Ирина Шабалина
Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Программа коррекционной работы
(старшая группа, первый год обучения, ОНР III уровня)
Цель: компенсация и коррекция отклонений в развитии ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи III ур.
Программ направлена на :
1. Развитие просодической стороны речи;
Публикация «Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
2. Развитие фонематического восприятия, навыков элементарного языкового анализа и синтеза;
3. Формирование правильного звукопроизношения;
4. Развитие словарного запаса;
5. Развитие грамматического строя речи;
6. Развитие связной речи;
Коррекционная программа разработана для реализации в группе комбинированной направленности.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) :
1. Развитие просодической стороны речи:
Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная. Сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.
2. Развитие фонематического восприятия, навыков элементарного языкового анализа и синтеза:
Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.
3. Формирование правильного звукопроизношения:
У ребенка закреплено правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Сформированы правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизированы поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
4. Развитие словарного запаса:
Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;
5. Развитие грамматического строя речи:
Ребенок понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;
6. Развитие связной речи:
Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.
Система оценки достижения планируемых результатов:
-первичная диагностика;
-текущий мониторинг;
-итоговая диагностика.
Первичная и итоговая диагностика проводится на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, затем заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.
Текущий мониторинг проводится методом наблюдения, отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций и упражнений.
Рекомендуемые специалисты Вид занятия Формы работы Режим
Учитель-логопед Развитие артикуляционной моторики: нормализация мышечного тонуса, удержание статических поз, активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию сонорных звуков. Индивидуальные Индивидуальные занятия – 20 минут Подгрупповые занятия- 25 минут.
Подгрупповые - 2 занятия в неделю, Индивидуальные 4 занятия в неделю.
Развитие просодики:
1. Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.
3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Индивидуальные
Развитие фонематического восприятия, навыков дифференциации речевых звуков разных групп :
1. Развитие умения выделять звук из ряда звуков на слух.
2. Развитие умения выделять звук на фоне слога на слух.
3. Развитие умения определять наличие звука в слове на слух.
4. Развитие умения выделять слова с заданным звуком из предложения.
5. Развитие умения сопоставлять смешиваемые звуки. Индивидуальные/подгрупповые
Коррекция звукопроизношения.
1. Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию сонорных звуков.
3. Формирование правильных укладов сонорных звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Индивидуальные
Расширение словарного запаса:
1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого
запаса к активному использованию речевых средств.
2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений;
Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания
обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых
обобщающих понятий;
4. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов;
5. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;
6. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов;
7Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи;
8. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями и указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными;
9.3акрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. Индивидуальные/подгрупповые
Развитие понимания и использования логико-грамматических конструкций, предложно-падежных форм построения предложений:
1. Развитие навыков образования и практического использования
в активной речи форм единственного и множественного числа
имен существительных, глаголов настоящего времени
(убирает — убирают, глаголов прошедшего времени (собирал
— собирала — собирали).
2. Совершенствование навыка образования и употребления
существительных в косвенных падежах без предлога и с
некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на
кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче
3. Совершенствование умения образовывать и использовать в
экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).
4. Совершенствование навыков образования и использования в
экспрессивной речи глаголов с различными приставками
(насыпать, высыпать, посыпать).
5. Формирование навыка образования и использования в речи
относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).
6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).
7. Совершенствование навыка согласования и использования в
речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по
демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. Индивидуальные/подгрупповые
Развитие связной речи:
1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь,
понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
2. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы,
задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге. Стимуляция собственных высказываний детей -
вопросов, ответов, реплик, являющихся основой
познавательного общения.
3. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о
предметах и объектах по предложенному плану, навыка
связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых
сказок («Теремок», «Кот, Петух и Лиса») и коротких текстов со зрительной опорой и с
небольшой помощью педагога.
5. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по
предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии
сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его
отдельных частей.
6. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Индивидуальные/подгрупповые
Формирование элементарного языкового анализа и синтеза.
Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.
Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой
согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный
звук.
2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а] [y] [о][и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная
ударная позиция, подбирать слова на заданный гласный звук;
различать гласные и согласные звуки.
3. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [б]-[п], [п]-[п’], [б]-[б’], [б’-п’], [д]-[т], [т]-[т’], [д]-[д’1, |д’]-[г], [г]-[к], [к]-[к ’], [г]-[г’1, [г’]-[к’]) [в]-[ф], [ф]-[ф’], [в]—[в], [в’]-[ф’] ,[с]—[с], [3]—[3’] [с]— [з], [с’]- [з’] в ряду звуков, слогов, слов.
5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом). Индивидуальные/подгрупповые
Педагог-психолог Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
Развитие мелкой моторики.
Развитие эмоционально-волевой и регулятивной сферы.
Формы:
-психогимнастика, пальчиковые упражнения;
- игры, упражнения и задания на развитие слухового восприятия (игры с песком);
- игры, упражнения и задания на развитие мышления (игры с песком);
- игры и задания на развитие зрительного восприятия и внимания;
- игры и задания на развитие мелкой моторики,
- игры и задания на развитие произвольности.
Индивидуальные/подгрупповые
Формы и методы
психолого - медико - педагогической
помощи
1. Создание ситуаций, стимулирующих речевую активность, речевой самоконтроль, познавательный интерес, соблюдение точных правил, границ в деятельности и поведении;
2. Контроля за образовательной деятельностью ребенка, ее планированием, организацией и результатами;
3. Опора на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный) при работе с ребенком;
4. Использование приемов логоритмики;
5. Установление правил поведения и гибкой системы поощрений и наказаний;
6. Учет темпа деятельности и работоспособности ребенка в образовательном процессе;
7. Использование приемов, требующих двигательной активности ребенка (действия с мячом, элементы логоритмики, работа у доски и др.);
8. Требования, предъявляемые к ребенку - конкретные, четкие и выполнимые, избегать заниженных либо завышенных требований;
9. Использование опорных алгоритмов при выполнении заданий;
10. Систематический характер занятий с учетом смены деятельности: чередование умственной нагрузки и отдыха, проведение динамических пауз;
11. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на коррекционно-развивающих занятиях, в условиях семьи;
12. Контроль динамики развития и усвоения программы посредством психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
Взаимодействие участников коррекционно-развивающего процесса
Взаимодействие с воспитателями:
1. обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
2. взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
3. еженедельные задания воспитателям;
4. Работа по речевому развитию детей проводится и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром.
Взаимосвязь в работе с медицинским персоналом:
Работа с медицинскими картами детей, поступающих в МБДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей в группы с нарушениями речи.
Взаимосвязь в работе с педагогом-психологом:
1. Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ;
2. Взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
3. Организация на занятиях психогимнастики. Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия,
логического мышления через различные формы занятий.
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Тематические родительские собрания, мастер- классы, «круглые столы»;
2. Систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной и письменной формах (консультации, индивидуальные задания);
3. Стенды «Уголок логопеда», «Уголок психолога», сайт МБДОУ, которые постоянно пополняются новым материалом;
4. Ведение логопедом и воспитателем информационно-консультативных групп в Viber, WhatsApp.