Екатерина Седунова
Авторская программа кружка дополнительного образования для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Атагайский детский сад – структурное подразделение муниципального казенного дошкольного образовательного учереждения «Усть- Рубахинский детский сад общеразвивающего вида»
Авторская программа кружка дополнительного образования «Размышляй-ка» для детей 6-7 лет.
2015-2016 гг.
Автор : Седунова Екатерина Александровна
П. Атагай
Содержание
1. Информационная часть программы---
2. Пояснительная записка---
Публикация «Авторская программа кружка дополнительного образования для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
3. Тематическое планирование---
4. Содержание изучаемого курса---
5. Методическое обеспечение---
6. Список литературы---
7. Приложение---
Информационная часть программы
Тип программы – авторская;
Вид программы – развивающая;
Период обучения – 1 год;
Состав обучающихся воспитанников – постоянный;
Используемые методы:
- практические (игровые) : моделирование, экспериментирование, исследование, конструирование;
- наглядные : исследование, преобразование, рассматривание изображений, картин;
-словесные: работа с книгой, рассказ, беседа, сочинение и составление сказок, рассказов;
Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Размышляй-ка».
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Пояснительная записка
Программа «Размышляй-ка» рассчитана на 1 год обучения( 35 часов). Возраст детей 6 – 7 лет;
Программа составлена в соответствии с учетом ГОСТ и программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых: родителей и педагогов.
Известный психолог Л. С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.
Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что не мало важно для развития детей, - но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.
Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: ирга, труд, систематические занятия учебного типа.
Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют читать, писать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной умственной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого явления – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления. У детей этого возраста наблюдается поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение планировать. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т. к. “не обременено знаниями”.
Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развитие интеллекта в полном объеме. В процессе выполнения таких игр и упражнений у детей дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Занятия кружка «Размышляй-ка» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. В программе широко представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки; словесные игры; кинезиологические упражнения; лабиринты; игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др., вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Цели и задачи
Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Размышляй-ка».
Задачи:
I. Включать детей в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать, смоделировать, выразить математические отношения и зависимости.
II. Развивать самостоятельность, мышление, память, внимание, восприятие.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.
4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
В работе используются следующие технологии обучения:
• здоровьесберегающие технологии (кинезеологические упражнения во время занятий);
• проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
• технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
• ИКТ.
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь :
• выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
• сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
• ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
• разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
• сопоставлять части и целое для предметов и действий;
• называть главную функцию (назначение) предметов;
• расставлять события в правильной последовательности;
• выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
• применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
• описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
• находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
• проводить аналогию между разными предметами;
• запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
• работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательные отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Тематическое планирование
Сентябрь-Октябрь
Наименование темы, упражнений Развивающая среда Цели и задачи Кол-во часов
К\у «Перекрестный марш»
«Составляй-ка» Фланелеграф, карточки, музыкальное сопровождение. Развитие словесно-логического мышления 1
К\у «Ухо-нос»
"Рассказ по лабиринту» Интерактивная доска, презентация, карточки. Развитие словесно-логического мышления, пространственного восприятия. 1
К\у «Дирижер»
«Угадай-ка» Карточки с изображением предметов (или предметы) Определение предмета по заданным признакам 1
К\у «Паровозик»
«Найди отличия» Интерактивная доска, карточки, ручка, тетрадь в клетку. Упражнять в распределении предметов по общим и отличительным признакам; счете до 10. 1
К\у «Лезгинка»
«Сравни-ка» Карточки, тетради, ручки. Упражнять в сравнении двух или более предметов 1
К\у «Кольцо»
«Разгадай-ка» Интерактивная доска, презентация. Тренировка логического мышления 1
К\у «Кошка»
«Подбирай-ка» Карточки, карандаши, тетрадь. Упражнять в классификации предметов по заданным признакам, четком формулировании мыслей. 1
К\у «Один-много»(использование шаров)
«Исправляй-ка» Картинки с изображением различной мимики лица человека. Развивать словесно-логическое мышление 1
Ноябрь-Декабрь
К\у «Кулак-ребро-ладонь»
«Логические карточки» Игра-конструирование. Карточки, клей, картон, ножницы. Развивать мышление, пространственное представление, произвольный самоконтроль; 1
Кинезиологическая сказка «Два котенка»
Путешествие в страну «Логика» Интерактивная доска, презентация, набор карточек с заданиями. Развивать творческий потенциал, связную речь, умение ориентироваться в пространстве. 1
К\у «Лягушка»
«Игра-развлечение с использованием логических фигур «Кот и мыши» Жетоны для кота (4 шт.) и мышей (9 шт.) на тесемочках, «кусочки сыра» разного цвета с дырочками от 1 до 10, магнитофон, аудиозапись музыки бега.
Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, декодировать информацию 1
К\у «Назови наоборот»(использование шаров)
«Рассуждай-ка» Ручка, тетрадь, домик с геометрическими фигурами. Формирование творческого и логического мышления; умение рассуждать. 1
К\у «Шарик»
«Узелки» Ленты разных цветов, «домики» из картона, ручка, карандаши. Развивать мышление, внимание, память; упражнять в прямом и обратном порядке счета. 1
К\с «Ежик»
««Заплатка для коврика» Листы с картинками, ножницы, карандаши. Тренировка логического мышления; упражнять в умении декодировать информацию. 1
К\у «Назови ласково» (использование шаров)
«Найди ошибку художника» Интерактивная доска, презентация. Развивать логическое мышление, внимание, речь. 1
К\у «Руки-нос-ухо»
«Необычное письмо» красочный конверт, посылка, иллюстрация с изображением Лунтика, блоки Дьенеша, игра «Сложи узор», числовые карточки для каждого ребенка, фломастеры, палочки Кюизенера, схема алгоритма для выкладывания бус, три красочных пакета с разными запахами, указка, мандарины для угощения детей.
Развивать комбинаторные способности, внимание, логическое мышление.
1
Январь-Февраль
К\у «Змейка»
«Семейная логика» Занятие с детьми и их родителями. Презентация, интерактивная доска, фотографии (родня, ватман, фломастеры. Упражнять в классификации родных и близких; развивать логическое мышление. 1
К\у «Зеркальное рисование»
«Книжные ребусы» Книги с яркими иллюстрациями, карандаши альбомные листы. Развитие творческого потенциала на основе логических заданий. 2
К\у «Дом-ежик-замок»
«Следопыты» Карта-схема дет. сада, карандаши, листы альбомные, «улики»(потерянные вещи, «следы»(оставленные преступниками). Упражнять в составлении схем, умении ориентироваться в пространстве. 1
К\у «Ночной фонарик»
««Циферблат»- игра- конференция. Макет часов со стрелками, фломастеры, двусторонние карточки. Закрепление навыков счета до 10. 1
К\у «Сарай-дом с трубой-пароход»
«Палочки-выручалочки» Коробок спичек, классическая музыка. Тренировка логического мышления. 1
К\у «Флажок-рыбка-удочка»
«Сказочная гостиница» Замок из 7 башен с кармашками, двусторонние карточки. -формировать сенсорные эталоны – цвет, расположение в пространстве; развивать основные психические процессы
1
К\у «Зайчик-коза-вилка»
«Приключения геометрических фигур» Блоки Дьенеша", карточки-модели, круги Эйлера-Венна • формирование способности классифицировать фигуры по 2-м и З-м признакам.
1
Март-Апрель-Май
К\у «Поверни наоборот»
«Пространственные понятия. Карточки индивидуальные, карандаши, тетрадь в клетку. Упражнять в понимании понятий: «лево-право, внутри-за, перед; и т. д. и использовании их в речи. 3
К\у «Загляни к зайцу в гости»
«Дом для куклы»(для девочек, «Гараж для машины»(для мальчиков)- игра-конструирование. Макеты, предметы мебели (игрушки, кукла, машина. Закрепление пространственных понятий, умения составлять схемы. 1
К\у «Гусь-курица-петух»
«Сказочные лабиринты» Книги- сказки, карандаши цветные, тетрадь в клетку, переводная бумага. Усовершенствовать навыки размышления, рассуждения. 2
К\у «Отражение»
«Картинная галерея» Презентация, экран, ручки, тетради, классическая музыка. Развивать навыки умения доказывать, объяснять, рассуждать. 1
К\у «Маленький-большой»(использование шаров)
«Путешествие в мир плюшевых игрушек» Игрушки (дикие и домашние животные, конструктор, кубики. Закреплять пространственные понятия, умение распределять предметы по общим признакам. 1
К\у «Ухо-нос»
«Логические задачки» Цветные картинки, микрофон, магнитофон. Закреплять умение рассуждать, отгадывать, распределять. 1
К\у «Один-много»
«Сочиняй-ка» Игра-диалог. Фланелеграф, карточки с изображением героев сказок. Развитие связной речи; словесно-логического мышления. 1
К\у «Дирижер»
«Загадочный лес» Игра с детьми и их родителями. Макеты (деревья, кусты, цветы, костюмы (заяц, петух, лиса, карандаши, альбомные листы, музыкальное сопровождение. Закрепление ранее полученных навыков; 1
К\у – кинезеологическое упражнение;
К\с – кинезеологическая сказка;
Содержание изучаемого курса
1.1 «Составляй-ка». Составление рассказа по картинкам с использованием музыки различного ритма (быстрый, умеренный, и т. д.)
