МААМ-картинки

Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки» — подготовительной группы

Ирина Волынская
Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки» — подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования

экологического кружка «Знайки»-

подготовительной группы.

Публикация «Программа дополнительного образования — экологического кружка „Знайки“ — подготовительной группы» размещена в разделах

“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”

А. А. Плешаков

Пояснительная записка

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

• систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических,

экологическое мышление,

• культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма,

• культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

В общей системе экологического образования, обучения и воспитания подрастающего поколения немалую роль играют детские объединения для детей старшего дошкольного, так как именно в этом возрасте (да и легче) формируется основа правильного отношения к природе, труду, обществу. Именно с раннего возраста нужно приобщать детей к любви, нежности, состраданию к окружающему миру. Именно с раннего возраста появляется понимание человека как существа неразрывно связанного с природой, которое должно нести ответственность за свои действия.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Актуальность программы

Старший дошкольный возраст – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Мой опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.

Таким образом, идея создания дополнительной программы экологического воспитания возникла не случайно. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Возраст детей

Программа кружка “ Знайки” разработана для детей 6-7-ми лет.

Цель программы :

Формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.

Задачи программы :

Обучающие:

1. Учить детей быть ответственными за свои поступки.

2. Формировать культуру поведения в природе.

3. Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

1. Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

2. Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

2. Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

• Принцип добровольности

• Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей).

• Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

• Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

• Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

• Принцип ориентации на успех.

• Принцип взаимоуважения.

• Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

• Принцип связи обучения с жизнью.

• Принцип креативности (творчества) и коллективности.

• Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

• Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Ожидаемые результаты

Изучив данную программу, дети значительно повысят свои знания в области экологии. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений, любить, ценить и оберегать окружающую их природу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема занятия Цель занятия

СЕНТЯБРЬ

1.

Знакомство с экологическим

кружком и мини-лабораторией.

Познакомить детей с работой экологичес -кого кружка и назначением детской мини-лаборатории. Дать представление о КП в минилаборатории.

2. Живое и неживое. Понимание значения природы в жизни человека и формирование бережного отношения к окружающему миру, умение видеть красоту природы, чувствовать себя ее частью. Учить детей различать живую и неживую природу, выделять их отличительные особенности.

3. «Дети» леса».

(Грибы и ягоды) Познакомить с разнообразием грибов и ягод, растущих в наших лесах. Научить различать съедобные и несъедобные грибы, составить правила сбора грибов.

4. Экскурсия в парк. Наблюдение за осенними явлениями в природе. Сбор природного материала.

ОКТЯБРЬ 5. Изготовление панно из сушеных листьев.

Учить детей при изготовлении картины использовать природный материал.

Воспитывать желание любоваться красотой созданного.

6. Строение растений. Познакомить детей с основными частями растений. Учить их выделять.

7. В гостях у Лесовичка. Уточнить и расширить представление детей о лесе; познакомить детей с ярусами смешанного леса;развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию её тайн;

воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.

8. Изготовление модели «Этажи леса»

Учить детей устанавливать связи явлений, делать выводы. Уточнить представления детей о жизни животных в лесу, кто в какой нише («этаже») находится.

НОЯБРЬ

9.

Перелетные и зимующие птицы.

Дать общее представление о разнообразии птиц, учить делить их на перелетных и зимующих.

10. Знакомство с воздухом. Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения.

11.

Воздух и его свойства.

Дать представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Помочь понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь.

12.

Ветер – невидимка. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения. Рассказать о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

ДЕКАБРЬ 13. Жизнь в лесу зимой. Закрепить знания о жизни диких животных и птиц в лесу зимой.

14. Свойства льда и снега. Познакомить со свойствами льда и снега. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

15.

Как вести себя в природе. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.

16. Птичья столовая. Изготовление кормушек. Учить заботиться о птицах, рассказать о том, чем кормят птиц зимой. Изготовление кормушек из бросового материала.

ЯНВАРЬ

17.

Цепочки в лесу

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

18.

Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука. Учить создать ситуацию опыта. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся. Учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы.

19. Вода-источник жизни. Свойства воды. Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формиро-вать привычку бережно и разумно ис-пользовать воду. Познакомить со свойствами воды.

20. Круговорот воды в природе. Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать делать выводы.

ФЕВРАЛЬ 21. Камни. Свойства камней. Развивать интерес к камням, умение обследовать их, называть свойства. Познакомить с речными и морскими камнями; с ценными камнями.

22. Каменный уголь. Познакомить детей со свойствами каменного угля; закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели; испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом.

23. Путешествие в живую природу. Закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, разумного использования ее даров.

24. Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Показать, что для срезанных веток создаются благоприятные условия. Эти условия должны повлиять на их состояние. Учить обнаруживать изменения в состоянии веток каждую неделю.

МАРТ 25. Мудрая сова. Уточнять, расширять и систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц; расширять представления о взаимосвязях существующих в природе; воспитывать бережное отношение к птицам.

26.

Кто лучше знает птиц.

Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера; умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи между различными природными явлениями, анализировать внешний облик птиц, их поведение.

27. Посадка цветочной рассады. Упражнять детей в посадке семян, рассады для цветов. Показать детям влияние условий на рост растений.

28. «Зелёная служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями.

Пересадка комнатных растений Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представления о том, что есть светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

АПРЕЛЬ

29.

Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.

Познакомить детей с почвой, ее особенностями, значением в жизни растений. В результате проведения опытов, показать, что в почве есть воздух. Показать, как происходит загрязнение почвы, обсудить возможные последствия этого.

30.

Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.

