Татьяна Кухаренко
Программа поликультурного образования детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Программа поликультурного образования предусмотрена для старшего дошкольного возраста. Составлена с целью реализации Программы поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО «РЖД». Программа реализуется в форме НОД (беседы с детьми, рассказы с показом наглядного материала). НОД проводится 1 раз в неделю 25 минут, всего 30 НОД в год, 3 итоговых НОД.
Публикация «Программа поликультурного образования детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Педагогический анализ 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
1. Актуальность:
Идея необходимости реализации поликультурного воспитания связана с провозглашением ЮНЕСКО и ООН новой культурной и образовательной политики, основывающейся на идее поддержания человеческого достоинства, на основе общечеловеческих ценностей.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» провозглашает в числе основных целей образования «национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование культуры мира и межличностных отношений», «развитие культуры межэтнических отношений».
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре. Все чаще и чаще мы возвращаемся к лучшим традициям нашего народа, которые связывают жизни нескольких поколений, объединяют прошлое, настоящее и будущее. Поэтому поликультурное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Цели:
Создание новой модели взаимодействия ребё нка с окружающим миром: формирование любви к российской цивилизации и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
3. Задачи:
- расширять представления детей о родном крае : достопримечательностях региона, в котором живут дети.
- воспитание любви к «малой Родине», гордости за достижения своего народа, края.
- формирование представлений детей о Родине-России : элементарные сведения об истории, геральдике и гимне, о Москве-столице России, традициях, обычаях, разнообразии народного искусства, художественных промыслов.
-ознакомление детей с многонациональной культурой народов Юга и Севера России (прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры).
- ознакомление детей с костюмами разных народов.
- обогащение словарного запаса детей.
-воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей и рас;
4. Содержание:
Сентябрь. Тема «Пермь».
Октябрь. Тема «Река Кама».
Ноябрь. Тема «Народы Пермского края».
Декабрь. Тема «Москва».
Январь. Тема «Север».
Февраль. Тема «Украина».
Март. Тема «Белоруссия».
Апрель. Тема «Прибалтика».
Май. Тема «Земля - наш общий дом».
5. Требования к уровню подготовки детей :
Старший дошкольный возраст :
Должны знать:
Название столицы России, геральдику России, края, в котором проживает ребёнок,
Отличать и называть особенности культуры народов, проживающих на Юге и севере России и ближнем зарубежье: прикладное искусство, песенное, танцевальное творчество, народные музыкальные инструменты, народные игрушки, народные подвижные игры.
знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных, известных всему миру.
Иметь представление:
Что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;
Что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;
О народном искусстве России и ближнего зарубежья ( прикладное искусство: народные росписи, музыкальное искусство, одежда, куклы и другие игрушки).
Уметь:
Выполнять правила народных игр;
Петь народные песенки
Устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости:
наличие людей с разным цветом кожи;
почему важно изучать разные языки;
почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;
почему человек любит свою родину.
5. Диагностика.
Диагностика поликультурного образования старших дошкольников :
Индивидуальная беседа с ребёнком №1.
Цель: изучить особенности представлений детей о родном крае, о России, о национальных и культурных особенностях людей, живущих в Пермском крае.
Вопросы к детям:
1. В каком городе ты живёшь?
2. Кем гордится твой город?
3. Какие ты знаешь народы Прикамья?
4. В какой стране ты живёшь?
5. Как называется главный город России?
6. Какую геральдику России ты знаешь?
7. Какие праздники отмечаются в России?
8. Какие народные музыкальные инструменты ты знаешь?
9. Какие народные игрушки ты знаешь?
10. Какие народные песенки ты знаешь?
Индивидуальная беседа с ребёнком №2.
Цель: определить своеобразие представлений детей о народах, проживающих на Юге и Севере России и в «ближнем зарубежье», национальных и культурных особенностях жизни сверстников «ближнего зарубежья», а также изучить интерес дошкольников к этническим проблемам.
Вопросы к детям:
1. Знаешь ли ты, что в России живут люди различных национальностей?
2. Какие национальности (расы) ты знаешь, которые живут на Юге России?
3. Какие национальности ты знаешь, которые живут на Севере России?
4. Какие национальности «ближнего зарубежья» ты знаешь?
5. Кто ты по национальности (расе – цвету кожи?
6. Есть ли в твоей семье родственники другой национальности? Какой?
7. Что ты можешь рассказать о них?
8. Хотел бы ты познакомиться с детьми другой национальности? Почему?
9. Хотел бы ты поиграть с детьми другой национальности (расы? Почему?
10. В какие игры ты бы поиграл с детьми другой национальности (расы?
Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы беседы №1 – 2.
В процессе бесед фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.
1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний)
1 балл – представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расширению.
2 балла – представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны; представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей, находятся в стадии становления, формализованы, не осознанны, получены исключительно из житейского опыта, не системные, ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.
3 балла – представления более полные, но достаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже – на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.
2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).
1 балл – интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно – негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностранными детьми.
2 балл – отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.
3 балла – интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей, при этом мотивируют и аргументируют свою позицию.
6. Средства обучения:
- интерактивные доски;
-компьютер;
-видео аппаратура;
-презентации о народностях;
-сборники русской народной и национальной музыки;
-русская народная и национальная игрушка;
-русская народная и национальная посуда;
-русские народные и национальные костюмы;
-сборники книг русская и зарубежная литература;
-подборка русских и национальных игр;
-учебно-наглядные пособия: картинки, плакаты, макеты;
-дидактические игры;
Работа с родителями:
- участие в мероприятиях детского сада: праздники, педагогические гостиные;
- оказание помощи в подготовке и проведении общесадовских мероприятий;
- консультации : «Что ребёнок должен знать о своей малой Родине», «Воспитайте в детях толерантную личность».
- папки – передвижки: «Народы Прикамья», «Народные игры Белоруссии»;
- оказание помощи в подборе картинок и иллюстраций о народах Севера и Юга.
- оказание помощи в пополнении библиотеки группы при подборе детской художественной литературы народов разных стран;
- в оформлении тематических выставок при ознакомлении с предметами быта и культуры народов разных стран;
- участие в конкурсах, выставках.
7. Список литературы:
1. Менская Т. Б. Поликультурное образование : Программы и методы. В: Общество и образование в современном мире. Сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2., М., 1993.
2. Панкеев И. А. Русские народные игры – М. : Яуза, 1998. – 240с.
3. Педагогический энциклопедический словарь (гл. ред. Б. М. Бим – Бад. М. : Больш. Российская энциклопедия, 2002.
4. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с. : ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
5. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе// Педагогика. – 1999. - №2.
6. А. М. Федотова. Пермский край - мой родной край: Посоьие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. - Пермь: «Книжный мир», 2001.-320 с.
7. Н. А. Князева. Маленький пермяк. Книжный мир. Пермь, 2007. (в 3 экземплярах).
8. Народы России: научн. – поп. изд. / М. М. Бронштейн, Н. Л. Жуковская:, сост. Е. В. Широнина, - М. : РОСМЭН – ПРЕСС, 2013. – 96 с. : Ил.
9. Агапова И. А., Давыдова М. А. Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М. : АРКТИ, 2012. – 160 с.
10. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Метод. Пособие – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 96 с.
11. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать. – М. : «Изд. Скрипторий 2003». 2006 – 72с. : ил.
12. «Детские подвижные игры народов СССР» / Сост. А. В. Кенеман / Под ред. Т. И. Осокиной – М. «Просвещение», 1989г. – 239с.