Шатилова Наталия
Продолжение портфолио. Приложения к опыту работы. Программа творческого объединения «Любознайки» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение №3.
ПРОГРАММА
творческого объединения
«Любознайки»
(для детей 3-4 лет)
Содержание
Раздел I. Целевой…. 3
1.1. Пояснительная записка….
1.2. Цель и задачи Программы…. 3
4
1.3. Основные принципы Программы …. …. …. 4
1.4 Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, на которых рассчитана Программа… 5
1.5. Ожидаемые результаты… 5
Публикация «Продолжение портфолио, Приложения к опыту работы, Программа творческого объединения „Любознайки“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
Раздел II. Содержательный…. 6
2.1. Интеграция областей….… 6
2.2. Формы, способы, методы…. 7
2.3. Взаимодействие участников образовательных отношений…. 7
2.4. Виды деятельности детей….
2.5. Календарно – тематическое планирование …. ….…. 7
8
Раздел III. Организационный… 15
3.1. Кадровое обеспечение …. 15
3.2. Материально – техническое обеспечение программы… 15
3.3. Научно – методическое обеспечение программы…. 16
Раздел I. Целевой
1.1. Пояснительная записка
«Умейте открыть перед ребенком
в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы
ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В. А. Сухомлинский
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са-мому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.
Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позво-ляют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
- у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по со-вершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель программы : Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования. Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Основные задачи программы :
1. Учить детей сенсорным эталонам : выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
2. Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
3. Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
5. Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
6. Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
1.3. Основные принципы Программы.
Основными принципами программы математического кружка являются:
1. Принцип умственного развития дошкольника.
2. Принцип индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
3. Принцип индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
4. Принцип гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.
1.4 Возрастные особенности детей младшего дошкольного
возраста, на которых рассчитана Программа
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
Владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
Знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Сравнивать предметы по величине, цвету, форме.
Уметь сравнивать количество предметов.
1.5. Ожидаемые результаты.
- знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
- иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
- уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов
- сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
- употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т. д.).
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
- различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
- отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
- различать понятия: быстро, медленно.
- различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
- обозначать словами положение предмета относительно себя.
- ориентироваться на листе бумаги
Раздел II. Содержательный
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятия и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе кружковой работы используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить доступно.
Кружковая работа проводится в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального - дифференцированного подхода к детям. Большую часть программы составляют практические занятия.
2.1. Интеграция областей.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. «Физическое развитие» - дети развивают ориентировку в пространстве при выполнении игровых упражнений, играя в подвижные игры «Живые цифры», «Найди свой домик» и др.
2. «Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности.
3. «Продуктивная (конструктивная) деятельность» - знакомятся с геометрическими телами, обследуют, зарисовывают их в разных позициях (вид спереди, сбоку, сверху, ориентироваться на листе бумаги.
4. «Художественно-эстетическое развитие» - развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину.
2.2. Формы, способы, методы
Экспериментирование, конструирование, моделирование, направленные на формирование практических умений и навыков.
Творческие игры (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-экспериментирования с различными материалами).
Продуктивная деятельность детей как способ формирования познавательной мотивации.
Проектная деятельность как способ развития творческой активности.
Методы: включения детей в содержание образовательной деятельности (познания); методы поддержки инициативы (демонстрация образцов); методы и приемы мотивации (объяснение увиденного); методы и приёмы обучения целеполаганию (рассказ воспитателя, диалоги).
2.3. Взаимодействие участников образовательных отношений
Взаимодействие со взрослыми по организации работы в индивидуальных тетрадях.
Взаимодействие детей с другими детьми по обмену информации
2.4. Виды деятельности детей
Познавательно – исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность
Конструирование из различного материала
Коммуникативная деятельность
Двигательная
Художественно-творческая деятельность.
2.5. Календарно – тематическое планирование
№
п/п Тема Задачи Наглядный материал
ОКТЯБРЬ
1 «Воздушные шары» Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый». Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
2 «Подбери флажки к домикам» Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Дидактические картинки, карандаши, бумага.
3 НОД «Радуга» Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Письм, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.
4 «Найди куклу по цвету» Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироватьсяв семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы. Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги
5 «Большой-маленький» Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации. 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.
6 «В какую коробку?» Закреплять знания о величине предметов Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
7 «Из каких фигур состоит машина?».
«Коврик». Учить узнавать и называть геометрические фигуры. Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.
Коврик из геометрических фигур
8 «Геометрическое лото» Закреплять знание и название геометрических фигур. Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)
НОЯБРЬ
1 «Разложи в коробки» Закреплять знание и название геометрических фигур. Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.
2 «Помоги шоферу» Познакомить с длиной предметов Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика» разной длины.
3 «Куклы собираются в гости» Продолжать знакомить с длинной предметов. Кукла, ленты разной длинны.
4 «Самая длинная, самая короткая». Закреплять знания о величине предметов (длина) Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
5 «Путешествие на лесную полянку» Познакомить с шириной предмета Шнуры для изображения рек.
6 «Определи на ощупь». Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки. Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).
7 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
8 «Спрячь грибок за елкой» Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету. дидактические картинки, музыкальный центр, экран.
ДЕКАБРЬ
1 «Угости кукол конфеткой» Закреплять знания о величине предметов (высота) Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.
2 «Самая длинная, самая короткая». Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. Разноцветные ленты разной длины.
3 «Дальше-ближе» Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше. Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
4 «Найди Котенка» Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. Котенок, вся группа.
5 «Кисло, сладко…» Упражнять в развитии эталонов вкуса Яблоко, лимон, виноград, банан.
6 «Узнай на вкус» Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.
7 «Что как плавает» Закреплять знания свойств камней.
Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Таз с водой, камни, деревянные палочки.
8 НОД «Теремок» Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения, обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.
ЯНВАРЬ
1 «Научи зайца строить забор» Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда. Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.
2 «Волшебный лес» Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» Деревья разные по-высоте, толщине.
3 «Подарки» Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера. Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.
4 «В гости к мишке» Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов. Воспитывать желание заниматься Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка.
5 Опыт «Прозрачность воды». Познакомить со свойствами воды. Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.
6 Опыт «Разноцветная вода». Закреплять знания о свойствах воды. Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.
7 «Теплый – холодный» Закреплять знания детей о свойствах воды : прозрачная, теплая, холодная. Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.
8 «Спрячь мышку» Программные задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.
Листы бумаги шести цветов (20*15см,посередине белый квадрат (8*8см, на котором нарисована мышка (домик для мышки,квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см,игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см,белые квадраты на них (5*5см, цветные квадраты (6*6см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.
ФЕВРАЛЬ
1 «Подбери цвета». учить детей различать цвета, раскрашивать предметы нужным цветом, выбирая нужный по цвету карандаш, развивать творчество, воображение. Листы бумаги, карандаши цветные.
2 «Оттенки цветов». поговорить с детьми об оттенках цвета, помочь детям овладеть знаниями об оттенках каждого цвета, сделать задание в рабочей тетради. Цветные карандаши, ленты разноцветные, рабочая тетрадь
3 «Каким цветом овощ». учить детей правильно отвечать на вопросы, (каким овощ цветом); учить распознавать по цвету каждый овощ, воспитывать интерес к познавательному развлечению. Муляжи овощей
4 «Большие и маленькие.» учить детей делить предметы на большие и маленькие; воспитывать творчество, воображение, мышление Кубики разные по размеру
5 «Дом разной величины». познакомить детей с домами разной величины, построить маленькие дома для маленьких зверей, большие для больших, воспитывать внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей. Геометрические фигуры (квадраты, треугольники, разные по величине.
6 «Один, много». познакомить детей со словами «один» «много», уметь находить отличия между ними, расширять словарный запас детей. Лесенка, матрешки
7 «Сколько же, больше, меньше». учить детей различать где больше, а где меньше, учить отвечать на вопрос «сколько же»; учить детей делить поровну; развивать у детей мышление, память, воображение. Фишки, карточки с полосками
8 Сказка «Три медведя». учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, обратить их внимание какие по размеру предметы у каждого медведя, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих ответах. Книжка с иллюстрациями
МАРТ
1 «Поровну, больше, меньше». закрепить с детьми умение делить поровну, отличать большее от меньшего, развивать мышление, воспитывать интерес к познанию. Математическая лесенка, раздаточный материал
2 Игра «Собери игрушки». обратить внимание детей на то, что у каждой игрушки есть своя полка, в зависимости от размера игрушки и полки; учить трудолюбию, совместному коллективному труду игрушки
3 Дидактическая игра «Накорми зайцев». закрепить знания детей о больше и меньше, суметь разделить морковки поровну каждому зайцу; развивать математические способности, получать удовлетворение от полученных знаний. Раздаточный и демонстрационный материал.
4 Дидактическая игра «Когда это бывает?»
учить детей устанавливать временные отношения, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, развивать умственные способности, мышление и воображение. Картинки и иллюстрации с изображением времен года
5 Счет до двух учить счету до 2, познакомить с цифрой 2; пространственное расположение предметов при работе в математической тетради; развивать мышление, расширять словарный запас. Раздаточный и демонстрационный материал, рабочие тетради в клетку
6 «цифры 1 и 2». продолжать с детьми считать в пределах 2, познакомить их с цифрами 1 и 2; учить находить один предмет и два предмета; формировать в детях уверенности в своих ответах, Карточки с полосками, фишки
7 «Длиннее, короче». учить детей отличать длинный предмет от короткого; уметь рисовать короткую полоску и рядом длинную; закреплять умении орентироваться в пространстве; закрепить счёт до 2. Ленты разной длины
8 «Круг и шар». познакомить детей с геометрическими фигурами «круг» и «шар»; рассказать о их свойствах; назвать отличия между ними; развивать мышление и воображение. Объёмные и плоскостные фигуры
АПРЕЛЬ
1 «Счёт до трёх». учить детей счёту до трёх; умение ориентироваться в пространстве; умении делить предметы на группы по три; развивать мышление и воображение. Математическая лесенка, матрешки
2 «Треугольник и его свойства». познакомить детей с геометрической фигурой треугольник, познакомить со свойствами ; закреплять знания о ране изученных геометрических фигурах, учить находить предметы похожие на геометрические фигуры. Раздаточный материал, цветные карандаши
3 «цифра три». учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства Фишки, карточки с полосками
4 «Раскрась геометрическую фигуру». закрепить с детьми знание геометрических фигур; учить правильно выбирать нужный цвет и правильно раскрашивать фигуры, не заходя за линии; работа в рабочих тетрадях; воспитывать аккуратность и трудолюбие. Цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами.
5 «Выше, ниже». познакомить детей с пространственном отношением «выше», «ниже». Находить в пространстве низкие и высокие предметы; учить находить лишние предметы на картинки; развивать мышление, логику. Каринки с предметами
6 «Слева, справа». учить детей ориентироваться в пространстве слева, справа; дать знания о левой и правой руке и ноге; развивать память; расширить словарный запас детей Лист белой бумаги, фишки
7. Дидактическая игра «Кому, какая грядка» учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания об овощах и у кого какая грядка, устанавливать отношения между большим и маленьким, развивать интерес к играм-развлечениям, развивать логическое мышление. Лист белой бумаги, муляжи овощей, фишки
8 Сказка «Три поросёнка». закреплять умение внимательно слушать сказку и правильно отвечать на вопросы; учить детей видеть число три с помощью сказки и сказочных героев, закрепить счёт до трёх; развивать мышление и воображение. Книга с иллюстрациями
МАЙ
1 «Цвета и цифра 3.»
учить детей играть в развивающие игры, упражнять приемам соревнования, развивать мышление, смекалку. Демонстрационный и раздаточный материал
2 «Раскрась справа и слева». работа с детьми в рабочих тетрадях, закреплять умение ориентироваться в пространстве на бумаге, умение правильно выбрать нужный цвет и оттенок, продолжать развивать трудолюбие и аккуратность. Рабочие тетради в клетку, цветные карандаши
3 «Геометрические фигуры (круг, шар, треугольник)» закрепить с детьми знание геометрических фигур и их свойства, воспитывать уверенность в своих ответах, развивать мышление и воображение. Плоские и объемные фигуры
4 «Пуговицы с разным количеством дырок». Игра – развлечение. закрепить с детьми счёт до трёх, умение делить предметы по группам, развивать логику и мышление, умение играть сообща. Пуговицы разной величины
5 Итоговое занятие «Путешествие в страну Математики» Повторение, закрепление Раздаточный и демонстрационный материал, средства ТСО
6-7 Диагностика Выявить уровень развития детей Тетради и карандаши
Раздел III. Организационный
3.1. Кадровое обеспечение
Воспитатель планирует, разрабатывает содержание непосредственно – образовательной деятельности, организует деятельность родителей.
3.2. Материально – техническое обеспечение Программы
современные средства ТСО:
видео-аудио-аппаратура
телевизор,
музыкальный центр
3.3. Научно – методическое обеспечение Программы
Рабочая программа составлена на основе программы Е. В. Колесниковой. Ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации.. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка».; Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е. В. – М. : ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.).
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Дидактические и наглядные пособия:
Магнитная доска
Наборы геометрических фигур.
Дидактические игры:
-«Из каких фигур состоит машина?»
-«Коврик».
-«Найди кубик»;
-«Сравни и подбери»;
-«Найди одинаковые фигуры»;
-«Собери картинку».
- «Определи на ощупь».
Картотека физминуток математического содержания;
Картотека стихотворений для счёта, считалок
Картотека пальчиковых игр
Время и сроки реализации Программы
В течение года, во второй половине дня, 2 раза в неделю, объем 15 минут.