Кузнецова Кристина Александровна
Программа дополнительного образования детей по обучению конструированию и ручному труду
1.1. Пояснительная записка
Термин «конструирование» (от латинского слова CONSTRUERE) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.
Публикация «Программа дополнительного образования детей по обучению конструированию и ручному труду» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующую его функциональному назначению.
По своему характеру конструирование более сходно изобразительной деятельностью и игрой. Постройки и поделки служат для практического использования (для игры и украшения группы, комнаты, для подарка близким, поэтому должен соответствовать своему назначению.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет творческий характер.
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, умеющих находить собственные нестандартные решения, открыто высказывать и отстаивать смелые идеи, создать, а также адаптироваться к изменяющимся условиям. Разнообразные виды труда не одинаковы по своим педагогическим возможностям, их значения меняются на том или ином возрастном этапе. В старшей и подготовительной группах значимую роль начинает играть ручной труд с элементами творчества.
Программа представляет собой один из первых шагов в освоении детьми окружающего мира.
В учреждении как дополнительное образовательное пространство оборудован кабинет конструирования и ручного труда.
Его функциональная роль - обучающая, познавательная, практическая.
1.2. Формы и методы работы
Формы и методы работы с детьми разнообразны -экспериментирования, наблюдения, экскурсии, изготовление коллективных и индивидуальных поделок из бумаги, бросового и природного материала, организация выставок, соревнования.
Для развития творческих способностей детям предоставляется свобода выбора материалов, способов выполнения той или иной поделки, возможность развития комбинаторных умений, приобретение индивидуального стиля деятельности.
В создании, претворении в жизнь своих идей детям помогают модели и символические средства (схематический материал, таблицы, предметные и графические модели, позволяющие развивать познавательные и творческие способности.
1.3. Цели и задачи программы
Целью программы является не только овладение элементарными навыками ручного труда, но и развитие умственного и эстетического воспитания ребенка, развитие его творческих, технических способностей.
Задачи программы :
1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.
2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.
3. Развивать художественно-творческие способности детей.
4. Развивать эстетического восприятия художественного вкуса.
5. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек, панно-картин.
6. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала.
7. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов.
8. Продолжать развивать интерес к конструированию из объемных форм, способности детей к анализу и синтезу, способности комбинированию (игра «Сложи узор», «Занимательные кубики» Б. Никинтина)
9. Знакомить с новым видом плоскостного конструирования из серии «Мировые головоломки». Развивать:
- восприятие формы;
- способность выделять фигуру из фона;
- выделять основные признаки объекта;
- глазомер;
- репродуктивное и творческое воображение;
- зрительную моторную координацию;
- зрительный анализ-синтез;
- умение работать по правилам.
10. Воспитывать желание делать новые поделки, аккуратно, добиваться успеха.
11. Воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление помогать друг другу.
1.4.
Программа рассчитана на 1 учебный год детей 6-7 года жизни (подготовительная группа). Занятия проводятся один раз в неделю в вечернее время. Программа может корректироваться, дополнятся новыми темами.
Предлагаемая программа включает в себя небольшую теоретическую часть (наблюдения, экскурсии) и практические занятия. В технологии обучения широко применяются игровые приемы, дидактический материал, иллюстрированный материал, разнообразные схемы.
Результаты продуктивной деятельности детей можно отследить на организованных выставках детских работ, которые объединены одной тематикой.
Несколько раз в год организуются выставки детских работ по разнообразной тематике : «Осенние мотивы»; «Здравствуй, Новый год!»; «Подарки папам»; «Милой мамочке моей»; «Весна идет». Также проводятся соревнования по составлению узоров «Занимательные кубики». Кто быстрее соберет узор и по сбору головоломок.
материал для фона, деревянная
рамка, пуговка
Изготовление панно «Осенний
сад»
Деревянная рамка, картон,
1.6. сизофлор, декоративная сетка, засушенные розы и листья, ракушки, деревянные палочки, фольга, шерстяные нитки, сизаль, клей. 1 1
2 Ноябрь Работа с бумагой, картоном и бросовым материалом
Беседа. Знакомство с
2.1. разнообразным материалом, его сбор, классификация. 1 1
Изготовление избушки Бабы-Яги
из коробки, веток (для ног,
2.2. деревянных палочек, 1 1
пластмассовой пробки (для трубы, бусинок, клея ПВА, кошмы.
Ступы, из пластмассового
2.3. колпачка, деревянной шпажки, 1 1
клея ПВА, лесенки из спичечных коробков, бересты.
изготовление ёжиков из
пластмассовых колпачков,
2.4. цветной бумаги, подвижных глазок, плодов сушеной черемухи, акриловая краска, клея ПВА. 1 1
2.5. Создание композиции «Осенняя полянка» 1 1
Декабрь Изготовление елочных игрушек из
прищепок «Елочки», «Звезды». Деревянные прищепки, цветной картон, акриловые краски, подвижные глазки, гель с
2.6. блестками, клей ПВА. «Пингвины», «Снеговики» Деревянные прищепки, цветной картон, пряжа разных цветов около 10 - 15 см. клей ПВА, зубочистки. 2 2
2.7. Изготовление игрушек по готовым 2 2
шаблонам, выкройкам, по собственному замыслу «Дед мороз», «Снегурочка» Цветной картон, шаблон туловища, подвижные глазки, цветная бумага, фломастеры, клей ПВА.
Изготовление игрушек из конусов звери по деланию детей (лиса, белка, обезьяна, заяц, медведь и т. д.)
Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, подвижные глазки, фломастеры, гель с блестками.
3. Январь Конструирование из объемных конструкторов «Занимательные кубики»
Составление серии узоров СУт (буквы, цифры).
Составление серии узоров СУд 1-9 (придумывание своих узоров) Составление серии узоров СУд 10 - 18 (придумывание своих узоров) 3 3
4 Февраль Создание игрушек из бросового материала «Транспорт», «Зверята»
Зайчата из колпачков. Пластмассовые колпачки, акриловые краски, цветной картон, подвижные глазки, для хвоста кусок белой смятой бумаги, или комочек вата, фломастер, клей ПВА,
Забавные утята.
Акриловая краска разных цветов, пластмассовые колпачки, цветной картон, глазки, сизофлор, шерстяные нити, клей. Птичья семейка. Колпачки, пластмассовый или деревянный шарик, глазки, цветной картон, акриловые краски, клей, проволока, травянистое волокно, деревянные 3 3
бусы.
Пароход, лодка с парусом. Одноразовые тарелки, гофрированная бумага или гофрированный картон, цветной картон, фольга, пайетки, клей.
4.1. Март Изготовление поделок из вязаных шнурков Цветочная корзинка, Цветик -семицветик.
Вязанные цепочки из ниток разных цветов, цветной картон (для фона, клей, рамка. 2 2
4.2. Изготовление поделок из бумаги
способом плетения «Весеннее настроение» Цветной картон (для фона, полоски разных цветов, клей, рамка.
Корзинка маме в подарок. Полоски цветного картона, клей. 2 2
4.3. Апрель Изготовление поделок из бросового материала (пластиковые яйца)
Пасхальные зайчата, Кошачий квартет.
Пластмассовые яйца разного цвета, акриловые краски, цветной картон, тонкий фломастер, подвижные глазки, цветная проволока по 5-7 см. несколько отрезков, белые помпоны (для хвостиков зайцев) 2 2
5. Плоскостное конструирование
«Мировые головоломки» 1, 2 уровень
Головоломки Пифагора. Летчик. «Т» - образная головоломка. Волшебный квадрат. «Листик». Монгольская игра. «Арбис». Прямоугольники. 2 2
5.1. «Мировые головоломки» 3,4 уровень Архимедова игра. Волшебный 4 4
круг. Колоумбово яйцо. Пентамино. Вьетнамская игра. «Гексамино»
2 34 36
В течении года проводятся конкурсы, выставки соревнования по каждому разделу. «Осенние мотивы», «Сказочный лес». Конкурс поделок «Здравствуй новый год». Соревнование по объемному конструированию «Сложи узор». Выставка поделок к празднику «День защитника Отечества». Выставка поделок к празднику 8 Марта «Милой мамочке моей». Выставка поделок к празднику Пасхи. Организация выставки «Весна идет»
В конце года выставка работ для родителей воспитанников детского сада. «Вот, что мы умеем», Фотовыставки.
1.6. Список литературы
1. Л. А. Парамонова «Детское творческое конструирование», Москва 1999г.
2. Э. К. Гульяну, Г. А Широкова, И. Я. Базик «Поделки из природного материала в детском саду» Москва - Ростов-на-Дону, 2007
3. Е. К. Брыкина «Творчество детей в работе с различными материалами» Москва 1998
4. Н. В. Дубровская «Аппликации из природных материалов» Москва, Санкт-Петербург 2010
5. А. Гайбнер «Лучшие поделки» Москва 2008.
6. Корнелия Милан «Удивительная природа» Челябинск 2006.
7. Б. Никитин «Развивающие игры» Москва 1981
8. Ю. Л. Майорова «Поделки из природного материала» Н. Новгород 2010
9. А. В. Белоногова, О. Г. Жукова «Волшебная шнуровка» Москва 2008
10. Н. В. Дубровская «Чудесная тарелочка» Москва 2009