Ирина Деменчук
Программа «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ :
1. Паспорт программы…. 3
2. Пояснительная записка….…4
3. Основные принципы программы….…5
4. Этапы реализации программы… 6
5. Актуальность….…7
6. Цели и задачи программы….…. 7
7. Организация учебно-воспитательного процесса …. …8
8. Основные направления и мероприятия программы…13
Публикация «Программа „Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
9. Ожидаемые результаты…. 24
10. Используемая литература…. 25
Паспорт программы :
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ :
«Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ :
МБДОУ ДС КВ № 7 «Сказочная полянка»
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК: Воспитатель: Деменчук Ирина Петровна
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех
психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность
ознакомления с окружающей действительностью.
Хорошо, когда ребенок сохраняет свою природную интуицию,
иррациональное мышление. Это творческая часть его сознания. Однако
жизненное пространство требует от человека здравого смысла,
рациональности, логики. Ребенок учится не только чувствовать, но и
объяснять события и действия, изучать взаимодействие между предметами,
рассуждать и делать свои умозаключения. Лучше всего это делать в игре!
Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает
многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила
и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль
памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире
и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано
с работой памяти.
Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется
комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления,
памяти, воображения.
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к
ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное
значение при этом будет иметь развитие интеллектуальных способностей и
формирование соответствующих умений у детей.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают
дидактические игры. Они используются в организованной образовательной
деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию
средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью
образовательной деятельности. Она помогает усваиванию, закреплению
знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают
признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.
Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес
детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность,
обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Поэтому темой моей программы стало “ Развитие интеллектуальных
способностей старших дошкольников посредством дидактической игры”.
Общая продолжительность программы рассчитана на два учебных года.
Чтобы вызвать интерес у детей к данной теме, разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр
Программа «Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр» разработана на основе целевой программы
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное
значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. В
настоящее время проблема формирования и развития математических
способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем
дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции:
система образовательной работы с дошкольниками стала во многом
использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к
обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному
образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания
дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований
к познавательному развитию дошкольников, частью которого является
развитие математических способностей. В связи с этим меня заинтересовала
проблема: как обеспечить, развитие интеллектуальных способностей,
отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям
детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием
качественного обновления общества является умножение его
интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно
активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не
причиняя вреда здоровью.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре
ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность.
Результаты исследований психологов показывают, что уровень
интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к
шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и
верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере
характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям
ребенка и типу ведущей деятельности.
Огромную роль в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша,
снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к
приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих
игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную
деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной
игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский.
Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре,
выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление
игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении
радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни
взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Используя возможности развития логического мышления и памяти
дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач,
которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование
дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических
игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности
у детей формируются важные качества личности: самостоятельность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются
конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия,
обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом
творчество.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей
познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и
творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как
один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует
становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений,
самовыражению и самостоятельности.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цель программы :
Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться
во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с
которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Все игры на развитие логического мышления направлены на то, чтобы
сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов:
сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение.
Задачи:
• развитие сенсорных, интеллектуально-познавательных способностей детей;
• обогащение словаря и развитие речи-суждения, речи-умозаключения, речи-доказательства;
• развитие умений моделирования;
• развитие мелкой моторики;
• побуждение мотивации к успешной интеллектуально-познавательной деятельности.
Основные принципы организации реализации программы :
Единство:
o сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность
педагогов, родителей и детей;
o использование способов и средств, обеспечивающих понимание
того, что субъектом взаимодействия является ребёнок, с его
интересами, потребностями, особенностями;
o педагогическая оценка актуального состояния развития ребёнка -
способность видеть, чувствовать, понимать каждого воспитанника;
Систематичность и последовательность:
o использования различных способов реализации программы :
запланированный, косвенный, ситуативный;
o решение поставленных задач не только в рамках
непосредственной деятельности, но и при проведении режимных
моментов;
Наглядность:
o использование в работе с детьми различных видов наглядности
способствует успешному усвоению программного материала;
o создание предметно-развивающей среды с использованием
дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных
логических игр и лабиринтов;
Доступность:
o учёт возрастных интересов, потребностей, возможностей детей,
зоны их ближайшего развития;
Связь с жизнью:
o эффективное, полноценное развитие личности ребёнка –
дошкольника обеспечивается в процессе ведущего вида
деятельности – игровой, в которой наиболее полно реализуются
потребности детей в познании, общении;
Образовательная область:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,
Для развития интеллектуальных способностей у детей старшего
дошкольного возраста мною использованы развивающие игры
Срок обучения
программа рассчитана на два года обучения
ЭТАПЫ:
Организационный- изучение теоретических основ
1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. – М. ; Мозаика-Синтез, 2006.- 232 с.
2. Е. А. Юзбекова «Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).
3. Воспитатель ДОУ №10, 2011г. (Развитие мелкой моторики рук для подготовки к школе)
4. Воспитатель ДОУ №8 2010г. (Словесно – логические игры в развитии старшего дошкольного возраста) Деятельностный реализация мероприятий программы
- совместная деятельность с детьми
- работа с родителями
- взаимодействие педагога со специалистами ДОУ (музыкальный работник, ст. воспитатель.) Итоговый – обобщение и результаты
- анкетирование детей
- родителей
- обобщение работы
- (оформление папки по самообразованию)
- участие в педагогических чтениях района
-участие в районном семинаре
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система мероприятий Задачи Способы реализации Сроки
I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный)
Подготовительные мероприятия 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого- педагогической литературы.
2. Внедрение передового педагогического опыта по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей.
3. Использование инновационных образовательных технологий и анализ программ по пред школьному образованию.
4. Повышение квалификации педагога.
5. Выявление уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 5-7лет.
6. Разработка перспективного плана работы.
7 Проведение диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.
8. Создание соответствующей предметно-развивающей среды. 2 года работы по программе
II ЭТАП – рабочий (внедренческий)
Социально – коммуникативное развитие
Социализация, развитие общения
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Кто больше вспомнит»;
Д/и «Что было до …»;
Д/и «Узнай чей лист»;
Д/и «Найди похожую»;
Д/и «Мастерская ковров»;
Д/и «Художник»;
Д/и «Путешествие по комнате».
Формирование основ безопасности
Д/и «Путешествие»;
Д/и «Где что можно делать»;
Д/и «Пешеходы и транспорт»;
Д/и «Дорожные знаки»;
Д/и «Говорящие дорожные знаки»;
Д/и «Знай и выполняй правила движения».
Познавательно развитие
Речевое развитие
ФЭМП
Д/и «Сложи узор»;
Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»;
Д/и «Сравни»;
Д/и «Найди ошибку»;
Д/и «Найди пару»;
Д/и «Сходства-отличия»;
Д/и «Что изменилось?»;
Д/и «Подбери по форме»;
Д/и «Какой цифры не стало?»;
Развитие речи
Д/и «Назови группу одним словом»;
Д/и «Чем отличаются?»;
Д/и «Что изменилось?»;
Д/и «Похвалялись звери»;
Д/и «Узнай по описанию»;
Д/и «Лабиринты»;
Д/и «Назови ласково»;
Д/и «Назови части предметов»;
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
Д/и «Волшебная краска»;
Д/и «Собери букет»;
Д/и «Большие - маленькие»;
Д/и «Дорисуй»;
Д/и «Чего не хватает?».
Музыкальная деятельность
Д/и «Музыканты»;
Д/и «Угадай инструмент»;
Д/и «Делай как я»;
Д/и «Музыкальные загадки».
Циклы занятий
Игры на развитие речи :
«Подбери по форме»»,
«Кто больше назовёт?»
«Закончи предложение»,
«Похоже – не похоже»,
Игры на ориентировку в пространстве:
«Найди игрушку»,
«Найди похожую»,
«Художник»,
«Путешествие по комнате».
Игры по безопасности:
«Пешеходы и транспорт»,
«Дорожные знаки»,
«Где что можно делать?»,
«Автомобиль»,
«Польза и вред»,
«Какой знак спрятан?».
Игры с геометрическими фигурами, цифрами:
«Геометрическая мозаика»,
«Кто больше назовёт?»,
«Уберём цифры»»,
«Задумай число»,
«Сосчитай, не ошибись»,
Игры по ознакомлению детей с окружающим :
«Времена года»,
«Школа»,
«Мышеловка»,
«Кто позвал?»,
«Что из чего сделано?».
Учить слушать и понимать короткие рассказы;
-формировать эмоциональную отзывчивость;
-способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;
-развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.
Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность;
-закреплять пространственные представления (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади (за, далеко, близко, между, рядом;
-формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
Расширять представления детей о правилах дорожного движения;
-формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;
-формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;
-учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении;
-знакомить с правилами поведения в лесу.
Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал;
-формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества;
-учить рисовать любую игрушку;
-развивать познавательные способности.
Расширять знания о геометрических фигурах;
-упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;
-дать понятие об образовании чисел в пределах 10;
-знакомить с цифрами в пределах 10;
-формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.
Научить детей сравнивать и группировать предметы;
-закреплять умение выделять характерные признаки предметов;
-научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением;
-развивать слух, внимание и навыки звукоподражания;
-учить согласовывать движения со звуками;
-развивать интерес к музыкальным инструментам;
-углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса
Просмотр эпизодов сказок;
составление с детьми сказки по схеме;
индивидуальная работа;
ООД.
Прогулка,
самостоятельная деятельность,
беседа.
ООД,
Прогулка,
Индивидуальная
работа,
беседа.
Свободная игровая деятельность,
ООД,
Организация игр вне занятий
Индивидуальная работа,
ООД,
Прогулка,
Самостоятельная деятельность,
Загадывание загадок.
ООД,
Совместная игровая деятельность.
работы по проекту
1. БЛОК – работа с родителями
1. Предварительная работа Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми
Анкетирование, беседы
2. Повышение педагогической культуры родителей Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуально - творческих способностей детей
Консультации и беседы В течение всего периода
2. «Успехи детей»
Показ достижений детей
«День открытых дверей» 1 раза в год
III ЭТАП – коррекционный (внедренческий)
1. Анализ и корректировка Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми
В конце каждого учебного года
IV ЭТАП – обобщающий
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.
Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом В конце каждого учебного года
2. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати
Организация учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс стараюсь строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время организованной образовательной деятельности, чтобы он стал активным участником происходящего. А после образовательной деятельности, во время прогулки или просто в свободное время непроизвольно идет обсуждение среди детей только, что полученной информации. В начале каждой образовательной деятельности проводились специальные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Во время организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с детьми проводились игры "Отгадай фигуру", "Собери фигуру" и т. д и многие другие используются в образовательной деятельности и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Проводились игры с заданиями на создание новых образов. Дидактическая задача игры "Чудесные превращения" - учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей. В процессе выполнения заданий игры у детей развивалось воображение. Также на развитие воображения и наглядно-образного мышления проводилась игра "Чудесный лес". Детям предлагалось нарисовать чудесный лес. У каждого ребёнка должен получиться свой лес, потом надо было рассказать про него сказочную историю. В игре "Угадай, что спрятано" дети учились рассуждать логически. В игре "Домино", развивалось умение детей классифицировать предметы. Воспитатель раскладывал перед детьми карточки домино. Все вместе разбирали, что изображено на карточках. Дети называли все картинки и с помощью воспитателя находили "хитрые картинки" - схемы, подходящие для каждой группы картинок (звери, люди, цветы, деревья и т. д.). В процессе игры у детей развивается логическое мышление. При организации образовательной деятельности по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи, упражнения в звукоподражании (“Узнай по описанию”, “Кто в доме живет”). Также в образовательной деятельности по развитию речи детей проводились игры “Наблюдатель”, “Волшебное слово”. Неоднократно проводилась игра "Расскажи".
Проводимые игры и упражнения способствовали интеллектуальному развитию детей, развивали внимание, память, речь, воображение, логическое мышление детей. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал образовательной деятельности обязательно включаются четкие, конкретные образы. Выбор игры в первую очередь зависит от того, каков контингент, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно-климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, зависит от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.
Во время наблюдений на прогулке активно использовалась игра "Хорошо-плохо", решение противоречий, фантазирование. При проведении организационной образовательной деятельности всегда помню, что нельзя переутомлять детей играми, необходимо следить за правильной позой ребенка.
Используемая литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. – М. ; Мозаика-Синтез, 2006.- 232 с.
2. Е. А. Юзбекова «Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника).
3. Воспитатель ДОУ №10, 2011г. (Развитие мелкой моторики рук для подготовки к школе)
4. Воспитатель ДОУ №8 2010г. (Словесно – логические игры в развитии старшего дошкольного возраста)
1. Антохина А. В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г. ;
2. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. «Психологическое развитие дошкольников» - М., 1984;
3. Жуковская Р. И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;
4. Иванова Н. И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание – 1997 г. № 10;
5. Косенко Н. Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;
6. Пидкасистый П. И. «Технология игры в обучении» - М., Просвещение, 1992 г. ;
7. Савенков Л. И. «Детская одаренность в познавательной сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5-6;
8. Семяшкина Н. И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2;
9. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г. ;
10. Эльконин Д. Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.