Светлана Лейман
Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Без неё, без куклы,
Мир бы рассыпался, развалился, И дети перестали бы походить на родителей, И народ бы рассеялся пылью по лицу земли» |
Публикация «Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы „Кукла своими руками“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются в этно-педагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.
И именно поэтому, я выбрала данное направление в работе с детьми и считаю его - актуальным, интересным и необходимым, для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и мелкой моторики детей.
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут (30 минут). Продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Региональный компонент реализуется через ознакомление детей с творчеством региональных писателей (стихи, сказки, потешки, художников, а также народными играми как часть совместной деятельности (беседы, физминутки). Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы. [/i]
Целью программы является:
-создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
-развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;
-формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.
Задачи:
- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;
- познакомить с различными техниками изготовления народной куклы;
- научить работать с тканью и сопутствующими материалами;
- способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;
- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, тряпичная кукла, интересен окружающим.
Программа предполагает один год обучения, рассчитана на детей подготовительной группы (6 – 7 лет).
Формы и методы работы:
художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
-рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
-показ;
-объяснение;
-наблюдение;
-импровизации;
-чтение художественных произведений;
-рассказ педагога и рассказы детей;
-анализ и самоанализ.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. «Физическое развитие»:
- развитие мелкой моторики;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. «Социально-коммуникативное развитие»:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;
- формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия и ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
3. «Познавательное развитие»:
- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере народного творчества.
4. «Речевое развитие»:
- использование художественных произведений; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:
первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней
итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.
Ожидаемый результат работы по программе:
- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
- тематические выставки в ДОУ;
- участие в конкурсах;
В ходе работы дети:
- получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные техники изготовления народной куклы;
- научатся видеть богатый красочный мир народного искусства, попытаются передать всё его многообразие в своих работах;
- научаться быть более чуткими, тактичными, терпимыми;
- научатся слушать и слышать друг друга;
- получат удовольствие от своей работы и почувствуют, что продукт их деятельности, тряпичная кукла, интересен педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада.
Система оценки достижений детей:
Система оценки достижений детей:
Ребёнок должен:
1. Хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);
2. Изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога.
3. Фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;
4. Плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;
5. Знать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);
6. Знать технологию изготовления кукол.
3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу под наблюдением педагога;
2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-14 – средний уровень; 15-18– высокий уровень.
Содержание программы.
Раздел I. Русская народная кукла (сентябрь-октябрь)
Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.
Раздел II. Обереговые куклы. Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани (октябрь-декабрь)
Тема 1. Кувадка.
Тема 2. Куклы-пеленашки.
Тема 3. Кукла - закрутка.
Тема 4. Кубышка - травница.
Тема 5. Ангел.
Тема 5. «Обережье» (итоговое игровое занятие).
Раздел III. Обрядовые куклы (декабрь-март)
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Тема 1. Зернушка
Тема 2. Кукла-десятиручка.
Тема 3. Неразлучники.
Тема 4. Чучело масленицы
Тема 5. "Здравствуй Весна, прощай Масленица" (развлечение)
Раздел IV. Игровые куклы (март-апрель)
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Тема 1. Зайчик-на-пальчик.
Тема 2. Кукла-капустка.
Тема 3. Зольная кукла
Тема 4. Итоговое развлечение "Народная кукла" (приложение)
Методическое обеспечение программы:
1. Материал:
- ткань хлопчатобумажная: белая; разноцветная и с рисунком;
- нитки «Ирис»: красного, белого и др. цветов;
- разноцветные ленточки шириной 0,5-1см;
- тесьма: белая и разноцветная;
- наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);
- природный материал – палочки разной длины и формы
2. Инструменты: ножницы
3. Образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам.
4. Методическая и художественная литература.
5. Записи русской народной музыки.
Приложение к программе.
Конспект итогового развлечения "Народная кукла"
Цель. Познакомить детей с предназначением русской народной игрушки, ее разнообразием и историей.
