Анжелика Козлова
Программа дополнительного образования «Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста»
https://ds85.centerstart.ru/node/634
Методическая статья на методическое пособие
Программа дополнительного образования
«Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в условиях кукольной мастерской «Берегиня»
Козлова Анжелика Александровна, воспитатель
Публикация «Программа дополнительного образования „Развитие субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 85»
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. ФГОС ДО определяет целевые ориентиры духовно-нравственного воспитания на завершающем этапе дошкольного образования : ребёнок проявляет интерес к художественному слову, фольклору, предметам искусства и народного творчества. Составляющими духовно-нравственного воспитания ребёнка дошкольного возраста являются : ознакомление и развитие интереса к национальным традициям, обычаям, народному устному и песенному фольклору, народным промыслам и ремёслам.
Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка в детском саду. Именно в дошкольном детстве закладываются основы культуры, основы поведения ребёнка в обществе, формируются личностные качества будущего гражданина.
Большую роль играет приобщение детей к народному искусству. Сохранение и преумножение народного богатства – вот чему мы должны научить наших дошкольников. Народное искусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты. Русские народные традиции многогранны, обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.
Программа дополнительного образования «Берегиня» раскрывает формы и методы работы педагогов ДОО по развитию субъектных проявлений детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО, посредством художественно-продуктивной деятельности детей в условиях мобильной интерактивной кукольной мастерской «Берегиня». В Программе представлен перспективный план работы мастерской, инструкционные карты по изготовлению традиционных тряпичных кукол.
Методическое пособие содержит теоретический и практический материал, который может быть использован воспитателями, педагогами дополнительного образования, родителями в совместной и самостоятельной детской художественно-продуктивной деятельности.
Актуальность Программы дополнительного образования «Берегиня» заключается:
-в познании детьми народной культуры и традиций; в раскрытии духовной и нравственной одарённости ребёнка, его способностей и талантов;
-в гармоничном, позитивном и гуманистическом развитии личности ребёнка; в формировании гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
-в необходимости формирования у детей старшего дошкольного возраста активности, инициативности, самостоятельности, креативности на завершающем этапе дошкольного образования посредством внедрения инновационных технологий, форм и методов работы;
-в целостности обучения и воспитания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей: привития интереса и уважения к обычаям и ремёслам предков через ознакомление с народной тряпичной куклой;
-в одухотворении жизненного пространства ребёнка; в защите и укреплении физического, психического и духовного здоровья ребёнка; в формировании опыта духовно-нравственного поведения;
-в необходимости активного участия в художественно-продуктивной деятельности, как части трудового воспитания.
Цель Программы : развитие субъектных проявлений ребёнка старшего дошкольного возраста в познавательно-речевой, социально- коммуникативной, художественно-продуктивной деятельности в процессе ознакомления с народно-прикладным творчеством, традиционной народной тряпичной куклой как частью исконно русской культуры и культуры народов России.
Задачи Программы :
-развивать активность и самостоятельность в собственной продуктивно-творческой деятельности в процессе изготовления народной тряпичной куклы;
-развивать коммуникативные навыки общения детей между собой и со взрослыми; активизировать словарь употреблением новых слов, развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ о своей кукле;
-развивать инициативность детей при ознакомлении с разнообразными видами народной тряпичной куклы и игровыми действиями с ней;
-при обучении детей различным технологическим операциям по изготовлению кукол развивать целенаправленность, осознанность действий, творческое воображение;
-формировать устойчивый интерес к народной культуре, к рукотворной тряпичной кукле, привлекать внимание к истории куклы, выделять её достоинства;
-воспитывать нравственно-патриотические чувства к истории и культуре русского народа и народов России посредством ознакомления с народно-прикладным творчеством.
Содержание образовательной деятельности в кукольной мастерской «Берегиня» представляет собой интеграцию познавательно-исследовательской и продуктивно- творческой деятельности, которые могут быть самостоятельными занятиями и являться взаимодополняющими частями одного или нескольких занятий. Программа предусматривает тематическое обучение, отвечающее поставленным целям и задачам, соответствующее возможностям детей 6–7 лет.
Тематика занятий в кукольной мастерской «Берегиня» планируется в соответствии с календарём праздников, знаменательных дат и событий, приоритетных в деятельности ДОО, в соответствии с моделями года, месяца, недели конкретной группы. Перспективно- тематический план по реализации Программы составляется на учебный год с сентября месяца.
Программа построена с учётом дидактических принципов обучения детей дошкольного возраста :
-педагог ориентирован на личность ребенка, обеспечивает условия для развития художественного творчества детей;
-материал подаётся детям от простого к сложному с учётом актуальной и «зоны ближайшего развития» ребёнка;
-в организации детской деятельности соблюдается систематичность и последовательность.
Программа реализуется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008) :
-формируются одновозрастные подгруппы детей 6-7 лет, являющиеся основным составом объединения – интерактивной мобильной мастерской;
-срок реализации Программы – 1 учебный год, 40 часов;
-расписание занятий составляется в рамках режима дня группы в соответствии с возрастными особенностями детей : 1 занятие в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия 30 минут;
-Программа реализуется в соответствии с разработанным перспективно-тематическим планом;
-Программа предусматривает возможность организации совместного труда детей и их родителей (законных представителей);
-в рамках реализации Программы совместно с родителями (законными представителями) организуются и проводятся массовые мероприятия (выставки, ярмарки).
При реализации Программы используются различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, художественно- продуктивная, коммуникативная, музыкально-театрализованная, игровая, трудовая.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие планируемые результаты предполагают, что:
-дети проявляют активность, творчество и самостоятельность в собственной художественно-продуктивной деятельности в процессе изготовления народной тряпичной куклы; дети проявляют инициативу при ознакомлении с разнообразными видами народной тряпичной куклы, умеют обыгрывать свою куклу;
-при выполнении различных технологических операций по изготовлению кукол дети действуют целенаправленно и осознанно;
-у детей сформирован устойчивый интерес к народной рукотворной тряпичной кукле, уважительное отношение к труду народных умельцев;
-у детей развиты коммуникативные навыки: дети употребляют в активной речи новые слова, умеют составлять описательный рассказ о своей кукле;
-дети способны радоваться собственным успехам и успехам своих сверстников, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
-дети умеют эмоционально описывать свою куклу, используя в речи образные выражения для выражения своих мыслей и чувств.
Дети знают:
-названия кукол и их назначение, узнавать куклы на иллюстрациях, в изделиях, правильно определять их принадлежность к конкретному народу;
-свойства и виды материалов для изготовления кукол (различных видов ткани; набивного материала; разных видов ниток; различных видов фурнитуры для отделки);
-инструменты для конструирования кукол (ножницы прямые, фигурные, лекала выкроек, линейки, сантиметр, иголка);
-профессии людей, связанных с изготовлением кукол (художник, дизайнер, мастер-кукольник);
-знать правила безопасной работы с инструментами и материалами;
-соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, фурнитурой, материалами для украшения.
Дети владеют приё мами и техниками изготовления тряпичных кукол:
-уметь читать схематические изображения этапов изготовления куклы в инструкционных картах;
-правильно пользоваться лекалом, отрезать, складывать, скручивать ткань; отмерять и наматывать нитки, завязывать узелки; пользоваться иголкой при украшении костюма куклы;
-грамотно подбирать материалы, учитывая фактуру и цветовую гамму.
Дети умеют:
-определять последовательность выполнения работы, выполнять алгоритм действий по инструкционным картам;
-изготавливать куклу и украшать её в соответствии с предъявляемыми требованиями к внешнему виду (с помощью взрослого);
-самостоятельно задумывать своё художественное изделие и выполнять куклу в традициях народного искусства;
-показывать своё изделие; рассказать о своей кукле: название, из каких материалов сделана, как можно с ней играть;
-находить слова, образы для выражения своего эмоционального отношения к продукту собственной деятельности и деятельности сверстников;
-уметь давать оценку своей деятельности, радоваться полученному результату своего труда, радоваться результатам своих сверстников;
-доводить начатое дело до конца.
Социальная значимость Программы дополнительного образования «Берегиня» в воспитании нравственно-патриотических чувств к истории и культуре русского народа и народов России посредством ознакомления с народно-прикладным творчеством, в формировании устойчивого интереса детей к народной культуре, к рукотворной тряпичной кукле, привлечении внимания к истории куклы, в развитии инициативности детей при ознакомлении с разнообразными видами народной тряпичной куклы, в обучении детей различным технологическим операциям по изготовлению кукол, в развитии целенаправленности, осознанности действий, творческого воображения, креативности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при успешном усвоении детьми предлагаемого содержания и активном включении в художественно-продуктивную деятельность по изготовлению тряпичных кукол в условиях мастерской, у детей старшего дошкольного возраста будет успешно сформировано хорошее творческое воображение, механизм мышления, целеустремлённость, усидчивость, произвольность, то есть все субъектные проявления, необходимые для перехода на новую ступень образования обучения в начальной школе.
Используемая литература:
1. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством -СПб: «Детство-Пресс»,2003
2. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М. : Просвещение
3. Микляева Н. П. Методика разработки авторской программы. («Детский сад от А до Я» №3/2006)
4. Туранина Н. Формирование этнокультурной компетентности дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006)
5. Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла: учебно- методическое пособие. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2015
6. Агаева И. Уроки мастерства. Тряпичные куклы. //Народное творчество, 2004
7. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013
8. Безрукова Л. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников : дис. канд. пед. наук / Л. В. Безрукова. -Екатеринбург, 1999.