Людмила Плюхина
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «Школа мяча» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Мяч - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в бросании, катании, ведении мяча способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку, формируют умения действовать с мячом, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Занимаясь с мячами различного веса и объёма, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения мячом: свободно держать, передавать, бросать, вести мяч, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с мячом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность.
Публикация «Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления „Школа мяча“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Школа мяча».
В программе прослеживается :
комплексный подход к отбору программного содержания и методики
проведения занятий, а также к разработке приёмов руководства как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельностью;
высокая вариативность в использовании содержания (в секционной работе, и
самостоятельной двигательной деятельности);
осуществление физического развития ребёнка через приобщение к
спортивным играм и упражнениям с учётом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и развития.
Программа предполагает использование спортивных игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприятиями (праздниками, развлечениями, подвижными играми, она ориентирована на формирование самостоятельности, самоконтроля, умение действовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен играми народов Севера.
Цель: сформировать потребность в движении, развивать и совершенствовать движения, развивать двигательные способности и самостоятельность.
Задачи:
формирование устойчивого интереса к играм с мячом, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в процессе игр и упражнений с мячами в соответствии с его индивидуальными особенностями
обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр с мячом;
содействие развитию двигательных способностей;
воспитание положительных морально - волевых качеств;
формирование привычек здорового образа жизни.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана на один год обучение детей 3-4 летнего возраста. Занятия проводятся два раза в неделю до 15 мин.
Условия:
спортивный зал;
дети в спортивной одежде и обуви;
педагог в спортивной форме.
Спортивное оборудование: мячи резиновые разного диаметра, мячи волейбольные, мячи набивные;
Методы, используемые на занятиях:
словесные (объяснение упражнения, указание, распоряжение и команда, рассказ, беседа);
наглядные (показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры, использование наглядных пособий);
практические (упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь, соревнования)
Ожидаемые результаты:
В результате дети:
научатся двигаться быстро, уверенно, энергично;
усвоят навыки движений, овладеют правильными способами их выполнения;
научатся самостоятельно действовать с мячом, обогатится двигательный опыт;
улучшатся коммуникативные способности в коллективной деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы :
открытое занятия для родителей;
игры, эстафеты;
спортивные развлечения;
оформление фотостенда.
Из программы «Игры с мячом» взяты такие разделы:
1. Обучение владению мячом.
2. Методика освоения игр с мячом.
3. Сценарии спортивных праздников.
4. Игровые упражнения с мячами.
5. Оборудование и инвентарь для занятий
Вариант структуры занятия:
1) вводная часть, цель которой разогреть не только двигательный аппарат ребёнка
и подготовить его к выполнению заданий, требующих внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
2) общеразвивающие и игровые упражнения на развитие пальцевой и ручной
ловкости, общей моторики и коррекционного воздействия для опорно-двигательного аппарата;
3) основная часть, задача которой разучить, повторить и закрепить действия с
мячом, формирующие «чувство мяча»;
4) заключительная часть, состоящая из игр (двух или более) активной или
малоподвижной (на внимание, быстроту реакции).
Требования к концу года обучения дети должны уметь:
• действовать по сигналу педагога, быстро реагировать на сигнал;
• играть с мячом, не мешая другим;
• согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в командных видах (эстафета или поточный метод);
• прокатывание мяча :
- по прямой между предметами;
- по наклонной гимнастической скамейке;
- змейкой между стойками;
- катание мяча с попаданием в предмет.
• бросание мяча :
-друг другу в парах;
- о стену и ловля его;
- вверх и ловля его;
-по мишеням от плеча одной рукой;
- в баскетбольную корзину двумя руками от груди
• метание мяча :
- в двигающуюся цель;
- вдаль с нескольких шагов;
- вдаль правой и левой рукой,
- в обруч, в корзину, расположенную на полу, двумя руками.
- в вертикальную цель;
- в горизонтальную цель.
