светлана бабенкова
Программа кружка для дополнительных занятий по звукопроизношению для детей 5–7 лет
Пояснительная записка.
Программа предназначена для дополнительных занятий с детьми 5-7 лет общеразвивающих групп.
Основной задачей программы является коррекция неправильного произношения, развитие фонетоко-фонематических процессов, выработка у детей умения контролировать звуки в речи.
Программа решает одну из главных задач речевого развития ребенка – формирование звуковой стороны речи и развитие фонетико-фонематических процессов.
Публикация «Программа кружка для дополнительных занятий по звукопроизношению для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Особое внимание в программе уделено практическому овладению каждым ребенком, занимающимся в кружке, языковой действительностью, что способствует лучшему усвоению фонетики.
Распределение учебного коррекционно-развивающего материала соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, индивидуальным возможностям и потребностям каждого ребенка, принципам общей дидактики и коррекционно-развивающего обучения. Распределение материала и нагрузка соответствует СаНиПинам, современным требованиям обучения.
С помощью заданий и упражнений программы у детей развивается речь – фактор умственного развития ребенка, а также другие психологические функции: мышление, внимание, память, произвольность и др.
Программа рассчитана на один год обучения.
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Содержание программы учитывает индивидуальные возможности ребенка. Логопед оставляет за собой право выбирать темп прохождения программы, вносить в нее изменения исходя из возможностей детей.
Как показывает опыт работы, дети, посещающие кружок имеют неоднородный дефект, не все дети одинаково усваивают задачи, которые педагог ставит перед ними на занятиях, поэтому программой предусмотрен индивидуальный подход к обучению, дополнительные игры и упражнения вне коррекционных занятий, выполнение домашних заданий.
Работа по программе предполагает взаимодействие с воспитателями группы, которую посещает ребенок, с его родителями.
Структура программа.
Нулевой этап – диагностика детей старшей и подготовительной групп, с целью выявления детей с нарушенным звукопроизношением.
Первый этап – собственно коррекционная работа с детьми с нарушением звукопроизношения. Первый этап работы подразделяется на под этапы, временные рамки которых пропорционально зависят индивидуальным возможностям детей.
• постановка звука или его коррекция;
• автоматизация поставленного звука в слогах, словах, рифмованной речи;
• дифференциация звуков в слогах, словах, речи.
Такая структура программы отвечает принципам работы по нормализации звукопроизношения, возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему этапу обучению - к школе.
Содержание программы.
Содержание программы осваивается детьми в индивидуальном режиме. Дети посещают кружок один раз в неделю, продолжительность индивидуального занятия 15 минут.
Содержание программы решает следующие задачи:
• знакомство с миром звуков : звуки бывают разные- звуки природы, звуки техники, речевые звуки; все звуки звучат по – разному; гласные и согласные звуки, согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие;
• знакомство с органами артикуляции, их значение в произношении звуков; механизм образования звука, артикуляционные особенности; дополнительные речевые средства : голос, тон, звучание, жест, мимика и др.
• умение слышать звуки, дифференцировать их, выделять звук из ряда звуков, из слова, из текста;
• умение различать звуки;
• умение соотносить гласные и согласные звуки, твердые и мягкие, звонкие и глухие;
• умение подбирать картинки на заданный звук;
• формировать навыки самоконтроля и адекватной самооценки;
• уточнять и расширять знания и представления об окружающем мире;
• формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Программа на учебный год.
1. Развитие мимической мускулатуры.
2. Развитие мышц артикуляционного аппарата.
3. Развитие дыхания, воздушной струи.
4. Развитие фонетико-фонематических процессов.
5. Уточнение произносимых звуков.
6. Постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
7. Развитие мелкой моторики.
Перспективное распределение звукового материала.
Ц С З Щ Ш Ж
С’ З’ Ч Д Р
Л’ Л Р’
Структура проводимых занятий.
Занятия по постановке звука.
1. Психологический настрой. Организационный момент.
2. Подготовительные упражнения (массаж лица, вакуумная гимнастика, упражнения для развития воздушной струи, упражнения по развитию мелкой моторики).
3. Артикуляционные упражнения по постановке звука.
4. Тренировочные упражнения (звукоподражание, произношение звука изолировано).
5. Итог.
Занятия по автоматизации звука.
1. Психологический настрой. Организационный момент.
2. Подготовительные упражнения (массаж лица, вакуумная гимнастика, упражнения для
развития воздушной струи, упражнения по развитию мелкой моторики).
3. Артикуляционные упражнения по подготовке артикуляционного аппарата к произношению звука.
4. Развитие фонетико-фонематических процессов.
5. Автоматизация звука - тренировочные упражнения:
• звукоподражание, произношение звука изолировано;
• произношение звука в слогах;
• произношение звука в словах;
• произношение звука в рифмованной речи;
• произношение звука в текстах.
6. Итог.
Занятия по дифференциации звуков.
1. Психологический настрой. Организационный момент.
2. Подготовительные упражнения (массаж лица, вакуумная гимнастика, упражнения для
развития воздушной струи, упражнения по развитию мелкой моторики).
3. Артикуляционные упражнения по подготовке артикуляционного аппарата к произношению звука.
4. Развитие фонетико-фонематических процессов.
5. Сравнение артикуляционных укладов.
6. Сравнение звуков в изолированном произношении.
7. Дифференциация звуков
• в слогах;
• в словах;
• в рифмованной речи;
• в текстах.
8. Итог.
Методическое обеспечение программы.
Занятия проводятся в форме подгрупповой (2-3 человека) и индивидуальной работы.
В основе программы лежит технология личностно-ориентированного подхода, метод дифференцированного обучения и развития компенсаторных возможностей. Общие методы обучения - дидактические методы и приемы, частные методики обучения постановки, автоматизации и дифференциации звуков, методы коррекционно-развивающего обучения; словесные, иллюстративные методы, аналитико-синтетические приемы сравнения, обобщения, анализа; прием проговаривания, повторения и пр.
На занятиях используются игры и технические средства обучения, которыми оснащен логопедический кабинет.
Показатели развития.
К концу обучения ребенок, посещавший кружок должен :
- правильно произносить звуки над которыми работали на занятиях;
- выделять заданный звук из слова (если звук стоит в начале или конце слова);
- подбирать слова и картинки на заданный звук.
Формы проведения итогов реализации программы.
Результаты работы предоставляются старшему воспитателю детского сада в установленные «Образовательной программой детского сада» сроки в форме отчета о работе кружка и приложения к нему сводной таблицы результатов входной и итоговой диагностики.
Используемая литература.
1. Е. В. Колесникова. Программа «От звука к букве». / Издательство «Ювента», М., 2003г.
2. О. А. Степанова. «Организация логопедической работы в ДОУ». / Издательство «Творческий центр», М., 2003г.
3. Каше. Программа обучения и воспитания с недоразвитием фонетического строя речи. / Издательство «Просвещение», М., 1978г.