юлия
Программа дополнительного образования о нетрадиционному рисованию. Кружок «Семицветик»
▼ Скачать +Заказ
Данная программа базируется на положениях ФГОС ДО о художественно – эстетическом развитии детей среднего дошкольного возраста. Создание программы способствовало желание оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Использование нетрадиционных техник на занятиях рисованием способствует повышению интереса к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик, развивает художественно – творческие способности ребенка. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Публикация «Программа дополнительного образования о нетрадиционному рисованию, Кружок „Семицветик“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Нетрадиционные техники рисования
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Рисование. Все материалы
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
Основной направленностью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетического развития», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизной программы «Семицветик» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Педагогическая целесообразность занятий по программе «Семицветик» направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Цель:
Развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Обучающие: познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, кляксография, рисование свечой и т. д.)
Обучать основам создания художественных образов.
2. Развивающие: развивать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности.
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами.
3. Воспитательные: формировать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Ожидаемый результат: посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают
Отличительная особенность в разработанной программе это проведение занятий с использованием нетрадиционных техник, которые носят творческий характер, что развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программе 4-5 лет (средний дошкольный возраст).
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Детей среднего дошкольного возраста: тычок жесткой полусухой кистью,гуашь и манка ;монотипия; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 36 недель.
Форма занятий – групповая (тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы)
Режим занятий.
С сентября по май кружок ведется 1 раз в неделю, по средам во вторую половину дня. Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Диагностическая карта (Приложение 1)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Название разделов, тем Количество часов
всего теория практика
Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.. Инструктаж по технике безопастности. Вводное занятие. 1ч. 0,5ч. 0,5 ч.
I. Раздел «Осень» 10 ч.
1. «Красивый букет»
(Печатание растений)
2. «Мое любимое дерево осенью»(Кляксография трубочкой, рисование пальчиками)
1 ч.
1 ч. 0,5 ч.
0,5ч. 0,5 ч.
0,5ч.
1.«Рябинка» (рисование пальчиками)
2. 3.«Звездное небо» (Фотокопия)
3.«Волшебные картинки «(волшебный дождик) (Рисование свечой)
4. По замыслу «Нарисуй, что хочешь»
(Работа со знакомыми техниками)
1 ч
1ч.
1ч.
1ч. 0,2ч.
0.5ч.
0,8ч.
0.5ч.
1ч.
1ч.
1. «Ежик»
(Метод тычка)
2. «Дымковская игрушка» (конь (ватные палочки)
3.«Ворона»(гуашью с манкой)
4. по замыслу
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч. 0,5ч.
0.5ч.
0.3ч.
0.2ч. 0,5ч.
0.5ч.
0.7ч.
0.8ч.
II «Зимние причуды» 10ч.
1 «Мои рукавички «(рисование пальчиками)
2.«Снежок»(Рисование свечой, акварель)
3. «Дед Мороз»(Гуашь + соль)
4. по замыслу 1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
0.2ч.
0.2ч.
0.2ч. 1ч.
0.8ч.
0.8ч.
0.8. ч
1.Ёлочка пушистая, нарядная (Совмещение техник тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками)
2.Ёлочка (рисование пальчиками и солью)
1ч.
1ч.
0.2ч.
0.8ч.
1ч.
1. «Береза в снегу»
(Метод тычка)
2.«Морозный узор» (Восковые мелки + акварель)
3. «Галстук для папы»(набрызг)
4. По замыслу 1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
0.3ч.
0.5ч. 1ч.
0.7ч.
0.5ч.
1ч.
III «Весна красна» 12ч.
1 «Ранняя весна»
(Монотипия пейзажная)
2. «Мимоза для мамы»(Рисование пальчиками)
3. «Ледоход»(метод старения)
4. По замыслу 1ч
1ч.
1ч.
1ч.
0.5ч.
0.5ч. 0.5ч.
1 ч.
0.5ч.
1ч.
1.«Подснежники» (Акварель, восковые мелки)
2.«Мои любимые рыбки»(Рисование ладошками)
3.«Бабочка» (печатание листьями)
4. По замыслу «Мой сон» 1ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
0,2ч.
0.3ч. 1ч.
0,8ч.
0.7ч.
1ч.
1.«Одуванчики в траве»(Тычок жесткой полусухой кистью + манка)
2.«Праздничный салют над городом»(Восковые мелки + акварель)
3. «Красивый весенний пейзаж» (Монотипия пейзажная)
4. По замыслу
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
0.2ч.
0.3ч. 1ч.
0.8ч.
0.7ч.
1ч.
итого 32ч.
IV.Организационные мероприятия, выстовочная деятельность, экскурсии.
всего 36ч.
Содержание программы
Название занятия задачи Используемые приемы
сентябрь
1. «Красивый букет»
(Печатание растений)
Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Беседа с детьми на тему красоты осеннего леса. Прослушивание П. И. Чайковский цикл «Времена года»(осень)
2. «Мое любимое дерево осенью»(Кляксография трубочкой, рисование пальчиками)
Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.
Загадки про деревья, осень. Физминутка «Ветер тихо клён качает)
октябрь
1.«Рябинка» (рисование пальчиками)
Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Чтение стихотворения А. Толстого «Осень»
2. «Дымковская игрушка» (конь (ватные палочки)
Учить украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
Рассказ мастерицы из Дымково. Презентация на тему.
3.«Ворона»(гуашью с манкой)
Учить создавать образ вороны, используя технику тычка и уголь.
Беседа о птицах. Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица»
4. По замыслу «Нарисуй, что хочешь»
(Работа со знакомыми техниками)
Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. Рассматривание репродукций картины И. Левитана «Золотая осень» Чтение «Осень» А. Майкова.
ноябрь
Ноябрь
1. «Ежик»
(Метод тычка)
Познакомить с техникой метода тычка. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Чтение стихотворения Маршака «Еж».
2. «Дымковская игрушка» (конь (ватные палочки)
Учить украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора.
Рассказ мастерицы из Дымково. Презентация на тему.
3.«Ворона»(гуашью с манкой)
Учить создавать образ вороны, используя технику тычка и уголь.
Беседа о птицах. Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица»
4 По замыслу (Совместное рисование) Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Игра «Что я хочу нарисовать.
декабрь
Декабрь
1.«Мои рукавички» (рисование пальчиками)
Формировать умение самостоятельно использовать знакомые техники. Развивать координацию движения рук. Беседа о зиме. Стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»
2.«Снежок»(Рисование свечой, акварель)
Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Репродукция картины А. А. Пластова "Первый снег".
П. И. Чайковский цикл «Времена года»(зима)
3 «Дед Мороз»(Гуашь + соль)
Продолжить знакомство с техникой работы присыпания солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
Загадки про Деда Мороза. Иллюстрации по теме.
4. По замыслу
январь Развивать творческие способности, фантазию, умение применять знакомые техники. П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев».
1.Ёлочка пушистая, нарядная (Совмещение техник тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками)
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Беседа о празднике «Новый год»
2.Ёлочка (рисование пальчиками и солью)
Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Чтение стихотворений про ёлочку. Песня «Маленькой ёлочке холодно зимой»
февраль
1.«Береза в снегу»
(Метод тычка)
Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью.
Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза».
2.«Узоры на окнах» (Раздувание капли, кляксография)
Закрепить умение использовать данную технику.
Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий».
3.«Галстук для папы» (набрызг)
Познакомить детей с новым методом набрызг. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Беседа с детьми о празднике 23 февраля. Чтение стихотворения «Защитникам отечества» В. Руденко
4. По замыслу «Придумай и дорисуй»
март Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус.
Презентация на тему «Зимние причуды»
1.«Ранняя весна»(монотопия сюжетная)
Познакомить детей с новым приемом рисования. Учить рисовать состояние погоды, развивать мелкую моторику рук.
Иллюстрации по теме. Чтениерусской народной сказки «Ручей и камень»
2.«Мимоза для мамы»(рисование пальчиками)
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Презентация на тему 8 марта. Чтение стихотворения С. Михалкова «Про мимозу»
3.«Ледоход»(метод старения)
Познакомить с новой техникой старения.
Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования.
Репродукция картины А. Мещерского «Зима. Ледокол»
4. По замыслу Учить выбирать тот изобразительный материал, который необходим. Воспитывать желание высказывать свое отношение к окружающему миру.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»
апрель
1.«Подснежники» (Акварель, восковые мелки)
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.
Чтение стихотворения Т. Белозерова «Подснежники».
2.«Мои любимые рыбки»(рисование ладошками)
Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы.
Загадки про рыб. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»
3. «Бабочка» (печатание листьями)
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Стимулировать активность,самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания. Иллюстрации по теме. Загадки о бабочке.
4. По замыслу «Мой сон» (Работа со знакомыми техниками)
Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук.
Воспитатель просит детей изобразить впечатления от своего сна. Прослушивание колыбельных песен.
Май
1.«Одуванчики в траве»(Тычок жесткой полусухой кистью + манка)
Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения.
Чтение стихотворения Е. Серовой «Одуванчик». Картинки с изображением одуванчика.
2.«Праздничный салют над городом»(Восковые мелки + акварель)
Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки.
Беседа с детьми о празднике. Презентация на тему.
3. «Красивый весенний пейзаж» (Монотипия пейзажная)
Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист.
Чтение пословиц и поговорок о весне.
4. По замыслу Развивать творческие способности,воображение. Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства. ощущения. П. И. Чайковский «Времена года».
Организационные мероприятия, выстовочная деятельность, экскурсии.
Методическое обеспечение.
Устойчивые столы с легко моющим покрытием;
Изобразительные материалы и принадлежности (гуашь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, уголь, свеча, манка, соль);
Кисти разных размеров и жесткости, емкости для воды, губки, салфетки;
Бумага, тонированная и цветная, картон, трафареты, шаблоны,, трубочки для коктейля, клей ПВА, пробки,
Репродукции картин известных художников, изделия мастеров народных промыслов России, тематический подбор картинок, фотографий, развивающие игры, использование икт и аудиозаписей.
Список литературы.
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
4. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007
7. Интернет ресурсы.
8. Хрестоматия для детей.