Познакомить с различными изделиями из глины, дать представление об изготов-лении кирпичей и их значении в строи-тельстве.

Рассказать о том, что глина разная по цвету и качеству.

31.

В гости к деревьям.

Познакомить с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой, воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям.

32.

Кора деревьев.

Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву; учить узнавать по внешнему виду дерево. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

МАЙ

33.

Наши насекомые.

Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки. Закрепить представления о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии. Учить детей не причинять вреда полезным видам насекомых, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле.

34.

Космос.

Вселенная.

Звезды.

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов.

35.

Гуманное отношение к природе.

ППознакомить детей с «напоминающими» знаками. Закрепить с детьми нормы и правила поведения в природе. Продолжать учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Развивать фантазию и творчество. Прививать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

.

36.

Экологический КВН.

Проверить уровень усвоения экологических знаний и представлений к концу учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:

Сентябрь.

1 неделя: Знакомство с экологическим кружком и минилабораторией.

2 неделя: Живое и неживое.

3 неделя: «Дети» леса» (Грибы и ягоды).

4 неделя: Экскурсия в парк.

Октябрь.

1 неделя: Изготовление панно из сушеных листьев.

2 неделя: Строение растений.

3 неделя: В гостях у Лесовичка.

4 неделя: Изготовление модели «Этажи леса»

Ноябрь.

1 неделя: Перелетные и зимующие птицы.

2 неделя: Знакомство с воздухом.

3 неделя: Воздух и его свойства.

4 неделя: Ветер – невидимка.

Декабрь.

1 неделя: Жизнь в лесу зимой.

2 неделя: Свойства льда и снега.

3 неделя: Как вести себя в природе.

4 неделя: Птичья столовая. Изготовление кормушек.

Январь.

1 неделя: Цепочки в лесу.

2 неделя: Посадка лука на окне. Наблюдения за луком.

3 неделя: Вода-источник жизни. Свойства воды.

4 неделя: Круговорот воды в природе.

Февраль.

1 неделя: Камни. Свойства камней.

2 неделя: Каменный уголь.

3 неделя: Путешествие в живую природу.

4 неделя: Цикл наблюдений за ветками в вазе.

Март.

1 неделя: Мудрая сова.

2 неделя: Кто лучше знает птиц.

3 неделя: Посадка цветочной рассады.

4 неделя: «Зелёная служба Айболита» - весенний уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений

Апрель.

1 неделя: Знакомство с почвой. Загрязнение почвы.

2 неделя: Знакомство с глиной. Что человек делает из глины.

3 неделя: В гости к деревьям.

4 неделя: Кора деревьев.

Май.

1 неделя: Наши насекомые.

2 неделя: Космос. Вселенная. Звезды.

3 неделя: Гуманное отношение к природе.

4 неделя: Экологический КВН.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Добро пожаловать в экологию. Воронкевич О. А.

2. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Бондаренко Т. М.

3. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Горькова Л. Г.

4. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Маханева М. Д.

5. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошк – го возраста. Тугушева Г. П.

6. Конспекты занятий по формированию у дошк-ов естественнонаучных представлений. Нищева Н. В.

7. Из чего сделаны предметы. Дыбина О. В.

8. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в д/с. Иванова А. И.

9. Детское экспериментирование. Куликовская И. Э.

10. Стихи о временах года и игры. Громова О. Е.

11. Журнал «Дошкольное воспитание»

12. Статьи из интернета.

ОСНАЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ МИНИЛАБОРАТОРИИ:

1. Приборы-помощники:

• Микроскопы – 3 шт.

• увеличительные стекла – 8 шт.

• чашечные весы

• песочные часы

• компас

• магниты

разнообразные сосуды разного объема и формы: мерные стаканы, тарелки, ложки – ковши, воронки, пластиковые мензурки.

2. Природный материал:

• камешки разного цвета и формы – 1 коллекция

• коллекция минералов – 3 шт. + описание коллекции

• глина, песок, почва, асфальт, уголь, гравий, ракушки, янтарь, птичьи перья, шишки, скорлупа орехов, каштаны, физалис

Образцы круп

3. Бросовый материал:

• кусочки кожи, меха, ткани, поролона, резины, пробки

• пластмассовые, деревянные, стеклянные, железные, пластиковые предметы

• проволока, парафин

4. Разные виды бумаги:

• коллекция образцов бумаги и картона

5. Медицинские материалы:

• пипетки, пробирки, деревянные палочки, шприцы (без игл, прозрачные стекла, мерные ложки, шпатели, воронки, вата,

ватные диски, марля, гигиенические палочки

Публикации по теме:

Авторская программа кружка дополнительного образования для детей 6–7 лет Атагайский детский сад – структурное подразделение муниципального казенного дошкольного образовательного учереждения «Усть- Рубахинский.

Программа дополнительного образования «Агробизнесплан» Актуальность: В 2014 году на территории Иркутской области была утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на период.

Программа дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группыПрограмма дополнительного образования (кружок) «Развивайка» для второй мл. группы «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Программа кружка дополнительного образования «Конструирование»Программа кружка дополнительного образования «Конструирование» Программа кружка Дополнительного образования «Конструирование» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка:.

Программа кружка дополнительного образования «Музыкальный театр в детском саду» Пояснительная записка Театрально – игровая деятельность в жизни дошкольников Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в.

Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 56 Программа кружка Дополнительного образования «Веселая.

Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка: «Занимашка» 3. Ф. И. О.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика» Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий..

Рабочая программа дополнительного образования «Пластилиновые чудеса» для детей старшей группы Пояснительная записка Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать,.

Автор публикации:
Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки» — подготовительной группы
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 06:59
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки» — подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волынская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД