Наталья Шевелева
«Весёлый мяч». Программа дополнительного спортивного дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа
«Весёлый мяч»
Направленность: физкультурно – спортивная
Уровень: обучающий
Возраст учащихся: 3-4 и 4-5 лет
Срок реализации: 2 года
Автор составитель:
Шевелева Наталья Анатольевна,
Педагог - организатор
2017 -2018 уч. год
Пояснительная записка
Направленность Программы: физкультурно – спортивная. Обучающий уровень.
Повышение эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно важно, так как именно в этом возрасте закладываются основы физического развития человека.
Публикация «„Весёлый мяч“, Программа дополнительного спортивного дошкольного образования» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
Особое место в системе физического воспитания дошкольников занимают действия с мячом. Мяч лидирует в царстве детской подвижной игры. Он притягивает и манит детей всех возрастов и разных физических возможностей, стимулирует их фантазию и двигательное воображение.
Игры и игровые упражнения с мячом — это разновидность активности детей и, вместе с тем, школа разнообразных умений и навыков.
В процессе действий с мячом у детей развивается умение ориентироваться в пространстве, координация движений. Дети учатся управлять своим телом, анализировать свои достижения, у них формируется «чувство мяча», которое включает в себя развитие глазомера, крупных и «ловких» мышц (мелкой моторики, умение регулировать статическое и динамическое напряжение. И конечно, ребёнок становится более ловким, сильным.
Игры с мячом — незаменимое средство и в подготовке к школе. Разнообразные манипуляции с мячом требуют контроля действий кисти руки, а её двигательная активность напрямую связана с развитием интеллекта. Владение мячом стимулирует формирование произвольности и самостоятельности — таких качеств личности, которые необходимы для саморегуляции любого вида деятельности.
Сегодня мяч многолик. Разные по размерам, материалам мячи позволяют ребёнку знакомиться с множеством вариантов движений: играть одному и в паре, тройке, выполнять броски, катать, отбивать, вести мяч.
Видовое разнообразие позволяет использовать мяч для поддержания активности.
У детей малоактивных интерес вызывают мячи больших размеров, которые стимулируют желание катать, ловить, бросать, выполнять действия, способствующие увеличению амплитуды движения.
Для гиперактивных детей больше подойдут набивные мячи, они требуют меткости и сосредоточения при выполнении движения. Благодаря таким заданиям ребёнок учится «останавливать» свой темперамент, соотносить «взрыв» действий с намеченной целью, которую ставит не взрослый, а он сам.
Мягкие сенсорные мячи приятны детям, подходят для любой игры и эффективны для работы с агрессией — в первую очередь тем, что безопасны при выполнении бросков, киданий, метаний и других упражнений для снятия напряжения. С ними играют даже застенчивые ребята.
Таким образом, игры с мячом оказывают неоценимую пользу для здоровья, интеллектуального и физического развития ребенка, а также общего эмоционального фона. Поэтому они занимают одно из главных мест в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками и стали основой для составления данной Программы.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы кружка являются:
o Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
o Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
o Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» N80 от 29.04.1999г. ;
o Приказ МО РФ и МЗ РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, РАО N2715/227/166/19 от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»;
o СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
o Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
o Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
Цель: оптимальная двигательная активность с учетом интеграции образовательных областей, направленная на охрану и укрепление физического и психологического здоровья дошкольников.
Задачи:
1. Оздоровительные:
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
• способствовать совершенствованию деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей.
2. Образовательные:
• знакомить детей с правилами и элементами различных спортивных игр, в том числе, баскетбола, волейбола и футбола;
• учить детей выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом (3-год обучения).
3. Развивающие:
• развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер;
• формировать простейшие технико-тактические действия с мячом:
бросание мяча вверх, прокатывание мяча в цель, перебрасывание и передача мяча друг другу, отбивание мяча от пола и о стену, бросание мяча в цель и вдаль до указанных ориентиров, забрасывание и забивание мяча в баскетбольное кольцо и в ворота;
и умение применять все эти навыки в игровой ситуации.
4. Воспитательные:
• формировать общую культуру личности ребёнка, в том числе ценности здорового образа жизни;
• воспитывать умение действовать в коллективе, соотносить свои действия с правилами, действиями товарищей.
Программа рассчитана на детей младшего (3 – 4 года) и среднего дошкольного возраста (4- 5 лет).
Организация и режим занятий.
Формы проведения занятий: в спортивном зале, с группой до 12 детей.
Четверг: 15.30 – 15.50, 15.55 – 15.15, 15.20 – 16.40
Продолжительность занятия 20 минут.
Используемый инвентарь: мячи разных диаметров – 20 см, 13 см, 9 см.
Срок реализации Программы: 2 года.
Принципы организации занятий.
психологический комфорт и безопасность образовательной среды:
- эмоциональное благополучие и безопасность жизни детей,
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
создание условий для личностного развития каждого ребёнка:
- умения применять в играх полученные двигательные навыки,
- поддержка инициативы ребёнка в выборе приёма достижения результата;
возможность для ребёнка проявить себя в самостоятельной и совместной (с другими детьми и педагогом) деятельности;
доступность предлагаемого спортивного оборудования;
от простого объяснения к более сложному, от показа к действию;
реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры.
Учебно-тематический план
(1 год обучения)
Календарный учебный график
(1 год обучения)
Учебно-тематический план
(2 год обучения)
Календарный учебный график
(2 год обучения)
Формы проведения итогов реализации программы:
творческий отчет педагога - руководителя;
итоговые занятия
Методическое обеспечение Программы:
1. Методические рекомендации по структуре занятий:
Вводная часть: упражнения на развитие кисти рук (см. Приложение 1).
Основная часть: упражнения с мячом, элементы спортивных игр, п/и, эстафеты с мячом (см. календарный учебный график).
Заключительная часть: упражнения на релаксацию и восстановление дыхания (см. Приложение 2).
2. Методические рекомендации по обучению дошкольников спортивным играм (см. Приложение 3).
3. Описание подвижных игр (см. Приложение 4).
4. Задачи:
4.1 первого года обучения:
- Формировать двигательные навыки у детей.
- Развивать точность и координацию движений, пространственную ориентировку, зрительную и слуховую ориентацию.
- Развивать физические качества ребёнка.
- Воспитывать положительные нравственно-волевые черты детей, умение принимать быстрые, разумные решения, соблюдать правила игры и поведения в спортивном зале.
4.2 второго года обучения:
- Формировать умение действовать с мячом, с целью подведения их к усвоению приёмов передачи, ловли, ведения и бросков мяча.
- Развивать основные физические и психические качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, точность, координацию, глазомер.
- Воспитывать умение взаимодействовать с товарищами: играть с мячом, не мешая другим детям, уступать друг другу мяч;
приучать слышать команду педагога и условный сигнал.
5. Описание методов и средств реализации Рабочей Программы:
Наглядные методы:
- демонстрация и показ способов выполнения упражнений с мячом, которому следует привлекать самих воспитанников.
Cловесные методы:
название упражнений, описания, объяснения, комментирование хода их выполнения, указания, распоряжения, вопросы к детям, команды, беседы, рассказы, короткие стихи (в играх).
Практические методы:
- выполнение движений (совместно – распределенное, совместно – последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение, повторение упражнений с изменениями и без, а также проведение их в игровой форме, в виде подвижных игр и игровых упражнений, и соревновательной форме.
Другие приёмы и средства:
- использование зрительных ориентиров и звуковых сигналов;
- использование дополнительного спортивного оборудования.
6. Максимальное вовлечение каждого ребёнка в обучающий процесс.
Материально-технические условия реализации программы:
1. Наличие отдельного помещения, соответствующего всем нормам и требованиям, согласно ФГОСам и СанПиНам.
2. Наличие необходимого и достаточного для каждого ребёнка количества резиновых мячей разных размеров: d - 20 см, 13 см, 9 см; а также - набивных мячей.
3. Дополнительное спортивное оборудование: обручи, кольца, ловушки, ворота, сетка, верёвка, кегли, мяч большого размера (фитбол-мяч, скамейки, игрушки.
4. ПК
Учебно-информационное обеспечение программы:
1. Электронный носитель – «Социальная сеть работников
образования» nsportal.ru https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/02/13/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-fizkulturno-sportivnoy
2. Сайт для воспитателей детских садов «Дошколёнок. ру» http://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma.html
3. Николаева Н. И. Школа мяча. М., 2008.