Зенова Марина
Исследовательский проект «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
Оглавление:
1. Актуальность.
2. Проблема.
3. Цель.
4. Задачи.
5. Гипотеза.
6. Констатирующий эксперимент.
7. Формирующий эксперимент.
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Я считаю, что тема проекта актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Публикация «Исследовательский проект „Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.). Сенсорное воспитание и развитие включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Воспитательно - образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе я делаем акцент на игровую форму деятельности. Именно дидактическая игра с элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Проблема:
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном средний уровень, но были и низкого уровня развития. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Цель: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи проекта :
Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр;
Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
Развивать мелкую моторику рук;
Гипотеза проекта :
Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;
Ориентироваться в 3 цветах, называть их, подбирать по образцу;
Ориентироваться в двух контрастных величинах;
Собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
Различать предметы по форме (кубик, шар);
Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, треугольник);
Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;
Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
Вопросы мониторингового исследования :
1. Ребенок различает основные цвета. (красный, синий, желтый)
2. Ребенок различает основные формы. (круг, треугольник, шар, куб)
3. Ребенок различает относительные размеры (большой, маленький).
4. Ребенок правильно называет свойства предметов (мягкий, твердый, гладкий, пушистый).
Констатирующий эксперимент (часть 1)
№ п/п Список воспитанников Вопросы
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей 1 младшей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий уровень, но были и среднего уровня развития. Поскольку на данный момент в группу добавилось пять новых детей, которые ранее не посещали детский сад.
Формирующий Эксперимент
Перспективное планирование
по сенсорному воспитанию детей 2-3 лет через дидактические игры.
Дидактические игры с детьми 1 младшей группы будут проводится не только на занятиях, но и в течении всего дня. Как индивидуально, так и подгруппами.
№ Содержание работы Пополнение ППС Сроки
1 Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Разноцветные палочки» (формировать практические действия по цветовому различению.)
«Какого цвета не стало?»
«Разноцветные шары» (учить детей соотносить предметы по цвету)
«Собери гирлянду» (предложить собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
«Поиграем с прищепками» (учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.)
«Подбери чашки к блюдцам».
(учить детей соотносить предметы по цвету.)
«Спрячь мышку» (предложить спрятать мышку квадратом подходящего цвета)
«У кого какое платье» (учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет).
Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Кружки из картона разного цвета с отверстием внутри, шнурочки.
Фигурки животных из картона, прищепки разного цвета.
Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
листочки бумаги 4 цветов (20 - 15, посредине белый квадрат (8-8, на которых нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же 4 цветов - дверцы (10х10,
Куклы вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья)
Сентябрь - октябрь
2 Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
«Найди предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
«Найди предмет такой же формы» (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
«Какая фигура лишняя?» (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур).
«Закроем окна у домиков» (закреплять представления о трех геометрических фигурах, учить детей идентифицировать предметы по форме.)
«Заштопай штанишки» (учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия).
«Круг, квадрат» (учить группировать предметы по форме).
Листы картона на котором изображено несколько предметов одной формы, геометрические фигуры
На белом картоне наклеен цветной домик без окна, окна по форме окна в домике.
Штаны с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
По пять картонных кругов и квадратов одного цвета
Ноябрь-декабрь
3 Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
«Собери шарики в ведерки» (знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький»)
«Угости зайчика»
(учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию).
«Большие и маленькие»
(научить ребенка чередовать предметы по величине)
«Самая длинная, самая короткая» (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
«Разноцветные кружки» (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка).
«Дальше – ближе» ( предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше).
«Веселые матрешки» (учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.)
Зайцы и морковки из картона разной величины
Ленты разной величины.
Январь-февраль
4 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений :
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку)
«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
«Найди пару» (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов).
Мешочек, игрушки пластмассовые, мягкие, пушистые.
Март-апрель
5 «Соберем бусы для куклы» Учить идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, размер, форма)
«Подбери лепесточки к цветам» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер)
«Посади бабочку на цветок» Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер)
Бусины из картина различной формы, размера и цвета.
Маленькие и большие кружочки (серединки) разного цвета, к ним лепестки соответствующего цвета и размера.
бабочки и цветы из картона разного цвета и размера.
Май