Муравьева Зинаида
«Наш город, наш край, наша Родина». Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Сказка»
города Смоленска
Программа дополнительного образования
по направлению «Познавательное развитие» «Наш город, наш край, наша Родина»
на 2016 -2017 год
Воспитатель: Муравьева Зинаида Павловна
г. Смоленск
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность темы.
Публикация «„Наш город, наш край, наша Родина“, Программа дополнительного образования по направлению „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС у детей дошкольного возраста гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие» социально-личностного направления развития детей. Дети дошкольного возраста доложены быть сориентирован на:
• Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Программа кружка «Наш город, наш край, наша Родина» - один из путей совершенствования воспитательной работы в детском саду, усиления ее нравственно-патриотической направленности с учетом возможности всестороннего развития детей.
Программа предназначена для работы с детьми 4-7 лет и рассчитана на 4 года обучения.
Содержание программы дополнительного образования построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Задачи:
1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу.
2. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
3. Воспитание уважения к труду.
4. Воспитывать интерес к родному городу, краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия.
5. Формировать элементарные знания детей об улицах города.
6. Расширять представления о родном городе, его историческом прошлом, значимых событиях, достопримечательностях, знакомить с символикой города.
7. Развивать творческие и интеллектуальные способности у детей, их речевую культуру.
Ожидаемый результат
К концу года дети должны:
1. Знать название страны, столицы России;
2. Уметь узнавать государственный флаг РФ среди других;
3. Узнавать герб города Смоленска среди других;
4. Иметь знания об истории возникновения родного города, его достопримечательностях;
5. Иметь зачатки гражданско-патриотических чувств и нравственных норм поведения;
6. Иметь представление о празднике города, читать стихи о городе Смоленске.
1.2. Основные принципы программы
В основу программы положены принципы:
• Научной обоснованности и практической применимости.
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
• Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями образовательных областей.
• Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
• Наглядность.
• Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.
• Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
• Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.
Программа разработана по направлению «Познавательное развитие» детей среднего возраста.
II Содержательный раздел
2.1. Календарный план
Месяц Содержание
Сентябрь 1. Формировать представления о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.
2. Познакомить с понятием «большая» и «малая» Родина.
3. Сформировать четкое представление о городе, его достопримечательностях, о труде людей, гордости за свой город.
4. Просмотр видеофильма «Мой родной город»
5. Формировать понятие о празднике «День города».
6. Заучивание стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем»
Октябрь 1. Систематизировать и обобщать знания детей о городе: название, достопримечательности.
2. Вызвать у детей чувство восхищения о красоте родного города.
3. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
4. Познакомить детей с государственной символикой:
- учить узнавать Российский флаг, закреплять последовательность расположения полосок;
- познакомить с гербом г. Смоленска;
- воспитывать уважение к государственной символике России.
5. Заучивание стихов «Герб России», «Флаг России» В. Степанова.
Ноябрь 1. Закреплять название улиц нашего города.
2. Виды транспорта и правила дорожного движения.
3. Наблюдение за светофором.
4. Рисование «наша улица вечером».
5. Подвижные игры: «Трамвай», «Автобус».
Декабрь 1. Познакомить с архитектурой родного города.
2. Занятие «Здания родного города».
3. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением различных архитектурных сооружений.
4. Д/и «Строим дом».
5. Конструирование «домики».
Январь 1. Расширять представление о Смоленской крепостной стене.
2. Зодчий Ф. Конь.
3. Заучивание стихотворения А. Мишина «Город Щит».
Февраль 1. Расширять представление о воинах, которые охраняют нашу Родину.
2. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты охраняют свою Родину, свой народ).
3. Познакомить детей с праздником «День защитников Отечества».
4. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к Армии и людям, которые защищаю нашу страну.
5. Рисование «Портрет папы».
Март Природа родного края
1. Развивать интерес и любовь к родной природе.
2. Знакомство с растительным миром нашего района.
3. Беседа «Я люблю свою природу»
4. Рисование «Самый заветный цветок»
5. Аппликации «Укрась полянку».
Апрель День космонавтики
1. Познакомить детей с историей праздника.
2. Космонавт Ю. Гагарин.
Май «Не нужна нам война»
1. Расширить представление, знание детей о В. О. войне.
2. Праздник Победы.
3. Рисование «Салют над городом Смоленском».
III Организационный раздел
3.1. Работа с детьми
Режим работы кружка: 1 занятие в неделю, во вторую половину дня с воспитателем.
Продолжительность занятий:
2 младшая группа – 15 минут.
Средняя группа – 20 минут.
Старшая группа – 25-30 минут.
Количество: 20 человек
Реализация кружка: 4 года.
Форма работы – групповая.
Возраст – с 4 до 7 лет.
Работа кружка включает также дополнительные беседы, чтение художественной литературы, темы по изобразительной деятельности, дидактические игры.
Тема: «Город мой родной».
Цель: Дать детям знания о родном городе, истории возникновения, достопримечательностях, великих земляках, прославивших его. Развивать чувство гордости за свой город, желание сохранить его чистым и красивым.
Условия:
Создание благоприятного психологического климата в коллективе, каждый день ребенка должен быть наполнен радостью, добрыми друзьями, веселыми играми.
Ожидаемый результат:
Дети знают историю своего города, заботятся о культурных и природных ценностях города. Уважают традиции города. Испытывают уважение к жителям города.
3.2. Работа с родителями
1. Беседы о важности темы;
2. Посещение музеев (исторического, В. О. войны и др.) совместно с ребенком;
3. Участие в праздновании Дня города, Дня Победы, Дня Защитника Отечества.
3.3. Литература[/b]
1. Баевский В. С. Поэты земли Смоленской. – Смоленск, 2001.
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007г.
3. Васильева – Гангус Л. П. Азбука вежливости. – М. : Педагогика, 1989.
4. Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ. ред. Оверчук Т. И. Ред. -сост. Арапова-Пискарева Н. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений. – М., 1982.
6. Гагарин В. Мой брат Юрий. – М., 1979.
7. Головкина А. В. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
8. Дошкольное воспитание. Ребенок в детском саду. № 3. 2006.
9. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) – М. : Скрипторий 2003, 2010.
10. Зябкина В. В., Льговская Н. И., Микляева Н. В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М. : УЦ «Перспектива», 2011.
11. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. – М. :АСТ, 2007.
12. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
13. Лубячов М. Д. Смоленск. – М. : 1988.
14. Махалева Н. Е. Расскажу о городе своем. – М., 2009.
15. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Оверчук Т. И. Авт. -сост. Арапова-Пискарева Н. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
16. Мосалова Л. Л. Я и мир. – М. : Детство – пресс, 2009.
17. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
18. Ражнев Г. Герб Смоленска. – Смоленск, 1993.
19. Фалькович Г. А., Барылкина Л. П. Край мой Смоленский. – Смоленск, 1995.
20. Фесюкова Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х. : ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.
21. Юдина Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду. – М., 2002.