Папки-передвижки

Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками» (6 фото)

Светлана Лейман
Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

«Без неё, без куклы,

Мир бы рассыпался, развалился,

И дети перестали бы походить на родителей,

И народ бы рассеялся пылью по лицу земли»

Сегодня, русские народные промыслы переживают своё второе рождение и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная.

Публикация «Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы „Кукла своими руками“» размещена в разделах

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.

Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются в этно-педагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.

И именно поэтому, я выбрала данное направление в работе с детьми и считаю его - актуальным, интересным и необходимым, для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и мелкой моторики детей.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут (30 минут). Продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Региональный компонент реализуется через ознакомление детей с творчеством региональных писателей (стихи, сказки, потешки, художников, а также народными играми как часть совместной деятельности (беседы, физминутки). Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы. [/i]

Целью программы является:

-создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

-развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;

-формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.

Задачи:

- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;

- познакомить с различными техниками изготовления народной куклы;

- научить работать с тканью и сопутствующими материалами;

- способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;

- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;

- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;

- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, тряпичная кукла, интересен окружающим.

Программа предполагает один год обучения, рассчитана на детей подготовительной группы (6 – 7 лет).

Формы и методы работы:

художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

-рассматривание иллюстраций, образцов кукол;

-показ;

-объяснение;

-наблюдение;

-импровизации;

-чтение художественных произведений;

-рассказ педагога и рассказы детей;

-анализ и самоанализ.

Интеграция с другими образовательными областями:

1. «Физическое развитие»:

- развитие мелкой моторики;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. «Социально-коммуникативное развитие»:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;

- формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия и ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

3. «Познавательное развитие»:

- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере народного творчества.

4. «Речевое развитие»:

- использование художественных произведений; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней

итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.

Ожидаемый результат работы по программе:

- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

- тематические выставки в ДОУ;

- участие в конкурсах;

В ходе работы дети:

- получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные техники изготовления народной куклы;

- научатся видеть богатый красочный мир народного искусства, попытаются передать всё его многообразие в своих работах;

- научаться быть более чуткими, тактичными, терпимыми;

- научатся слушать и слышать друг друга;

- получат удовольствие от своей работы и почувствуют, что продукт их деятельности, тряпичная кукла, интересен педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада.

Система оценки достижений детей:

Система оценки достижений детей:

Ребёнок должен:

1. Хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);

2. Изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога.

3. Фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;

4. Плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;

5. Знать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);

6. Знать технологию изготовления кукол.

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу под наблюдением педагога;

2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;

1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.

Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-14 – средний уровень; 15-18– высокий уровень.

Содержание программы.

Раздел I. Русская народная кукла (сентябрь-октябрь)

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Раздел II. Обереговые куклы. Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани (октябрь-декабрь)

Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла - закрутка.

Тема 4. Кубышка - травница.

Тема 5. Ангел.

Тема 5. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Раздел III. Обрядовые куклы (декабрь-март)

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Тема 1. Зернушка

Тема 2. Кукла-десятиручка.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Чучело масленицы

Тема 5. "Здравствуй Весна, прощай Масленица" (развлечение)

Раздел IV. Игровые куклы (март-апрель)

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

Тема 1. Зайчик-на-пальчик.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла

Тема 4. Итоговое развлечение "Народная кукла" (приложение)

Методическое обеспечение программы:

1. Материал:

- ткань хлопчатобумажная: белая; разноцветная и с рисунком;

- нитки «Ирис»: красного, белого и др. цветов;

- разноцветные ленточки шириной 0,5-1см;

- тесьма: белая и разноцветная;

- наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);

- природный материал – палочки разной длины и формы

2. Инструменты: ножницы

3. Образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам.

4. Методическая и художественная литература.

5. Записи русской народной музыки.

Приложение к программе.

Конспект итогового развлечения "Народная кукла"

Цель. Познакомить детей с предназначением русской народной игрушки, ее разнообразием и историей.

Задачи:

– Способствовать восприятию и ценностному отношению к прекрасному в любом его проявлении;

– научить различать игрушки, знать их характерные особенности;

– воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству;

Оформление:

– украшение зала – дорожки, фрукты, овощи, рушники, салфетки;

– костюмы Хозяйки и Берегини;

– музыкальное сопровождение.

Материал, оборудование: корзинка, куклы: берегиня, колокольчик, пеленашка, травница, крупеничка, мартенички.

Действующие лица: дети, родители, воспитатель (в роли Хозяйки, воспитатель (в роли Берегини, музыкальный работник.