1.2 «Рассказ по лабиринту». Правильное использование в речи понятий «сначала», «потом», «затем» и т. д. ; Составление рассказа с использованием пальчиковых игр. Рисование на карточках( «Пройди лабиринт»).
1.3 «Угадай-ка». Узнавание предметов по заданным признакам, их точное описание.
1.4 «Найди отличия». Сравнение двух картинок, определение различительных признаков, их счет. Составление графика отличий в тетради (в клетку).
1.5 «Сравни-ка». Сравнение двух и более предметов. Составление индивидуальных рассказов и графиков.
1.6 «Разгадай-ка». Решение логических задачек. Подбор слов к картинкам и составление предложений.
1.7 «Подбирай-ка». Подбор логически связанных картинок. Правильное построение предложений.
1.8 «Исправляй-ка». Анализ логически связанных понятий. Определение различных состояний человека: грустный, веселый и т. д.
1.9 «Логические карточки». Поиск, вырезание ножницами и прикрепление необходимых аксессуаров к карточкам (логически связанных между собой).
1.10 «Путешествие в страну «Логика». Определение лишних предметов среди логически связанных. Раскрашивание геометрических фигур. Составление общей картины на основе рассказа воспитателя.
1.11 «Кот и мыши». Определение геометрических фигур по форме, цвету; их правильное распределение по группам. Составление правильных, четко сформулированных выводов по результатам игры.
1.12 «Рассуждай-ка». Правильное составление рассуждений на основе математических загадок. Распределение геометрических фигур по группам. Решение логических задач.
1.13 «Узелки». Плетение из разноцветных лент узелкового лабиринта с использованием четко сформулированных оснований.
1.14 «Заплатка для коврика». Составление «ковриков» из геометрических фигур различного размера и цвета. Правильное описание изделий.
1.15 «Найди ошибку художника». При помощи интерактивной доски исправляем недочеты в рисунках «рассеянного художника», используя при этом рассуждения и объяснения.
1.16 «Необычное письмо». Выполнение заданий при помощи карточек: соотношение игрушек с цифрами, выкладывание бус, игра с разноцветными палочками.
1.17 «Семейная логика». Подбор подходящих имен обитателям дома. Логические головоломки.
1.18 «Книжные ребусы». Нахождение в книгах со сказками предметов по заданным признакам. Отгадывание загадок. Составление рассказов на основе найденных предметов, их описание.
1.19 «Следопыты». Составление схемы помещения на основе игры-развлечения.
1.20 «Циферблат». Прямой и обратный порядок счета в пределах 10. Создание личных циферблатов. Логические задачки.
1.21 «Сказочная гостиница». Расселение героев сказок в гостинице на основе рассказа воспитателя. Правильное использование в речи понятий «вверх», «вниз», «справа», «слева», и. т. д. Составление рассказа при помощи данных понятий.
1.22 «Приключения геометрических фигур». Описание геометрических фигур с использованием блоков Дьенеша, кругов Эйлера, карточек-моделей.
1.23 Пространственные понятия. Расположение предметов в пространстве при помощи карточек. Составление плана действий. Рисование логически связанных предметов.
1.24 «Дом для куклы», «Гараж для машины». Конструирование моделей (дом, гараж) при помощи плана рассуждения. Расстановка необходимых аксессуаров с использованием пространственных понятий.
1.25 «Сказочные лабиринты». Расселение героев сказок в лабиринте с использованием пространственных понятий. Составление сказок. Описание героев. Отгадывание героев по заданным признакам.
1.26 «Картинная галерея». Рассматривание картин. Нахождение предметов по заданным признакам, их расположение в пространстве.
1.27 «Путешествие в мир плюшевых игрушек». Распределение игрушек по группам. Создание домашней фермы. Подбор точных доказательств.
1.28 «Логические задачки». Решение логических задач при помощи плана рассуждения.
1.29 «Сочиняй-ка». Построение диалога. Сочинение сказок.
1.30 «Загадочный лес». Постановка сценки с логическими задачками для родителей.
Методическое обеспечение
1. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
2. В Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. Издательство «Знание». Москва 1993.
3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
4. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 5-6 лет. М., 2008.
5. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
6. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
7. Михайлова Л. С. ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры, тесты. – Волгоград: Братья Как подготовить Гринины, 1998.
8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. : Просвещение, 1988.
9. Электронный сайт «Айкьюша» для детей различного возраста, направленный на развитие логического мышления.
Список литературы
1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М. : Дрофа, 2001.
2. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Дом печати, 1994.
3. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва «Просвещение» 1991.
5. Немов Р. С. Психология. Книга 1. М. ,2001. 12. Светлова И. Логика. М. ,2007.
6. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра: математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.
7. Р. С. Психология. Книга 1. М., 2001. 12. Светлова И. Логика. М., 2007.
8. Ресурсы Интернет.