Светлана Бузина
Программа клуба «Правознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа клуба
(с детьми пятого года жизни)
Пояснительная записка
Сегодня в обществе активно обсуждаются проблемы населения, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми.
В чём причина нарушения прав ребёнка?
Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, многие взрослые не знают основных документов о правах ребёнка и, следовательно, не имеют возможности претворять их в жизнь.
Публикация «Программа клуба „Правознайка“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Человек получает права когда появляется на свет. Во Всеобщей Декларации прав человека записано : «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать своими правами и свободами, провозглашёнными настоящеё Декларацией».
Хорошо, если уже в детстве ребёнок почувствует и осознает себя человеком, живущим в обществе и имеющим равные со всеми права, обязанности и свободы. Эти качества вырабатываются только системой занятий по изучению прав. Чем раньше начинается эта работа, тем лучше для ребёнка. Именно поэтому обучать детей Правам ребёнка необходимо ещё в дошкольном возрасте. Дети должны понять и запомнить свои права. Они лучше воспринимают материал, когда он преподносится в виде игры, экскурсии, при участии самого ребёнка. Дети с удовольствием изображают положительных героев, их поведение. Для закрепления детьми Прав ребёнка привлекаю родителей, взрослых (заведующую, медсестру). Они непосредственные участники клуба, учатся соизмерять своё поведение с сознанием ответственности перед детьми.
Ознакомление детей с Правами ребёнка основывается на принципе постепенности, т. е. от простого к сложному.
Заседание клуба проходят 2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность заседания 15-20 минут.
Участники клуба : дети пятого года жизни, их родители, педагоги детского сада.
Цель: Подвести ребёнка к осознанию себя личностью, полноценным членом общества при помощи формирования основ правового сознания.
Задачи клуба :
1. Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.
2. Развивать коммуникативную компетентность.
3. Способствовать усвоению ребёнком общественных норм и правил поведения (общество, быт, природа).
4. Формировать у детей первоначальные знания через знакомство в привлекательной и доступной форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка»).
Учебный план
№
п\п Темы заседаний Распределение заседаний
1 Давайте познакомимся 2
2 Ты и твоё имя 1
3 Моя семья 2
4 Давайте дружить 2
5 В гости 1
6 Поможем няне 1
7 Научим Карлсона одеваться 1
8 Светофор 2
9 Заюшкина избушка 1
10 Мама и я 1
11 Наш детский сад 1
ИТОГО: 15
Методическое обеспечение
№
п\п Темы заседаний
1
Давайте познакомимся
Программное содержание
1. Познакомить детей друг с другом
2. Помочь детям адаптироваться к месту проведению клуба Игры : " Ка
3. Придумать эмблему клуба. зовут", " Узнай
4. Вызвать интерес к предстоящей работе.
Формы, методы.
беседа с детьми о работе клуба. обсуждение и рисование эмблемы.
игры: " Как тебя зовут?" " Узнай по голосу".
Придумывание клички черепахе, котёнку.
2
Ты и твоё имя.
программное содержание
1. Познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни.
2. Способствовать социально –нравственному развитию.
3. Развивать умение рассуждать,делать выводы, сопереживать.
4. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим.
формы и методы:
Игра: " Цепочка имён". Рисование своего имени.
3
Моя семья.
программное содержание :
1. Воспитывать у детей любовь и доброжелательное отношение к родным
и близким.
2. Закрепить знания детей о семье.
Рассматривание фотографий близких, чтение стихотворения.
формы и методы С. Благининой" Посидим в тишине" и других стихотворений о маме, папе,близких. рисование" Моя семья".
4
Давайте дружить.
1. Формировать у детей представление о дружбе и товариществе посредством игр.
формы и методы:
Чтение Я Тайц" Кубик на кубик" н. т. " Лиса, заяц и петух" п. и.
" Пузырь". Конструирование " Строим дом для кошки и собаки".
5
В гости.
программное содержание :
1. Формировать культуру поведения и общения за столом через игру: расширять представления детей о правилах речевого этикета.
формы и методы:
д\и " К нам пришёл Карлсон", д\и " Вежливые слова"
6
Поможем няне
программное содержание
1. Формировать представление детей о том, кто в детском чашки к блюдцам".саду заботится о детях Наблюдение за (через наблюдения за трудом помощника воспитателя)
2. Воспитывать уважения к людям труда.
формы и методы:
д \и " Подбери чашки к блюдцам". Наблюдение за трудом за помощника
воспитателя; труд в уголке природы (совместно с воспитателем).
7
Научим Карлсона умываться
программное содержание :
1. Формировать представление у детейо правилах личной гигиены.
2. Воспитывать осознанное отношение к своей жизни,своему здоровью.
формы и методы:
Чтение Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу.»
Загадывание загадок о предметах гигиены.
8
Светофор
программное содержание :
1. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улице, через знакомство с элементарными правилами соответствующих дорожного движения.
2. Расширять знания детей о профилактике травматизма.
формы и методы:
Беседа: " Падение с высоты", рассматривание иллюстраций, заучивание отрывка из стихотворения Я. Пишумова " Светофор". Изготовление светофора из бумаги.
9
Мой город
программное содержание :
1. Обогащать представления детей о родном городе, о его скверах и парках.
2. Показать красоту природы, заботу человека о городе.
формы и методы:
Беседа: «Что я видел в нашем городе".
10
Рассказывание р. н. сказки «Заюшкина избушка».
1. Формировать у детей навыки безопасного поведения, объяснить, как нужно сказать «нет» чужому.
формы и методы:
Создание проблемной ситуации: звонок в через отклик на сказку, дверь - чужой дядя просит пить.
11
Мама и я
программное содержание :
1. Познакомить детей с правом быть вместе с мамой.
2. Воспитывать любовь и заботу о маме.
3. Развивать умение рассуждать.
формы и методы:
Чтение стихотворения Е. Серовой " Солнце в доме". Заучивание пословицы " при солнышке - тепло, а при матери - добро".
12
Наш детский сад
программное содержание :
1. Познакомить детей с правом о заботе со стороны взрослых.
2. Формировать представления о труде взрослых в детском саду, о том, что все заботятся о детях.
формы и методы:
Экскурсия по детскому саду: на кухне на прачечную,в медицинский кабинет, заведующей детского сада. Чтение М. Забилы " Ясочкин садик".
Ожидаемый результат
1. Сформировано чувство собственного достоинства и уважения к личным правам другого человека.
2. Сформированы элементарные навыки лбщения со взрослыми, со сверстниками и малышами.
3. Сформированы начальные представления об общественных нормах и правилах поведения в обществе, в быту, в природе.
4. Имеет представления о своих правах и обязанностях в разных видах деятельности (игровая, трудовая, продуктивная).
Литература:
1.«Декларация прав ребёнка».
2. «Конвенция ООН о правах ребёнка».
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
4. Шабельние Е. С., Каширцева Э. Б. «Ваши права».
5. Абрамов В. И. «Права ребёнка».
6. Журналы «Ребёнок в детском саду» за 2002 -2003годы.
7. Купецкова Е Ф. программа «Ребёнок и весь мир».
8. Князева О. Я., Стеркина Р. П. программа «Я, ты, мы».
9. Журналы «Дошкольное воспитание» № 8-12 за 2001год.
10. Методическое пособие «Развитие основ правового сознания у детей дошкольного возраста». Управление образования г. Пензы муниципальный научно – методический центр образования г. Пензы.