Ход развлечения:

Актовый зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканные дорожки. Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты, овощи (можно муляж). Возможно крупы в стеклянных банках (гречка, горох). Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми салфетками.

Звучит русская народная мелодия («Пошла млада за водой»). Все дети собираются в музыкальном зале. Их заботливо встречает хозяйка горницы, - ведущая, одетая в русский сарафан. На голове у нее - кокошник, в руках – корзинка. В корзинке находятся куклы – берегиня, пеленашка, крупеничка, колокольчик, кубышка-травница, мартеничка

Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы! Для чего же вы ко мне сегодня пожаловали? (хотим чтобы вы рассказали о народной кукле)

Народная кукла, ещё в древности, считалась не просто какой нибудь игрушкой. Люди считали, что кукла оберегает семейное счастье, помогает в продолжении рода. Кукла оберегала детский сон, отгоняла нечистые силы вкладывая всю свою душу и любовь. Садитесь поудобнее на стульчики. С некоторыми народными куклами мы вас познакомим сегодня.

Хозяйка достает из корзинки куклу Берегиню. Кто знает как называют эту куклу?

Эту куклу сделала семья …

Родитель: Эту куклу называют Берегиня. Ее ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали в верхнем проеме двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».

Реб:

Свёрнута из тряпки кукла у Любаши,

Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.

Глазки – пару точек, а лицо – комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа, пуговку пришил.

Но Любаша любит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Хозяйка: Ребята, давайте позовем Берегиню к нам в гости! Для этого повторим все вместе: «Берегинюшка, приди, и добро нам принеси!».

Входит Берегиня.

Берегиня: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я – Берегиня, хранительница дома (берет в руки куклу Берегиню). Существовал в русской семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня.

Русские люди считали, что эту куколку можно попросить о чем-то, поставить ей задачу, связанную с защитой дома. Она принесет в Ваш дом удачу и богатство, а также создаст хорошие отношения между детьми и родителями. Охраняет и приносит благополучие дому. Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Для того чтобы в доме всегда были добро и мир, нужно жить дружно и не ссориться. А вы дружите между собой?

Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»

Хозяйка: Берегинюшка, все мои гости очень дружные. Сейчас они тебе это докажут. (Выходят все дети)

Дети поют частушки о дружбе:

1 Мы частушки вам споем –

И об этом, и о том,

Ты послушай, Берегиня,

Как все дружно мы живем!

2 На площадке мы копали,

Червяков в земле нашли,

Так девчонок напугали,

Что они совсем ушли!

3 Димочка ходил в спортзал,

Себе мускулы качал

Он Полинку защитил,

Комаров на ней прибил!

4 Вика с Машей – две подружки,

За одним столом сидят

Много лет они уж дружат,

Удивляют всех ребят.

5 Ой, подруга милая,

Не ходи унылая.

Не ходи печальная,

Будь как я отчаянная.

6 Дружба крепнет с каждым днем,

Классно мы, друзья, живем!

Интересно в мире жить,

Можно вовсе не тужить!

Фото «Кукла своими руками»

Берегиня: Спасибо вам, ребята, порадовали вы меня. Вижу я, что вы дружные и добрые, а еще веселые. Буду я вас оберегать и добра для вас желать. А теперь пора мне, до свидания! Уходит.

Хозяйка – (достает из корзины куклу). Может вы и эту куклу знаете? Правильно, называется она Колокольчик. Ее сделала семья…

Реб и родит: Колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от разных болезней.

Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только приятные известия и быть всегда в веселом настроении.

Хозяйка Раньше люди собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А что такое горница? – (это просторная старинная изба, комната). Вот такая, как сегодня у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие- веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную!

Дети запевают под музыкальное сопровождение русскую народную прибаутку «Две тетери».

«Две тетери»

Играющие становятся в круг. За кругом двое ребят в шапочках птиц. В центре круга чашка с «творогом».

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу. (Дети ходят по кругу.)

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Дети поднимают сплетенные руки, тетери летят к чашке. На слово «улетели» тетери стараются быстро вылететь из круга, а ребята на окончание слова закрывают «воротики». Пойманный ребенок выбирает новую тетерю.

- А ещё хотите поиграть? (игра повторяется)

Хозяйка: сколько веселья принесла нам кукла Колокольчик! Но у меня в корзинке еще что-то есть. Давайте посмотрим, что там? (Достает оттуда пеленашку). На кого похожа эта кукла (на младенца? Почему у нее такое название (ребенок в пеленках, запеленован). Как же она называется? Куклу пеленашку сделала семья….

Реб и родит: куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленованный в пеленку. Пеленашка шилась перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Эта кукла была самой первой игрушкой ребенка. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов.

Хозяйка А что делают маленькие детки большую часть времени? (спят). Правильно, им надо набираться сил и быстрее расти. А когда малыши спят, взрослым некогда спать, им надо успеть напрясть, наткать.

Песня «Позолоченная прялица»

Хозяйка: А еще их ждет работа на огороде, в поле.

Там они собирают разные травы и изготавливают из них куколку. Как она называется? Ее сделала семья…

Реб и родит: травница наполнена душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах особой травки разносится по всему дому. Это запах считается не только магическим, отгоняющим злых духов, но и лечебным. Душистая трава отгоняет от людей болезни. (Мнет, показывает детям, дает понюхать)

Травница следит за тем, чтобы болезни не проникали в дом, а если уж и проникли, то выгоняет их вон. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и ставили возле болеющего человека.

Хозяйка А если в доме все ладится, то почему бы песни не спеть, хоровод поводить?

Хоровод «Во поле берёза стояла»

А еще у меня есть кукла, кто знает как она называется? (достает из корзины крупеничку). Крупеничка. Ее сделала семья…

Реб и родит: Куклы Крупенички считались главными куклами в доме, поскольку являлись хранительницами того, во что был вложен нелегкий труд целого семейства. В таких куклах хранилось лучшее отборное зерно с собранного урожая, которое весной использовалось для посева.

Куклы Крупенички были показателем благосостояния: гость, заходивший в дом, по этим куклам мог легко определить, в достатке ли живет семья.

Хозяйка: Представьте себе. Позади трудовой день. Огороды вскопали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час!

Ребята, а вы знаете русские народные потешки? Покажите мне!

Выходит два ребенка

Потешка первая. «Мы с тобой шли…»

- Мы с тобой шли?

- Шли.

- Пирожок нашли?

- Нашли.

- Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

- А где же он?

- Кто?

- Пирожок.

- Какой?

- Ну, мы с тобой шли?

Хозяйка: Молодцы, гости дорогие! Заглянем в мою корзинку снова (достает Мартенички).

Реб и родитель: Эти куклы называются Мартинички. Это древний славянский весенний символ-оберег. Мартинички были частью языческого обряда зазывания весны. В этот день звали весну, пели специальные песни (заклички, веснянки, дарили друг другу сделанных из ниток кукол.

Выходит ребенок:

Как у нашей у березки -

Очень славные сережки

Как стройна и как мила

Это вновь пришла Весна!

Хозяйка. Гости мои дорогие! Сегодня вы меня порадовали шутками-прибаутками, частушками и играми веселыми. Много рассказали о куклах. А что общее у всех этих кукол? (нет лица). Я расскажу вам, почему.

Славянские куклы-обереги имеют одну особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. В таких куклах никак не могла поселится нечистая сила.

Хозяйка: Спасибо вам, гости, порадовали вы меня. А теперь пора нам с вами прощаться. На прощание я хочу вам пожелать следующее:

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте выполнять и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы - фото
Фото №1 Приобщение детей к русской народной культуре работа не только актуальная но и интересная Фото №2 Публикация Программа художественно эстетической направленности для детей подготовительной группы Кукла своими руками размещена в разделах Подготовительная группа Поделки Фото №3 В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмопластика» В наше время остро стоит проблема развития и коррекции речи у детей. Правильная и красивая речь не всегда, к сожалению, дана от рождения.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Конспект НОД по художественно-эстетической направленности в средней группе «Мы-художники» Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности: на жест, интонацию, мимику, цвет, форму. Учить.

Кукла-кувадка своими руками для детей старшей группыКукла-кувадка своими руками для детей старшей группы Конструирование из ткани куклы Кувадки для детей старшей группы Тема: Изготовление из ткани куклы Кувадки. Цель: Познакомить детей с народным.

Проект по художественно-эстетической направленности с учетом ФГОС Стратегической концепцией в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период.

Программа художественно-эстетической направленности ИЗО-студии (срок реализации 2 года) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его.

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по ДО Директор ГБОУ школа №1373 ___Е. А. Мартынова ___И. М. Углава.

Рабочая программа по художественно-эстетической направленности кружка «Колобок» в старшей группе МДОУ «Детский сад №2» г. Торопца Цель программы: Формирование и.

Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности Шефер Анна Константиновна МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок» город Минусинск Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста.

Занятие художественно-эстетической направленности «Золотая осень» КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»
Опубликовано: 12 марта 2016 в 20:12
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лейман (УИ 158017) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД