Надежда Шамсодинова
Опыт работы по познавательному развитию (в рамках дополнительного образования кружок «Моя Вселенная»)
▼ Скачать + Заказать документы
Во вселенной полно сказочных вещей, которые терпеливо ждут, когда мы обратим на них внимание. Иден Филлпотс
Разнообразие Вселенной неисчерпаемо!
Иван Ефремов
Россия – мировая космическая держава! Наша страна отдает много сил и времени для расширения знаний, и представлений о планетах, звездах, космосе. Юрий Гагарин, наш Юрий Гагарин, человек впервые побывавший в открытом космосе, только от того, что ты слышишь это имя, тебя переполняют эмоции, чувство гордости за свою страну.
Публикация «Опыт работы по познавательному развитию (в рамках дополнительного образования кружок „Моя Вселенная“)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожалению, сейчас среди подрастающего поколения угасает интерес к космосу, звездам, полетам на луну и т. д., мы чаще слышим такие понятия как компьютер, планшет, ноутбук, компьютерные игры, айфон, андроид и т. д.
Как же мне повезло, придя работать в детский сад, знать, что ты будешь со своими детками посещать группу под названием «Космодром». Вроде бы, что здесь такого, группа украшена в виде космического пространства. Но не все так просто. Если бы вы знали, как же интересно наблюдать за малышами, которые приходят впервые в данную группу и с интересом, в первую очередь, рассматривают игровую зону, посвященную Космосу. Затем робко рассматривают картины, панно, макеты, поделки, рисунки, иллюстрации, затем от малышей слышишь первые вопросы: «Это солнышко?», «А это же космонавт, да?», «А это что?», «А это как называется?» И вот, ура, понесся круговорот первых знаний, открытий. И воспитатель, и дети делятся первыми впечатлениями об услышанном и увиденном. Родители включаются в организацию непосредственно – образовательной деятельности и становятся активными участниками образовательной деятельности. Все мы по мере возможности принимаем участие в поисках детской литературы, журналов, песен, стихов, фильмов, игрушек, связанных с космосом. При получении результата, удовольствие получают и дети, и взрослые от нового услышанного, прочитанного и увиденного, при этом расширяется кругозор, пополняется словарный запас.
В связи с изменениями в законе, в настоящее время большую роль в развитии играет не только основное образование, но и дополнительное. Кружковая работа в нашем образовательном учреждении уже давно стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Кружок – это неформальное свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале. Кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей, я при этом учитываю мнения и пожелания родителей, которые выявляю в ходе совместных бесед, консультаций, родительских собраний и т. д.
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования.
Наш кружок выполняет следующие функции:
-образовательную – каждый воспитанник группы имеет возможность развить свои познавательные потребности;
-социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться само утверждаться социально одобряемыми способами;
-развивающую - образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
-воспитательную – содержание и методика работы в кружке «Моя Вселенная» значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности.
Далее составляется план работы кружка, в котором говорится о том, с какими темами мы будем знакомиться. В течении учебного года мною проводятся беседы с детьми на темы: «Неизвестная вселенная», «Беречь планету», «Земля – какая она?», «Знакомство с луной», «Солнце – источник жизни на Земле», «Планеты Солнечной системы», «Земля – наш дом родной»,
Также во время кружковой деятельности провожу с детьми знакомство с детской художественной литературой: «В космосе так здорово» О. Ахметова, «Космос» Н. Цветкова, «Юный космонавт» В. Крякин, используется чтение загадок о космосе, познавательных рассказов из детской энциклопедии «Лучик света», используется пальчиковая гимнастика, проводятся физминутки.
Дети с удовольствием играют в настольные, развивающие и дидактические игры: «В гостях у космонавтов», «Тайны космоса», «Удивительный полет», «Отгадай планету».
Также проводим выставки рисунков детей, детей совместно с родителями, выполненных красками, карандашами, гуашью, витражными красками на космическую тематику.
Ко Дню Космонавтики в нашей группе была организована выставка поделок из природного и подручного материалов. Родители и дети проявили очень высокую заинтересованность и активность в изготовлении поделок. Выставка получилась очень насыщенная и богатая, пользовалась большим интересом, как среди родителей, так и среди детей.
Так же между детьми старших и подготовительных к школе возрастных групп проводился конкурс чтецов. Воспитатели, родители и дети постарались подобрать очень интересные, содержательные, подходящие по возрасту стихи.
В течение года был организован на базе ДОУ познавательный проект «Мы летим к другим планетам». Наша группа, наши родители подошли со всей серьезностью к реализации данного проекта. Была выпущена стенгазета «Планеты Солнечной системы», изготовлены книжки-малышки, разработаны и подготовлены познавательные и развивающие игры : «Угадай планету», «Разложи планеты по порядку», «Найди ошибку», были разучены стихи.
Итогом проекта стал праздник на космическую тему «Этот удивительный космос». Каждый родитель для своего ребенка придумал костюм с космической тематикой.
Исходя из требований стандарта дошкольного образования, мы используем в своей работе информационно – коммуникативные технологии, интерактивное оборудование. Мною была подготовлена презентация с изображением Земли и всех, кто является жителем планеты, спутника Земли – Луны, самой большой планеты – Юпитера, планеты с видимыми кольцами – Сатурне, самой большой и яркой звезды в Солнечной Системе – Солнце.
К празднику был подготовлен мини – музей космической славы; рассказаны стихи о Земле, Луне, Юпитере, Сатурне; проведена физминутка «Раз, два – стоит ракета»; подвижная игра «Звездочет», конкурс строителей ракет, все это было проведено совместно с родителями. Данный проект и мероприятие вызвали большой интерес среди детей и родителей.
Радостно осознавать, что твои труды, твоя работа не проходят даром и бесследно, чувствуешь отдачу, благодарность от детей и родителей, на ум сразу приходит фраза
Если не можешь улететь в космос, сделай так, чтобы он прилетел к тебе.