине 7 7
4.1 Составление рассказа по сюжетной картине «Строим дом» 1 1
4.2 Составление рассказа по сюжетной картине «Петя и снеговик» 1 1
4.3 Составление рассказа по сюжетной картине «Про девочку Машу и куклу Наташу» 1 1
4.4 Составление рассказа по сюжетной картине «Попугай Петруша» 1 1
4.5 Составление рассказа по сюжетной картине «Грачи прилетели» 1 1
4.6 Составление рассказа по сюжетной картине «Бумажные кораблики» 1 1
4.7 Составление рассказа по сюжетной картине «Друзья» 1 1
V Рассказ по серии сюжетных картин 4 4
5.1 Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам 1 1
5.2 Составление рассказа «Как Алёша хотел белку напугать» с опорой на серию сюжетных картин 1 1
5.3 Составление рассказа по серии сюжетных картин «Незнайкин подарок» 1 1
5.4 Составление рассказа с опорой на картинки «Весна пришла» 1 1
VI Рассказ из личного опыта 2 2
5.1 Составление рассказа из личного опыта «Мой папа» 1 1
5.2 Составление рассказа из личного опыта «Как мы играем?» 1 1
VII Заучивание 6 6
7.1 Заучивание рифмованного рассказа «В саду» 1 1
7.2 Заучивание стихотворения «Холодно» О. Высотской 1 1
7.3 Заучивание считалки «Крокодил» 1 1
7.4 Заучивание рифмованного рассказа «Город» 1 1
7.5 Заучивание стихотворения «Весна» 1 1
7.6 Заучивание рифмованного рассказа «Муравей и воробей» 1 1
Итого 36 36
Содержание программы
Раздел I. Рассказ по демонстрируемому (следам продемонстрированного) действия
Занятие 1. Составление рассказа «Игра» по демонстрируемому действию
Разыгрывание мини – спектакля (действия детей с игрушками). Рассказ логопеда «Игра». Анализ содержания рассказа логопеда. Игровое упражнение «Скажи иначе». Составление рассказов по демонстрируемому действию
Занятие 2. Составление рассказа «Мой внешний вид» по следам продемонстрированного действия
Лексико – грамматическое упражнение «Подбери предмет к признаку». Разыгрывание мини – спектакля детьми (действия детей с предметами личной гигиены). Беседа с детьми по содержанию спектакля. Динамическая пауза «Сделай, как я». Составление рассказа «Мой внешний вид» по следам продемонстрированного действия
Занятие 3. Составление рассказа «Путешествие автомобиля» по следам продемонстрированного действия
Упражнение на развитие слухового восприятия «Дружит или нет?». Лексико – грамматическое упражнение «Доскажи словечко». Динамическая пауза «Покатаемся». Составление рассказа по следам продемонстрированного действия
Раздел II. Пересказ
Занятие 1. Пересказ рассказа «Два брата» с опорой на серию сюжетных картин
Чтение рассказа «два брата». Беседа по содержанию рассказа. Образование имён собственных с разными суффиксами. Образование наречий от имён прилагательных. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин
Занятие 2. Пересказ рассказа «Лена и щенок» с опорой на серию сюжетных картин
Рассказ логопеда «Лена и щенок». Беседа по содержанию рассказа. Игра с мячом «Подбери признак». Игровое упражнение «Кто что делает?». Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин
Занятие 3. Пересказ рассказа «Как помочь птицам зимой?»
Загадывание загадок о птицах. Рассказ логопеда «Как помочь птицам зимой?». Восстановление последовательности рассказа с использованием сюжетных картинок. Беседа по картинкам. Пересказ рассказа
Занятие 4. Пересказ рассказа «Петя и собаки»
Рассказ логопеда «Петя и собаки». Восстановление рассказа с помощью сюжетных картинок. Дидактическая игра «Объясни значение слова». Дидактическая игра «Подбери признак к предмету». Пересказ рассказа
Занятие 5.
Занятие 6. Пересказ рассказа «Прогулка по весеннему парку»
Дидактическая игра «Приметы весны. Рассказ логопеда «Прогулка по весеннему парку». Дидактическая игра «Расставь по порядку». Пересказ рассказа
Раздел III. Описательный рассказ
Тема 1. Составление описательных рассказов об овощах по графической схеме
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Составление описательного рассказа по графической схеме. Пальчиковое упражнение «Солим капусту». Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Тема 2. Составление описательного рассказа о птицах по опорным картинкам
Игровое упражнение «Хлопки». Дидактическая игра «Соберём птичку из частей». Динамическая пауза «Птицы». Игра с мячом «Назови части птицы». Составление описательных рассказов
Тема 3. Составление описательных рассказов о мебели по графической схеме
Дидактическая игра «Быстро мебель собери – её части назови». Дидактическая игра «Что для чего?». Составление описательных рассказов. Выполнение действий по инструкции логопеда
Тема 4. Составление описательного рассказа «Белый медведь» по плану
Игровое упражнение «Угадай по описанию». Загадывание загадки «Белый медведь». Знакомство с планом для составления рассказа. Составление описательного рассказа
Тема 5. Составление описательного рассказа «Поезд» по плану
Дидактическая игра «Что лишнее?». Лексико – грамматическое упражнение «Куда поедешь и на чём?». Беседа по картине «Поезд». Дидактическая игра «Кому что нужно?». Составление описательного рассказа
Тема 6. Составление описательного рассказа «Компьютер» по графической схеме
Дидактическая игра «Подбери пару к предмету». Дидактическая игра «Отгадай название бытового прибора». Беседа о пользе и вреде компьютера. Составление описательных рассказов
Тема 7. Составление описательного рассказа «Дерево весной» по графической схеме
Дидактическая игра «Назови части дерева». Игра с мячом «Подбери действие». Игра малой подвижности «Чей лист? Чья ветка?». Составление описательных рассказов
Тема 8. Составление описательного рассказа «Одуванчик» по плану
Дидактическая игра «Собери и назови». Загадывание загадки «Одуванчик». Рассматривание одуванчика. Составление описательных рассказов. Дидактическая игра «Один – много»
Раздел IV. Рассказ по сюжетной картине
Тема 1. Составление рассказа по сюжетной картине «Строим дом»
Пальчиковое упражнение «Новый дом». Лексико – грамматическое упражнение «Что нужно дому?». Дидактическая игра «Образуй словечко». Рассматривание сюжетной картины «Строим дом». Составление рассказов по сюжетной картине
Тема 2. Составление рассказа по сюжетной картине «Петя и снеговик»
Игровое упражнение «Хлопни в ладоши». Логоритмическое упражнение «Отшагай скороговорку». Рассказ логопеда «Петя и Снеговик» по сюжетной картине. Составление рассказов по сюжетной картине
Тема 3. Составление рассказа по сюжетной картине «Про девочку Машу и куклу Наташу»
Логоритмическое упражнение «Мороз – мороз!». Беседа по сюжетной картине. Исправление деформированных предложений по сюжету картины. Составление рассказов по сюжетно картине
Тема 4. Составление рассказа по сюжетной картине «Попугай Петруша»
Сюрпризный момент. Игра «Повторяй за мной». Беседа по сюжетной картине. Составление рассказов по сюжетной картине
Тема 5. Составление рассказа по сюжетной картине «Грачи прилетели»
Игровое упражнение «Узнай птицу по описанию». Упражнение на развитие внимания «Какой птицы не стало?». Дидактическая игра «Найди место». Рассматривание сюжетной картины. Составление рассказов по сюжетной картине
Тема 6. Составление рассказа по сюжетной картине «Бумажные кораблики»
Игра с мячом «Что ты делаешь весной?». Рассматривание сюжетной картины. Дидактическая игра «Подбери словечко». Дидактическая игра «Назови признаки». Составление рассказов по сюжетной картине
Тема 7. Составление рассказа по сюжетной картине «Друзья»
Рассматривание сюжетной картины. Рассказ логопеда «Друзья». Беседа по содержанию рассказа. Составление рассказов по сюжетной картине
Раздел V. Рассказ по серии сюжетных картин
Тема 1. Составление рассказа «Осень» по опорным картинкам
Игра «Повтори «дружные» слова. Лексико – грамматическое упражнение «Картинки осени». Физкультминутка – логоритмика «Осень» Я. Акима. Составление рассказов по опорным картинкам. Вырезывание из бумаги силуэтов листьев
Тема 2. Составление рассказа «Как Алёша хотел белку напугать» с опорой на серию сюжетных картин
Чтение «Как Алёша хотел белку испугать». Беседа по содержанию рассказа. Упражнение «Составь предложения с действиями». Составление рассказов с опорой на серию сюжетных картин. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Тема 3. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Незнайкин подарок»
Загадывание загадки. Рассказ логопеда «Незнайкин подарок» с опорой на наглядность. Составление предложений по опорным словам. Упражнение «Скажи иначе». Составление рассказов по серии сюжетных картин.
Тема 4. Составление рассказа с опорой на картинки «Весна пришла»
Упражнение «Запомни и повтори». Дидактическая игра «Скажи ласково». Дидактическая игра «Подбери картинку». Составление рассказов с опорой на картинки
Раздел VI. Рассказ из личного опыта
Тема 1. Составление рассказа из личного опыта «Мой папа»
Беседа по теме «День защитника отечества». Образование имён собственных с разными суффиксами. Упражнение «Отгадай профессию». Составление рассказа из личного опыта.
Тема 2. Составление рассказа из личного опыта «Как мы играем?»
Чтение отрывка рассказа «Друзья». Беседа по содержанию рассказа. Игра «Подбери действие». Составление рассказов из личного опыта
Раздел VII. Заучивание
Тема 1. Заучивание рифмованного рассказа «В саду»
Игровое упражнение «Угадай слово». Дидактическая игра «Убери лишнюю картинку». Чтение рифмованного рассказа с демонстрацией действий «В саду». Заучивание рифмованного рассказа
Тема 2. Заучивание стихотворения «Холодно» О. Высотской
Дидактическая игра «Кто с кем живёт?». Чтение стихотворения «Холодно» О. Высоцкой. Заучивание стихотворения «Холодно» О. Высоцкой. «Дорисуй»- по пунктирным линиям дорисовать детёнышей домашних животных
Тема 3. Заучивание считалки «Крокодил»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Игровое упражнение «Скажи правильно». Загадывание считалки «Крокодил» : В реках Африки живёт. Злой зелёный пароход. И кто в речку угодил- всех проглотит крокодил
Тема 4. Заучивание рифмованного рассказа «Город»
Рассматривание картины «Город». Дидактическая игра «Скажи, чего много?». Чтение рифмованного рассказа. Заучивание рифмованного рассказа
Тема 5. Заучивание стихотворения «Весна»
Игровое упражнение «Ответь правильно». Чтение стихотворения «весна». Словарная работа. Заучивание стихотворения
Тема 6. Заучивание рифмованного рассказа «Муравей и воробей»
Дидактическая игра «Поймай насекомое». Игровое упражнение «Исправь ошибку». Чтение «Муравей и воробей». Заучивание рифмованного рассказа
Критерии уровня развития
связной речи у детей старшего дошкольного возраста
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (3 балла) - Ребёнок свободно составляет рассказы, пересказы. Структуру рассказов не нарушает (есть начало, середина и конец, полно и адекватно отображает сюжет. В речи ребёнок адекватно употребляет простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (2 балла) - Ребёнок составляет рассказы, пересказы, но иногда требуется помощь взрослого (в виде стимулирующих вопросов). Незначительно нарушает структуру рассказа (отсутствуют начало или конец); сюжет рассказа отображён неполно. В речи ребёнок использует преимущественно простые нераспространённые предложения.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (1 балл) - Ребёнок составляет отдельные высказывания по сюжетам картины (картин, не объединяет их в единый сюжет. В речи ребёнок использует преимущественно простые предложения, допускает лексико - грамматические ошибки.
Методическое обеспечение
I. Учебно – методические пособия :
• «Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 дет», Т. А. Ткаченко;
• «Опорные картинки для пересказа текстов». Выпуск 3. Методические рекомендации, Сычёва Г. Е.
II. Демонстрационный материал:
• «Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 дет», Т. А. Ткаченко;
• «Опорные картинки для пересказа текстов». Выпуск 3. Методические рекомендации, Сычёва Г. Е. ;
• Опорные схемы для составления описательных рассказов
Список литературы
1. Коноваленко, В. В., Коноваленко, С. В. Развитие связной речи : фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 128 с.
2. Сычёва Г. Е. Опорные картинки для пересказа текстов. Выпуск 3. Методические рекомендации. – М. : Книголюб, 2005. – 16 с.
3. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет - М. : «Издательство ЮВЕНТА», 2007. – 24 с. + цв. вкл. : ил.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида