Лучший педагог года

Программа коррекции и развития. Приложения

Юлия Облавацкая
Программа коррекции и развития. Приложения
▼ Скачать + Заказать документы

Приложения

Тестирование

Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому этапу. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, работы в различных техниках декоративно прикладного искусства, знание народного творчества, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям, стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Таблица контроля

№ ФИО ребенка Раздел программы рекомендации

Подпись

Публикация «Программа коррекции и развития, Приложения» размещена в разделах

Рисунок, графика Живопись Композиция ДПИ

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются : ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках и конкурсах различного уровня: районных, областных.

Диагностика художественно-творческих

способностей

«5 РИСУНКОВ». Автор диагностики - Н. А. Лепская.

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1. Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

• Уровень художественной выразительности

тип Критерии оценки

Замысел Рисунок

1 Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2 Показатели для 1 типа, но менее яркие Показатели для 1 типа, но менее выражены

• Уровень фрагментарной выразительности 3 Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4 Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

• Дохудожественный уровень 5 Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6 Стереотипный Репродуктивный

1. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами.

2. Таблица результатов:

3. Диагностики эстетического восприятия (авторы Е. Торшилова и Т. Морозова)

Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:

треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция, круг («день» — сферическая композиция,квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

Тест «Громкий — Тихий».

Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.

Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.

Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».

Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?

Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

ТЕСТ «МАТИСС».

Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.

Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.

Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.

ТЕСТ «ЛИЦА».

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А. Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А. Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

ТЕСТ «БАБОЧКА».

Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

1. И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.

2. А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.

3. Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».

4. Б. У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).

5. Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми, как правило, сразу улавливается.

Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.

Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора – типичностью отношения, выраженного большинством детей.

ТЕСТ «ВАН ГОГ».

Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е. Торшилова и Т. Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.

1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.

1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.

2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.

2а. П. Пикассо «Бидон и миска».

3. Фотография фигурки нэцке.

За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).

4. Фотография дворца в Павловске.

4а. В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».

5. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».

5а. Ф. Уде. «Принцесса полей».

6. Фотография игрушки «Козлик».

6а. Фотография филимоновской игрушки «Коровки».

7. Поздравительная открытка.

7а. М. Вайлер «Цветы».

Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.

Литература

1. Лепская Н. А. 5 рисунков. – М., 1998.

2. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А. А. Селиванов. Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг: 2002. 128 с.

3. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н. В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.

4. Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.

5. Торшилова Е. М., Морозова Т. Эстетическое развитие дошкольников. – М., 2004.

Публикации по теме:

Дети с задержкой психического развития: факторы коррекции Все родители хотели бы, чтобы их дети были умными и хорошо учились в школе. Но иногда реальность не совпадает с ожиданиями, и родители теряются:.

Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения в условиях детского дома Пояснительная записка Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы воспитателей детского дома являются не только знания.

Коррекционно-развивающая программа по развитию и коррекции мелкой моторики рук обучающихся 1 класса 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность.

Продолжение портфолио. Приложения к опыту работы. Программа творческого объединения «Любознайки» для детей 3–4 лет .

Программа индивидуальной нейропсихологической коррекции ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ Разработала: педагог-психолог Боровик И. Н. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа кружка «Ассорти идей» для воспитанников Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции МБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Ассорти идей» Подготовила.

Программа по коррекции артикуляционной моторики «Послушный язычок» Из опыта работы. Программа по коррекции артикуляционной моторики "Послушный язычок" 1. Пояснительная записка Массаж артикуляционного аппарата.

Конспект занятия «Программа психологической коррекции агрессивности у детей 5–6 лет» в старшей группе Краткие конспекты занятий. (старшая группа) Занятие №1. Цель. Выплеснуть гнев в приемлемой форме. Содержание: Игра проходит в два этапа.

Рабочая программа по коррекции застенчивости у детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 22 г. КРАНОУРАЛЬСК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ЗАСТЕНЧИВОСТИ.

Рабочая программа сопровождения по коррекции поведения гиперактивного ребёнка в подготовительной группе В группе имеется ребёнок с гирерактивностью (медицинское подтверждение). Психологическая характеристика ребенка Мальчик требует к себе повышенного.

Автор публикации:
Программа коррекции и развития. Приложения
Опубликовано: 27 июля 2018 в 09:47
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа коррекции и развития. Приложения» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Облавацкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД