Елена Андреевна Матвеева
Программа дополнительной платной образовательной услуги по конструированию «Грамотей по имени «Тико»
▼ Скачать + Заказать документы
Наименование дополнительной платной образовательной услуги Программа дополнительной платной образовательной услуги познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Грамотей по имени ТИКО»
Основания для разработки - Закон РФ «Об образовании»;
- ФЗ «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;
Публикация «Программа дополнительной платной образовательной услуги по конструированию „Грамотей по имени „Тико“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тико-конструктор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
- Постановления правительства РФ от 15.08.2013 года № 505 «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования»
- Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
- Устав дошкольного образовательного учреждения
- Приказ МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 17 «Ладушки» № 540 от 03.09.14 г. «Об утверждении тарифов на дополнительные платные услуги»
Заказчик программы Родители МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»
Организация исполнитель программы Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Ладушки»
Целевая программа Дети старшего дошкольного возраста, посещающие МАДОУ ДС № 17 «Ладушки»
Составитель программы Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ДС № 17 «Ладушки» Матвеева Елена Андреевна
Цель Развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования
Задачи - совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.
Срок реализации 2017-2018 учебный год
Ожидаемый результат - Повысить уровень конструктивных навыков (комбинирование деталей, сочетание по форме, цвету) на 15%;
- Повысить уровень познавательного развития на 10%;
- Повысить уровень художественно-эстетического развития на 5%;
- Развитие делового и игрового общения детей;
- Повысится уровень удовлетворенности родителей на 10%
Сроки реализации программы 1 год
Условия реализации программы - наличие конструктора «ТИКО разных моделей.
- занятия лучше проводить в помещении, где можно быстро организовать учебное пространство - переставить столы и стулья, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей;
- наличие демонстрационного материал (схем, карт).
Основные формы работы - работа в парах, индивидуально;
- коллективная работа;
-познавательные игры;
-рефлексия.
Основные методы работы -метод наблюдения;
-проектно-конструкторский метод (моделирование и решение различных ситуаций);
- тестирование;
- игровой метод;
- объяснение и диалог;
- графический метод;
-психогимнастика, психокоррекционные упражнения.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Ян Амос Коменский Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Ключевая позиция требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям заключается:
• в поддержке инициативы и самостоятельности детей;
• в предоставлении детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
• в признании ребенка полноценным участником (субъектом) образовательной деятельности;
• в формировании познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности;
Конструирование в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской деятельности, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств развития конструктивных способностей детей, основанных на личностно-ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Несмотря на то, что многие образовательные программы дошкольного образования содержат раздел «Конструирование», однако прописанная в них деятельность, основывается в основном на конструировании и моделировании из бумаги, строительного или природного материала. Среди материалов, используемых для организации детского конструирования, педагогами редко используются готовые наборы универсальных развивающих конструкторов. Наиболее универсальными и развивающими является «ТИКО-конструктор», который обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию. Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
1. Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей : - познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора; - речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис) - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора; - физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук; - социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
2. Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре, так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;
3. Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально- активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Технология работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа кружковой деятельности «Грамотей по имени ТИКО» имеет:
• обучающую направленность, ориентированную на формирование и закрепление логико-математических представлений детей 6-7 лет;
• развивающую направленность, реализующуюся через развитие познавательного интереса у дошкольников, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизацию творческой деятельности с учетом его возможностей, склонностей, интересов;
• социализирующую направленность через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования
Задачи:
Обучающие
- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
Развивающие
- расширять представления об окружающем мире - развивать психические процессы
- формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
Инновационность и педагогическая целесообразность данной программы заключается :
• в простроенной системе логических заданий, позволяющей педагогам развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также в легкой, игровой форме освоить математические понятия и объемное моделирование;
• в создание дидактического материала, позволяющего осуществлять обучение детей вне организованной образовательной деятельности (в развивающей предметно-пространственной среде) и стимулировать активность ребенка в условиях свободного выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
• в направленности программы на развитие ключевых компетентностей дошкольников: деятельностная, коммуникативная, социальная и направленности на новые образовательные результаты : инициативность, любознательность и самостоятельность детей
• в соответствии основным требованиям ФГОС ДО и Концепции математического образования в Российской Федерации;
• в возможности реализовать индивидуально-личностный и деятельностный подходы в обучении детей;
Место методического материала в педагогической системе Программа кружковой работы «Грамотей по имени ТИКО» обеспечивает развитие детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
• совершенствование навыков классификации;
• обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
• развитие комбинаторных способностей;
• развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
• изучение и конструирование различных видов многоугольников;
• знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов;
• овладение навыками пространственного ориентирования;
• обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
• обучение различным видам конструирования.
Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.
Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.
Модуль «Объемное моделирование»
Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.
Задачи:
• формирование целостного восприятия предмета;
• выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
• изучение и конструирование различных видов многогранников;
• исследование «объема» многогранников;
• развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.