Задачи:
– Способствовать восприятию и ценностному отношению к прекрасному в любом его проявлении;
– научить различать игрушки, знать их характерные особенности;
– воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству;
Оформление:
– украшение зала – дорожки, фрукты, овощи, рушники, салфетки;
– костюмы Хозяйки и Берегини;
– музыкальное сопровождение.
Материал, оборудование: корзинка, куклы: берегиня, колокольчик, пеленашка, травница, крупеничка, мартенички.
Действующие лица: дети, родители, воспитатель (в роли Хозяйки, воспитатель (в роли Берегини, музыкальный работник.
Ход развлечения:
Актовый зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканные дорожки. Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты, овощи (можно муляж). Возможно крупы в стеклянных банках (гречка, горох). Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми салфетками.
Звучит русская народная мелодия («Пошла млада за водой»). Все дети собираются в музыкальном зале. Их заботливо встречает хозяйка горницы, - ведущая, одетая в русский сарафан. На голове у нее - кокошник, в руках – корзинка. В корзинке находятся куклы – берегиня, пеленашка, крупеничка, колокольчик, кубышка-травница, мартеничка
Хозяйка.
Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы! Для чего же вы ко мне сегодня пожаловали? (хотим чтобы вы рассказали о народной кукле)
Народная кукла, ещё в древности, считалась не просто какой нибудь игрушкой. Люди считали, что кукла оберегает семейное счастье, помогает в продолжении рода. Кукла оберегала детский сон, отгоняла нечистые силы вкладывая всю свою душу и любовь. Садитесь поудобнее на стульчики. С некоторыми народными куклами мы вас познакомим сегодня.
Хозяйка достает из корзинки куклу Берегиню. Кто знает как называют эту куклу?
Эту куклу сделала семья …
Родитель: Эту куклу называют Берегиня. Ее ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали в верхнем проеме двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».
Реб:
Свёрнута из тряпки кукла у Любаши,
Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.
Глазки – пару точек, а лицо – комочек.
Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа, пуговку пришил.
Но Любаша любит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.
Хозяйка: Ребята, давайте позовем Берегиню к нам в гости! Для этого повторим все вместе: «Берегинюшка, приди, и добро нам принеси!».
Входит Берегиня.
Берегиня: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я – Берегиня, хранительница дома (берет в руки куклу Берегиню). Существовал в русской семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня.
Русские люди считали, что эту куколку можно попросить о чем-то, поставить ей задачу, связанную с защитой дома. Она принесет в Ваш дом удачу и богатство, а также создаст хорошие отношения между детьми и родителями. Охраняет и приносит благополучие дому. Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
Для того чтобы в доме всегда были добро и мир, нужно жить дружно и не ссориться. А вы дружите между собой?
Хозяйка: Берегинюшка, все мои гости очень дружные. Сейчас они тебе это докажут. (Выходят все дети)
Дети поют частушки о дружбе:
1 Мы частушки вам споем –
И об этом, и о том,
Ты послушай, Берегиня,
Как все дружно мы живем!
2 На площадке мы копали,
Червяков в земле нашли,
Так девчонок напугали,
Что они совсем ушли!
3 Димочка ходил в спортзал,
Себе мускулы качал
Он Полинку защитил,
Комаров на ней прибил!
4 Вика с Машей – две подружки,
За одним столом сидят
Много лет они уж дружат,
Удивляют всех ребят.
5 Ой, подруга милая,
Не ходи унылая.
Не ходи печальная,
Будь как я отчаянная.
6 Дружба крепнет с каждым днем,
Классно мы, друзья, живем!
Интересно в мире жить,
Можно вовсе не тужить!
Берегиня: Спасибо вам, ребята, порадовали вы меня. Вижу я, что вы дружные и добрые, а еще веселые. Буду я вас оберегать и добра для вас желать. А теперь пора мне, до свидания! Уходит.
Хозяйка – (достает из корзины куклу). Может вы и эту куклу знаете? Правильно, называется она Колокольчик. Ее сделала семья…
Реб и родит: Колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от разных болезней.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только приятные известия и быть всегда в веселом настроении.
Хозяйка Раньше люди собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А что такое горница? – (это просторная старинная изба, комната). Вот такая, как сегодня у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие- веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную!
Дети запевают под музыкальное сопровождение русскую народную прибаутку «Две тетери».
«Две тетери»
Играющие становятся в круг. За кругом двое ребят в шапочках птиц. В центре круга чашка с «творогом».
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу. (Дети ходят по кругу.)
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Дети поднимают сплетенные руки, тетери летят к чашке. На слово «улетели» тетери стараются быстро вылететь из круга, а ребята на окончание слова закрывают «воротики». Пойманный ребенок выбирает новую тетерю.
- А ещё хотите поиграть? (игра повторяется)
Хозяйка: сколько веселья принесла нам кукла Колокольчик! Но у меня в корзинке еще что-то есть. Давайте посмотрим, что там? (Достает оттуда пеленашку). На кого похожа эта кукла (на младенца? Почему у нее такое название (ребенок в пеленках, запеленован). Как же она называется? Куклу пеленашку сделала семья….
Реб и родит: куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленованный в пеленку. Пеленашка шилась перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Эта кукла была самой первой игрушкой ребенка. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов.
Хозяйка А что делают маленькие детки большую часть времени? (спят). Правильно, им надо набираться сил и быстрее расти. А когда малыши спят, взрослым некогда спать, им надо успеть напрясть, наткать.
Песня «Позолоченная прялица»
Хозяйка: А еще их ждет работа на огороде, в поле.
Там они собирают разные травы и изготавливают из них куколку. Как она называется? Ее сделала семья…
Реб и родит: травница наполнена душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах особой травки разносится по всему дому. Это запах считается не только магическим, отгоняющим злых духов, но и лечебным. Душистая трава отгоняет от людей болезни. (Мнет, показывает детям, дает понюхать)
Травница следит за тем, чтобы болезни не проникали в дом, а если уж и проникли, то выгоняет их вон. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и ставили возле болеющего человека.
Хозяйка А если в доме все ладится, то почему бы песни не спеть, хоровод поводить?
Хоровод «Во поле берёза стояла»
А еще у меня есть кукла, кто знает как она называется? (достает из корзины крупеничку). Крупеничка. Ее сделала семья…
Реб и родит: Куклы Крупенички считались главными куклами в доме, поскольку являлись хранительницами того, во что был вложен нелегкий труд целого семейства. В таких куклах хранилось лучшее отборное зерно с собранного урожая, которое весной использовалось для посева.
Куклы Крупенички были показателем благосостояния: гость, заходивший в дом, по этим куклам мог легко определить, в достатке ли живет семья.
Хозяйка: Представьте себе. Позади трудовой день. Огороды вскопали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час!
Ребята, а вы знаете русские народные потешки? Покажите мне!
Выходит два ребенка
Потешка первая. «Мы с тобой шли…»
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Пирожок нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- А где же он?
- Кто?
- Пирожок.
- Какой?
- Ну, мы с тобой шли?
Хозяйка: Молодцы, гости дорогие! Заглянем в мою корзинку снова (достает Мартенички).
Реб и родитель: Эти куклы называются Мартинички. Это древний славянский весенний символ-оберег. Мартинички были частью языческого обряда зазывания весны. В этот день звали весну, пели специальные песни (заклички, веснянки, дарили друг другу сделанных из ниток кукол.
Выходит ребенок:
Как у нашей у березки -
Очень славные сережки
Как стройна и как мила
Это вновь пришла Весна!
Хозяйка. Гости мои дорогие! Сегодня вы меня порадовали шутками-прибаутками, частушками и играми веселыми. Много рассказали о куклах. А что общее у всех этих кукол? (нет лица). Я расскажу вам, почему.
Славянские куклы-обереги имеют одну особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. В таких куклах никак не могла поселится нечистая сила.
Хозяйка: Спасибо вам, гости, порадовали вы меня. А теперь пора нам с вами прощаться. На прощание я хочу вам пожелать следующее:
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте выполнять и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.