Надежда Шамсодинова
Опыт работы по познавательному развитию (в рамках дополнительного образования кружок «Моя Вселенная»)
▼ Скачать + Заказать документы
Во вселенной полно сказочных вещей, которые терпеливо ждут, когда мы обратим на них внимание. Иден Филлпотс
Разнообразие Вселенной неисчерпаемо!
Иван Ефремов
Россия – мировая космическая держава! Наша страна отдает много сил и времени для расширения знаний, и представлений о планетах, звездах, космосе. Юрий Гагарин, наш Юрий Гагарин, человек впервые побывавший в открытом космосе, только от того, что ты слышишь это имя, тебя переполняют эмоции, чувство гордости за свою страну.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
К сожалению, сейчас среди подрастающего поколения угасает интерес к космосу, звездам, полетам на луну и т. д., мы чаще слышим такие понятия как компьютер, планшет, ноутбук, компьютерные игры, айфон, андроид и т. д.
Как же мне повезло, придя работать в детский сад, знать, что ты будешь со своими детками посещать группу под названием «Космодром». Вроде бы, что здесь такого, группа украшена в виде космического пространства. Но не все так просто. Если бы вы знали, как же интересно наблюдать за малышами, которые приходят впервые в данную группу и с интересом, в первую очередь, рассматривают игровую зону, посвященную Космосу. Затем робко рассматривают картины, панно, макеты, поделки, рисунки, иллюстрации, затем от малышей слышишь первые вопросы: «Это солнышко?», «А это же космонавт, да?», «А это что?», «А это как называется?» И вот, ура, понесся круговорот первых знаний, открытий. И воспитатель, и дети делятся первыми впечатлениями об услышанном и увиденном. Родители включаются в организацию непосредственно – образовательной деятельности и становятся активными участниками образовательной деятельности. Все мы по мере возможности принимаем участие в поисках детской литературы, журналов, песен, стихов, фильмов, игрушек, связанных с космосом. При получении результата, удовольствие получают и дети, и взрослые от нового услышанного, прочитанного и увиденного, при этом расширяется кругозор, пополняется словарный запас.
В связи с изменениями в законе, в настоящее время большую роль в развитии играет не только основное образование, но и дополнительное. Кружковая работа в нашем образовательном учреждении уже давно стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Кружок – это неформальное свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале. Кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей, я при этом учитываю мнения и пожелания родителей, которые выявляю в ходе совместных бесед, консультаций, родительских собраний и т. д.
Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования.
Наш кружок выполняет следующие функции:
-образовательную – каждый воспитанник группы имеет возможность развить свои познавательные потребности;
-социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться само утверждаться социально одобряемыми способами;
-развивающую - образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;
-воспитательную – содержание и методика работы в кружке «Моя Вселенная» значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности.
Далее составляется план работы кружка, в котором говорится о том, с какими темами мы будем знакомиться. В течении учебного года мною проводятся беседы с детьми на темы: «Неизвестная вселенная», «Беречь планету», «Земля – какая она?», «Знакомство с луной», «Солнце – источник жизни на Земле», «Планеты Солнечной системы», «Земля – наш дом родной»,
Также во время кружковой деятельности провожу с детьми знакомство с детской художественной литературой: «В космосе так здорово» О. Ахметова, «Космос» Н. Цветкова, «Юный космонавт» В. Крякин, используется чтение загадок о космосе, познавательных рассказов из детской энциклопедии «Лучик света», используется пальчиковая гимнастика, проводятся физминутки.
Дети с удовольствием играют в настольные, развивающие и дидактические игры: «В гостях у космонавтов», «Тайны космоса», «Удивительный полет», «Отгадай планету».
Также проводим выставки рисунков детей, детей совместно с родителями, выполненных красками, карандашами, гуашью, витражными красками на космическую тематику.
Ко Дню Космонавтики в нашей группе была организована выставка поделок из природного и подручного материалов. Родители и дети проявили очень высокую заинтересованность и активность в изготовлении поделок. Выставка получилась очень насыщенная и богатая, пользовалась большим интересом, как среди родителей, так и среди детей.
Так же между детьми старших и подготовительных к школе возрастных групп проводился конкурс чтецов. Воспитатели, родители и дети постарались подобрать очень интересные, содержательные, подходящие по возрасту стихи.
В течение года был организован на базе ДОУ познавательный проект «Мы летим к другим планетам». Наша группа, наши родители подошли со всей серьезностью к реализации данного проекта. Была выпущена стенгазета «Планеты Солнечной системы», изготовлены книжки-малышки, разработаны и подготовлены познавательные и развивающие игры : «Угадай планету», «Разложи планеты по порядку», «Найди ошибку», были разучены стихи.
Итогом проекта стал праздник на космическую тему «Этот удивительный космос». Каждый родитель для своего ребенка придумал костюм с космической тематикой.
Исходя из требований стандарта дошкольного образования, мы используем в своей работе информационно – коммуникативные технологии, интерактивное оборудование. Мною была подготовлена презентация с изображением Земли и всех, кто является жителем планеты, спутника Земли – Луны, самой большой планеты – Юпитера, планеты с видимыми кольцами – Сатурне, самой большой и яркой звезды в Солнечной Системе – Солнце.
К празднику был подготовлен мини – музей космической славы; рассказаны стихи о Земле, Луне, Юпитере, Сатурне; проведена физминутка «Раз, два – стоит ракета»; подвижная игра «Звездочет», конкурс строителей ракет, все это было проведено совместно с родителями. Данный проект и мероприятие вызвали большой интерес среди детей и родителей.
Радостно осознавать, что твои труды, твоя работа не проходят даром и бесследно, чувствуешь отдачу, благодарность от детей и родителей, на ум сразу приходит фраза
Если не можешь улететь в космос, сделай так, чтобы он прилетел к тебе.