Галина Александровна Рогожина
Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста по ФЭМП возраст детей 5–7 лет, срок реализации 2 года
▼ Скачать + Заказать документы
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем
Публикация «Программа Дополнительного образования детей дошкольного возраста по ФЭМП возраст детей 5–7 лет, срок реализации 2 года» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности)
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми (принцип деятельности)
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса)
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире)
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности)
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества)
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности)
Структура занятия:
1. Организационный момент. Цель: повышение уровня концентрации внимания, развитие восприятия на слух речи педагога
2. Д/И «Посмотри, послушай и запомни». Цель: обогащение словарного запаса, расширение кругозора
3. Устный счет. Цель: совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в старшей группе и в пределах 20 в подготовительной группе; формировать слуховое и наглядно- образное восприятие чисел от 1-10 в старшей и от 1 – 20 в подготовительной группах
4. Подготовительный этап к введению нового материала. Цель: развивать воображение, логическое мышление, формировать умение конструировать грамотный ответ
5. Введение нового материала. Цель: развитие знаний, умений, навыков и психических процессов согласно календарно - тематическому планированию
6. Практическая работа в пособиях. Цель: развитие графо- моторных навыков, ориентация в пространстве, закрепление предшествующего материала
7. Домашнее задание. Цель: мотивировать детей на получение больших знаний и достижения лучшего результата
8. Д/И. Цель: активизация процесса обучения через игровую форму развития психических процессов
9. Итоги. Цель: развитие коммуникабельности детей в условиях детского коллектива, эмоционально - волевой сферы; закрепление пройденного
Ожидаемые результаты:
(1год обучения)
• считать (отсчитывать) в пределах 10
• правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными
• сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравное число предметов
• сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) длины, высоты
• различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную
• выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам
• называть дни недели, последовательность частей суток
(2 год обучения)
• считать (отсчитывать) в пределах 20
• состав чисел первого и второго десятка (из отдельных единиц)
• как получить каждое число первого и второго десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду; цифры от 0 до 9; знаки +, -, =, <, >; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек
• название текущего месяца, а также последовательность дней недели
• называть числа в прямом и обратном порядке
• соотносить цифру и количество предметов
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий
• измерять длину предметов с помощью условной меры
• составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера
• делить круг, квадрат на две и четыре равные части
• ориентироваться на листе клетчатой бумаги
• считать, (отсчитывать) предметы в пределах 10-20
• пользоваться порядковыми и количественными числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду
• составлять число из единиц (в пределах 10)
• составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 20)
• называть текущий месяц, последовательность дней недели
Программно-методическое обеспечение программы дополнительного образования детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений.
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по ФЭМП на 2014-2016 г. г. составлена в соответствии с основной общеобразовательной Программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Комплексная программа дополняется дополнительными образовательными программами
дошкольного образования :
1. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина. Программа развития математических представлений детей
5-7 лет - Раз – ступенька, два – ступенька.
Реализация программного материала рассчитана на два года : 1-й год обучения – дети 5-6 лет; 2-й год обучения – дети 6-7 лет. Продолжительность одного занятия в старшей группе - 25 минут, в подготовительной - 30 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей группе и 2 раза в неделю в подготовительной группе.
Программой предусмотрено проведение:
• диагностических занятий в старшей группе 4 (2 в сентябре и 2 в мае, в подготовительной- 4.
• практических занятий (игры, игровые упражнения, экспериментирование, разрешение проблемно-поисковых ситуаций, обсуждение возникающих вопросов) – 30 в старшей группе, 62- в подготовительной.
Формы проведения занятий:
- познавательные занятия;
- занятия-путешествия;
- тематические занятия.
Методы, используемые в работе по программе :
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- исследовательский;
Цель программы : формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.
Задачи обучения по направлению программы :
• Формирование представлений о числе и количестве:
- Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
- Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 старшая группа, в пределах 20 подготовительная группа.
- Познакомить с цифрами от 0 до 9.
- Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
- Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
- Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
- Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10 старшая группа, в пределах 20 подготовительная группа, на наглядной основе).
- Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
- Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).
• Развитие представлений о величине:
- Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
- Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
- Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
• Развитие представлений о форме:
- Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.
- Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
• Развитие пространственной ориентировки:
- Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
• Развитие ориентировки во времени:
- Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
- Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
- Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.