Нормативно- правовая база. Конвенция о правах ребёнка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». (№124-ФЗ от 24.07.98 г.)
Закон Российской Федерации «Об образовании». (№12-ФЗ от 1992г.)
Концепция дошкольного воспитания. (16.06.1989г.)
Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». (№80-ФЗ от 29.04.99 г.)
Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№52-ФЗ от 30.03.99г.)
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (№ 666 от 12.09.2008г.)
Приказ МО РФ №448 от 22.08.96г. «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений»
Письмо МО РФ №65/23 - 16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Приказ МО РФ и МЗ РФ № 186/272 от 30.06.1992г.
Приказ МО РФ и МЗ РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО № 2715/227/166/19 от 16.07.2002г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ (СанПиН 2.4.1. 1249 – 03)
«О преемственности дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура» МО. РФ
«О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Рекомендации по безопасности занятий физической культурой в дошкольном образовательном учреждении и организации медицинского контроля за детьми (выдержки из методических рекомендаций «Техника безопасности на уроках физкультуры», М., СпортАкадемпресс. 2001)
Учебно – тематический план на год.
Раздел. Темы Теория Практика Количество часов Всего часов
1. Прокатывание мяча 15
Вводное занятие 1 1
Прокатывание мяча в воротики 5 5
Прокатывание мяча по наклонной гимнастической скамейке 5 5
Катание «змейкой» между предметами 4 4
2. Бросание мяча 23
Броски мяча по мишеням 4 4
Броски мяча в баскетбольную корзину 5 5
Броски мяча через сетку 5 5
Бросание мяча через обручи 2 2
Броски мяча с использованием обруча 3 3
Броски мяча по кругу 2 2
Бросание мяча в цель 2 2
3. Метание 7
Метание в цель 2 2
Метание вдаль двумя руками из – за головы 1 1
Метание мяча вдаль правой и левой рукой 2 2
Метание мяча в горизонтальную цель с далекого расстояния (2-3 м.) 2 2
4. Развлечения (игры, эстафеты) 11
Развлечения (игры, эстафеты) 11 11
Всего: 56
Приложение
Подвижные игры
Мяч сквозь обруч.
Шесть детей в вытянутых в стороны руках держат по обручу (всего 5 обручей). Двое играющих проходят вдоль цепочки из обручей справа и слева и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч. При повторении сменить стоящих с обручами.
Попади в цель.
Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч. Попадание в центр между связанными обручами даёт три очка, а во все остальные обручи – по одному. Выигрывает тот, кто наберёт условленное количество очков.
Шмель.
Играющие сидят по кругу. Внутри круга по полу перекатывается мяч. Играющие руками откатывают его от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч (ужаленный, поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой ребёнок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.
Ловишки с мячом.
Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: «Раз, два,три – мяч скорей бери! Четыре, пять, шесть – вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять – бросай, кто умеет». Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся детей. Тот, кого запятнает мяч, пропускает игру. Целиться нужно в ноги.
Быстрый мячик.
Играющие стоят по кругу, бросают и ловят мячи, говоря:
«Разноцветный быстрый мячик Дети бросают мяч вверх и ловят.
Без запинки скачет, скачет. Отбивают о пол.
Часто, часто. Низко, низко.
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок, Бросают вверх и ловят.
Не достанешь потолок.
Скок и скок, стук и стук, Отбивают о пол.
Не уйдёшь от наших рук.»
Мяч вдогонку.
Дети встают в два круга. Взрослый раздаёт 2-3 детям мячи. По сигналу «Мяч вдогонку!» дети начинают быстро передавать мячи друг другу. Если у одного ребёнка окажется два мяча сразу, он выбывает из игры. После повторения игры ребёнок играет снова.
Мяч в кругу.
Дети рассаживаются на полу на корточках в два круга. Водящие с мячом – в центре круга. Они катят мяч каждому ребёнку по очереди или тому, кого назовут: «Саша, лови!». Игрок ловит мяч и отсылает его обратно, но при этом надо выполнить какое-либо задание: успеть хлопнуть в ладоши 2-3 раза, назвать количественное или порядковое число, например, водящий говорит: «Первый!», ребё нок отвечает: «Второй!» и т. д. Можно назвать любой предмет, входящий в обобщённое понятие (мебель, фрукты т. п.). Побеждает та команда, которая быстрее прокатила мяч.
Догони мяч.
Играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в обе стороны рук. Водящий располагается за кругом. Место его в кругу остаётся свободным. Пятому ребёнку, стоящему вправо от водящего, даётся мяч. Дети хором говорят: «Раз, два, три – беги!» — и передают мяч вправо по кругу. Водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч.
Закати мяч в обруч.
Дети распределяются на 2-3 подгруппы. Такое же число обручей лежит на полу. На край обруча кладётся дощечка (картонка, которая одной стороной касается пола. Получается маленькая горка. Подгруппы детей выстраиваются в колонны напротив горок. У каждого малый мяч. По сигналу водящие прокатывают мяч, стараясь попасть в обруч. При этом команде засчитывается три очка. Если мяч попал в обруч, но выкатился, то команда получает только одно очко, при промахе очко не начисляется.
Передай мяч.
Дети распределяются на 2 звена и выстраиваются в колонны друг за другом. Перед каждой колонной на расстоянии 3 м ставится кубик. Первый бежит с мячом, обегает предмет, передаёт мяч следующему в своей колонне и встаёт сзади всех. При потере мяча ребёнок возвращается, поднимает его и бежит с того места, где упал мяч. Побеждает звено, опередившее других при соблюдении условий игры.
Не упусти шарик.
На площадке обозначается линия старта. На противоположной стороне на расстоянии 8-10 м ставят 2-3 кубика. 2-3 ребёнка получают по воздушному шару, выходят к линии старта напротив кубиков, по сигналу, подбивая шар рукой, проходят или пробегают с ним, обегают кубик и возвращаются обратно. Побеждает
Попади в ворота.
Дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 3м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота.
Мяч в корзину.
Дети становятся в 2 круга (команды). В середине корзина. У каждого малый мяч. Нужно бросить мяч сверху о пол так, чтобы он попал в корзину. Мячи бросают по очереди или всем вместе. Во втором случае мячи должны быть цветными. Команда. забросившая наибольшее количество мячей в корзину, становится победителем.
Догони мячик.
Из гимнастических палок делают 2 коридора шириной 30 см и длиной 3 м. Дети распределяются на две команды и выстраиваются у начала коридоров. Первый катит мяч, бежит за ним и старается его поймать, не давая ему выкатиться из коридора. Затем передаёт мяч следующему, сам становится сзади строя. Побеждает та команда, которая не только быстро, но и правильно выполнит задание.
Мяч навстречу мячу.
Дети распределяются на два звена и они встают друг против друга на расстоянии 4 – 5 м. У водящих по мячу. На сигнал взрослого: «Начали!» — дети прокатывают мячи навстречу один другому, но так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мяч, водящий передаёт его следующему. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Успей поймать.
Дети образуют круг. В центре круга водящий. Дети перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его. Если ему это удаётся, он занимает место того, кто неудачно бросил мяч. Последний идёт в середину круга.
Послушный мячик.
На пол кладётся обруч. Ребёнок отбивает мяч рукой, стараясь точно попасть в круг. Ударять по мячу надо не сильно, но твёрдой ладонью и после того, как мяч достаточно высоко отскочил от пола. Это упражнение можно провести сидя на скамейке.
Ты катись, катись, наш мячик.
Дети стоят в кругу. По сигналу начинают быстро передавать мяч по кругу, при этом произнося: «Ты катись, катись, наш мячик, быстро, быстро по рукам. У кого остался мячик, тот сейчас станцует нам!». Ребёнок, у которого остался мяч выходит в середину круга и выполняет танцевальные движения. Игра повторяется.
Горизонтальная мишень.
На полу выкладывается несколько обручей один за другим в 4 – 5 шагах от линии метания. Дети по очереди бросают мяч из-за головы двумя руками. Оценивается попадание – чем ближе, тем меньше очков.
Не упусти мяч.
Дети распределяются парами, у каждой пары мяч. Один из пары ударяет мяч о пол условленное число раз (4 – 6) и передаёт второму в паре. Побеждает та пара, которая сумеет дольше других удержать мяч в паре. Передача мяча осуществляется без остановки. Уронивший мяч выбывает из игры, а его партнёр дожидается, пока из какой –либо пары выйдет потерявший мяч, и продолжает игру с оставшимся.
Гонка мячей по кругу.
Дети стоят в двух кругах. В каждой команде одинаковое количество игроков. У каждого в руках мяч. По сигналу дети начинают передавать мячи в правую сторону. Побеждает та команда, у которой не было ошибок. На второй сигнал мяч передаётся в левую сторону.
Мяч по кочкам.
Дети встают по 5-6 человек в колонну по одному, у первого ребёнка мяч. На полу раскладываются 6-8 обручей диаметром 30-40 см на расстоянии 5-10 см друг от друга. Дети должны провести мяч так, чтобы он скакал по кружкам – «по кочкам», и передать мяч следующему. Выигрывает та команда, которой удалось выполнить задание с наименьшим числом ошибок.
Передал – садись.
Играющие становятся в две колонны. Впереди каждой на расстоянии 1 м в кружках водящие, у них по мячу. По сигналу каждый водящий бросает первому в своей колонне. Поймав мяч, ребёнок перебрасывает его водящему и садится на пол. Водящие бросают мяч вторым, затем третьим играющим и т. д. Получив мяч от последнего игрока своей команды, водящий поднимает его вверх, а все участники его команды быстро вскакивают. Выигрывает команда, водящий которой первым поднял мяч и все дети успели быстро подняться.
Быстро отвечай.
Дети стоят в кругу. В центре взрослый с мячом. Он по очереди задаёт каждому ребёнку вопрос, например : «Как зовут твою маму?» или «Какое число следующее после пяти?» и т. д. Затем бросает ребёнку мяч, он быстро отвечает на вопрос и бросает мяч обратно взрослому. В случае, если ребёнок не отвечает в течение 5 сек., он передаёт мяч соседу и вопрос переадресовывается ему.
Дыхательные упражнения
Носик балуется.
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одно руки на крылья носа.
Смешинка.
Сделать глубокий вдох и на выдохе произносить: «Ха-ха-ха-ха-ха!».
Шарик лопнул.
Широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ф-ф-ф….», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку ведущего шарик лопается – дети хлопают в ладоши, произнося: «ш-ш-ш…».
Подуй на листик.
Сделать глубокий вдох и подуть на воображаемый листик на ладони.
Летят мячи.
Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперёд. При этом на выдохе произнести: «Ух-х-х-х!».
Ветер и листья.
После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произнести: «ф-ф-ф-ф», затем на одном выдохе произнести несколько раз «п-п-п», делая ступенчатый выдох, постепенно опуская руки вниз.
Ёжик.
Сидя на коврике, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «ф-ф-ф-ф». Выпрямить ноги -вдох.
Каша кипит.
Сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь, опустить грудь (выдыхая воздух) и выпятить живот (выдох, громко произносить: «пых-х-х-х-х!»
Ветер дует.
Изобразить завывания осеннего ветра: «у-у-у-у-у». Громко (сильный ветер, тихо (слабый ветер).
Лесной воздух.
Подышать лесным воздухом: вдох носом, выдох ртом.
Маятник.
Стоя, н. ш. п. палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох, произносить: «тух-х-х-х….».
На турнике.
Стоя, палку держать перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить назад на лопатки – выдох. На выдохе произносить: «ш-ш-ш-ш…».
Подуй на снежинку.
Выполнить глубокий вдох, длинным выдохом подуть на воображаемую снежинку на ладошке.
Хлопушка.
Стоя, н. ш. п. руки в стороны. Сделать глубокий вдох носом, резкий наклон – выдох, произнести: «хлоп!».
Молодцы.
Сделать вдох, задержать дыхание. На выдохе произнести: «мо-лод-цы!».
Дровосек.
Стоя, н. ш. п. руки над головой в замке. Сделать глубокий вдох носом. Резкий наклон – выдох, произнести: «у-у-у-у-у-х!».
Ах!
Сделать вдох, задержать дыхание, на выдохе произнести: «а-а-а-а-х!».
Вырасти большой.
Стоя, руки вверху. Хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки, опуститься на ступню – выдох, произнести: «у-у-у-х-ты!».
Стёклышко.
Сделать вдох, открытым ртом выполнить выдох, как бы подышать на замёршее окошко.
Мыльные пузыри.
Сделать вдох, на выдохе надувать воображаемый мыльный пузырь, сложив губы трубочкой.
Апчхи!
Выполнить вдох, вдыхая воздух толчками: «а-а-а». Выполнить выдох, произнести: «пчхи!».
Гармошка.
Положить руки на рёбра, сделать вдох и на выдохе произнести: «ш-ш-ш», как бы выжимая воздух из лёгких.
Партизаны.
Стоя, в руках палка («ружьё»). Ходьба, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6-8 шагов – выдох (медленный) с произнесением: «ти-ш-ш-ше».
Обед.
Кто готовит праздничный обед 8 марта? (Папа). Какие запахи на кухне? (Вкусные). Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос – выдох через рот.
Насос.
Стоя, н. ш. п. руки согнуты в локтях перед грудью. Вдох, наклон – выдох, руки выпрямить и произнести: «с-с-с-с…».
Художники.
Вдох, на выдохе рисовать воображаемые фигуры, сложив губы трубочкой.
Дятел.
На выдохе произнести как можно дольше: «д-д-д-д….», ударяя кулачками друг о друга.
Дуем друг на друга.
Дети стоят в парах. Сделать вдох, на выдохе подуть друг на друга.
Полёт в космос.
Стоя в кругу, дети образуют «ракету», делают дружный вдох. На выдохе произносят: «а-а-а-а…», как бы взлетая на ракете, постепенно повышая голос.
Ныряльщики.
Вдох через нос, присесть – «нырнуть», задержать дыхание. Выпрямиться, выполнить выдох – «вынырнуть».
Осы.
Вращать перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносить: «з-з-з-з-з…».
Сирень.
Понюхаем цветущую сирень: вдох носом, выдох – ртом.
Песенка.
Вдох, на выдохе пропеть куплет знакомой песенки со звуком «а-а-а-а…
Использование методической литературы:
1. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников. М., 1983.
2. Буцинская П П, Васюкова В. И, Лескова Г П Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990
3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб., 2003.
4. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1999.
5. Кинеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1985.
6. Казак О. Н. Большая книга игр для детей. СПб., 1999.
7. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. М., 1973.
8. Лопатина Л. В. Особенности моторных функций у дошкольников СПб., 1993.
9. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. М., 1971.
10. Преображенский И. Н. Баскетбол в школе. М., 1989.
11. Программа обучения и воспитания в детском саду. М., 1985. Программа обучения и воспитания детей «Детство». СПб., 1995. Программа обучения и воспитания детей «Радуга». М., 1994. Программа обучения и воспитания заикающихся дошкольников. М. 1983.
12. Развитие движений ребенка-дошкольника /Под ред. М. И. Фонарева. М., 1975.
13. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения /Под ред. С. О. Филипповой. СПб., 2005.