Ольга Попова
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ "Детский сад № 64 "Солнечный зайчик"
Программа дополнительного образования
"УМНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"
Руководитель: Попова Ольга Владимировна
2014-2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка. 3
1.2. Цели и задачи реализации Программы. 3
Публикация «Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики „Умные пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы. 4
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста. 4
1.5. Планируемые результаты освоения Программы. 5
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности. 5
2.2. Учебно-тематический план. 6
2.3. Мониторинг. 14
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы. 15
3.2. Регламент образовательной деятельности. 15
3.3. Региональный компонент. 16
3.4. Взаимодействие с родителями. 16
Приложения. 17
1. Целевой раздел
1. 1 Пояснительная записка:
Рабочая образовательная программа по физическому воспитанию детей 3-5 лет разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
• Федеральный Закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.11.2013г. № 1155);
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13).
Рабочая Программа разрабатывалась в учётом Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под ред. Т. С. Дороновой в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Рабочая образовательная Программа по образовательной области «Физическое развитие», раздел «Физическая культура» (далее - Программа) – это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования по разделу «Физическая культура», особенности организации физкультурно-оздоровительного процесса, характер оказываемых образовательных услуг.
Программа комплексная, предназначена для детей 3-5 лет, реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по направлению физического развития ребёнка. Она соответствует Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Основной образовательной программе МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик».
Программа содержит определенный подбор физических упражнений и игр для детей 3-5 лет, который может быть реализован в разных формах и видах двигательной деятельности в детском саду и дома.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является :
Разностороннее и гармоничное развитие ребёнка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи реализации Программы :
• Развивать основные физические качества (силу, гибкость, ловкость, выносливость, ориентировку в пространстве, равновесие) и умение рационально использовать их в различных условиях.
• Развивать тактильную чувствительность рук детей.
• Формирование у воспитанников произвольных координированных движений пальцев рук.
• Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Обеспечивать физическое и психическое благополучие.
• Приобщать детей к традициям Смоленщины посредством национальных пальчиковых игр.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.) .
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает две возрастные ступени физического и психического развития детей :
1) дети 3-4 лет;
2) дети 4-5 лет
Особенности физического воспитания и развития детей 3-4 лет.
К четырём годам дети хорошо владеют в общих чертах всеми видами основных движений, возникает необходимость в двигательной импровизации, но они ещё не умеют соразмерять свои силы и возможности. Убедившись в трудности выполнения какого-либо упражнения, ребёнок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь завершения, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий. Двигательная активность детей во многом обусловлена достаточно большим двигательным запасом и хорошей пространственной ориентировкой. Они стремятся к разным сочетаниям физкультурных пособий. Как чрезмерно подвижным, так и малоподвижным детям необходима помощь взрослого, который поможет показать разнообразные действия с пособиями: мячом, обручем, скакалкой и т. д. Важной задачей является формирование у детей положительного отношения к занятиям физическими упражнениями. Ребёнку трёх лет свойственна склонность к подражанию сверстникам, вместе с тем дети этого возраста более самостоятельны в выполнении упражнений.
Особенности физического воспитания и развития детей 4-5 лет.
На пятом году жизни движения ребёнка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. Появляется интерес к результатам движения. Потребность выполнять его в соответствии с образцом. Двигательная активность ребёнка этого возраста характеризуется соответствующими изменениями в основных движениях.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем.
Результатом дошкольного физкультурного воспитания должны стать - высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека, включающее в себя:
• эмоционально-положительное отношение детей к физическим упражнениям и играм, к закаливающим процедурам и действию оздоровительных сил природы, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня;
• начальные знания, познавательные интересы и способности детей в области физической культуры;
• нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики;
• начальные навыки школы естественных движений общеразвивающего характера, основ музыкально-ритмической грамоты, правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве, участвовать в коллективных действиях (играх, танцах, праздниках) проявлять культуру поведения, самостоятельность, организованность и дисциплинированность
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
Методическое обеспечение программы :
• Занятия по данной программе состоят из практической деятельности детей.
• Проводятся под руководством воспитателя.
Формы и методы обучения:
• Словесные – объяснение, беседа;
• Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
• Практические – игры, гимнастика, упражнения;
• Поисковые – поиск новых идей, материалов;
• Креативные – творческий подход.
Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:
• Ритмическая, корригирующая, логоритмическая гимнастика
• Динамические и оздоровительные паузы
• Релаксационные упражнения
• Хороводы, различные виды игр
• Занимательные разминки
• Пальчиковая гимнастика
• Дыхательная гимнастика
• Различные виды массажа
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
• Традиционные
• Игровые
• Круговые тренировки
• Познавательные
• Обучающие
• Занятия-путешествия
2.2. Учебно-тематический план
2.2.1. План кружковой работы во II младшей группе.
Октябрь
1. «У меня пропали руки», «Вышли пальчики гулять»
2. «Этот пальчик.», «Флажок»
3. «Про пальчики», «Спрячь в ладошки»
4. «Моя семья», «Стул» Цель: Учить детей подражать движениям взрослого.
Цель: Учить детей подражать движениям взрослого.
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Ноябрь
1. «Руки в стороны», «Стол»
2. «Улей», «Пальчики загорают»
3. «Пальчик - мальчик», «Очки»
4. «На лужок», «Лодочка» Цель: Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать хватательные движения, совершенствовать внимание.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Декабрь
1. «Раз, два, три, четыре, пять», «Бинокль»
2. «Черепашка», «Пальчики здороваются»
3. «Пять пальцев», «Погладим котёнка»
4. «Человечек», «Мы рисовали» Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать силу руку укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, совершенствовать внимание, память.
Январь
1. «Стирка», «Цепочка»
2. «Повстречались», «Зайчик»
3. «Пирожки» «Домик»
4. «Прятки», «Корни деревьев» Цель: Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Февраль
1. «Бумажные снежки», «Музыканты»
2. «Дом», «Ёлка»
3. «Шарик», «Труба»
4. «Мышка», «Пароход» Цель: Развивать тактильную чувствительность рук.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Март
1. «Коза», «Скворечник»
2. «Лошадка», «Разминка»
3. «Покорми лошадку», «Краб»
4. «Петушок», «Птенчики в гнезде» Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать дифференцированное движение пальцев рук
Цель: Развивать координацию движений рук, совершенствовать внимание, память.
Апрель
1. «Березка», «Птички»
2. «Птичка пьёт водичку», «Козочка»
3. «Заиньки», «На мельнице»
4. «Мышка», «Дом и ворота» Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Цель: Развивать силу руку укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Цель: Развивать координацию движений рук, совершенствовать внимание, память.
Май
1. «Замок открываем», «Надо спать»
2. «Дождик и солнце», «Спрячь орешек»
3. «Ладушки-ладошки», «Мишка косолапый»
4. «Как живёшь?», «О левой и правой руке» Цель: Развивать тактильную чувствительность рук.
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Цель: Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Цель: Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
2.2.2. План кружковой работы в средней группе.
Октябрь
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Ручки греем"
Игра "Пальчики".
"Закрась круги" Развивать тонкие движения пальцев.
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Закрепить знание геометрических фигур.
1.94
2.5
2. Самомассаж рук - "Добываем огонь"
Игра "Как зовут пальчики".Закручивание и раскручивание крышек на бутылках" Стимулировать тактильные ощущения.
Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Развивать словарный запас.
1.95
3. Самомассаж рук - "Стряпаем"
Игра "О левой и правой руке".
"Закрась квадраты"
Нормализовать мышечный тонус.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие.
1.88
2.5
4. Самомассаж рук - "Крепко пальчики сожмём"
Игра "Котятки".
"Игра с прищепками" Формирование произвольных координированных движений пальцев рук.
Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Способствовать развитию речи у детей.
1.87
Ноябрь
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Зажигалка"
Игра "Идём в гости".
"Дорисуй у цветочка серединку" Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать точность и координацию движений рук и глаз.
Развивать внимание и память.
1.86
2.3
2. Самомассаж рук - "Мельница"
Игра "Как живёшь?"
"Сортировка мелких предметов" Развивать сенсомоторную координацию.
Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям.
1.85
3. Самомассаж рук - "Точилка"
Игра "Угощение гномов". "Дорисуй у яблока листик" Развивать ритмичность и гибкость рук.
Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие.
1.85
2.3
4. Самомассаж рук - "Точим нож"
Игра "Ладушки-ладошки".
"Собери спички в коробок" Развивать тонкие движения пальцев.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Способствовать развитию речи у детей.
1.80
Декабрь
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Пила"
Игра "Белка".
"Разложи фасоль по цвету" Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Развивать координацию движений рук, совершенствовать внимание, память.
1.82
2. Самомассаж рук - "Надеваем браслеты"
Игра "В лесу
"Закрась спрятанные фигуры" Формирование произвольных координированных движений пальцев рук.
Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Развивать творческие способности.
1.87
2.4
3. Самомассаж рук - "Пружинка"
Игра "Гроза".
"Выложи лесенку из счетных палочек" Нормализовать мышечный тонус.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
1.88
4. Самомассаж рук - "Человечки"
Игра "Мышиная семья".
"Закрась треугольники" Развивать ритмичность и гибкость рук.
Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие.
1.89
2.3
Январь
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Пружинка"
Игра "Кошка и горшок с молоком".
"Нанизывание пуговиц" Развивать тонкие движения пальцев.
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Развивать внимание и память.
1.91
2. Самомассаж рук - "Кошка"
Игра "Заяц и кочан капусты
"Нарисуй такие же фигурки" Стимулировать тактильные ощущения.
Совершенствовать умение согласовывать движение рук и речь.
Закрепить знание геометрических фигур.
1.92
2.7
3. Самомассаж рук - "Человечки"
Игра "Васька".
"Выложи ёлочку из счетных палочек" Нормализовать мышечный тонус.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Развивать словарный запас.
1.93
Февраль
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Павлин"
Игра "Десять птичек - стайка".
"Слепи из пластилина знакомые цифры" Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать точность и координацию движений рук и глаз.
Развивать творческие способности.
1.105
2. Самомассаж рук - "Человечки"
Игра "Дождик
"Соедини картинки линиями" Развивать сенсомоторную координацию.
Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям. 1.107
2.16
3. Самомассаж рук - "Покатай карандаш"
Игра "Дружба".
"Выложи из счетных палочек заборчик" Развивать ритмичность и гибкость рук.
Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие.
1.107
4. Самомассаж рук - "Моторчик"
Игра "Пальчики уснули". "Продолжи линии" Развивать тонкие движения пальцев.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Развивать внимание и память.
1.107
2.26
Март
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Кулак, ребро, ладонь"
Игра "Мы на пальчиках считали".
Оригами -"Лягушка" Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Развивать координацию движений рук. Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям.
1.105
2. Самомассаж рук - "Ухо - нос"
Игра "Непослушная считалка "Продолжи линии" Формирование произвольных координированных движений пальцев рук.
Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Совершенствовать умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
1.108
2.27
3. Самомассаж рук - "Симметричные рисунки"
Игра "Наши пальцы". "Выложи из счетных палочек домик" Нормализовать мышечный тонус.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Развивать словарный запас.
1.156
4. Самомассаж рук - "Колечки"
Игра "Спляшем".
"Дорисуй дождик" Развивать ритмичность и гибкость рук.
Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие.
1.128
2.29
Апрель
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Кулачки"
Игра "Моя семья". "Собери семечки" Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать точность и координацию движений рук и глаз.
Развивать творческие способности.
1.124
2. Самомассаж рук - "Моем руки"
Игра "Чайник
"Обведи и раскрась фигурки" Развивать сенсомоторную координацию.
Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям.
Закрепить знание геометрических фигур.
1.125
2.31
3. Самомассаж рук - "Стряхиваем водичку с рук"
Игра "Паучек".
Нанизывание трубочек" Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать точность и координацию движений рук и глаз.
1.130
4. Самомассаж рук - "Вытираем руки"
Игра "Утро настаёт". "Заштрихуй фигурки линиями" Развивать тонкие движения пальцев.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям.
1.132
2.30
Май
Упражнения Задачи Литература
1. Самомассаж рук - "Фонарики"
Игра "Ветер".
"Сортировка мелких предметов" Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать точность и координацию движений рук и глаз.
1.133
2. Самомассаж рук - "Бодание кулочками"
Игра "Гвозди
"Нарисуй такие же фигуры" Развивать сенсомоторную координацию.
Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям.
1.135
2.32
3. Самомассаж рук - "Человечки"
Игра "Мои вещи".
"Нанизывание бусин" Развивать ритмичность и гибкость рук.
Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие.
1.135
4. Самомассаж рук - "Бусинки - горошки"
Игра "Пальчики". "Проведи линии" Развивать тонкие движения пальцев.
Развивать координацию движений рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Развивать словарный запас.
1.136
2.28
2.3. Мониторинг
Перед началом своей работы провела диагностическое обследование с целью выявить уровень состояния развития мелкой моторики рук детей.
Диагностику проводила с помощью следующих упражнений:
1. упражнение «Спрячь в ладошки»,
2. сминание бумаги в кулаке.
3. потирание кулачков,
4. упражнение «Пальчики здороваются»
Критерий состояния развития мелкой моторики рук разделила на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 61% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 39% - средний.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Вид помещения:
Помещение в группе - мини центр "Физкультура".
Функциональное использование:
Кружковая работа, расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.
Оборудование:
Наглядно-дидактический материал, музыкальный центр, диски "Пальчиковая гимнастика", пуговицы, прищепки, крышки, счетные палочки, спички, бусинки, шишки и другие мелкие предметы, цветные карандаши, пластилин.
3.2. Регламент образовательной деятельности.
Срок реализации программы - 2 года.
Расписание занятий кружка
Четверг/пятница - во второй половине дня
Занятия проводятся с октября по май следующего года
Одно занятие в неделю.
В течении учебного года - 32 занятия.
Общая продолжительность занятий в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями СанПиН составляют:
- во II младшей группе - 15 минут
- в средней группе - 20 минут
Занятия проводятся по подгруппам, в которые входит по 14-15 детей.
3.3. Региональный компонент
На Руси с давнишних времен от поколения к поколению передавались былины, сказы и пословицы, песни и притчи, припевки и прибаутки. Всё это позже стали называть устным народным творчеством. В своей работе использую колорит родной русской речи, смоленских говоров. Этим самым я как бы строю мосток, перебрасываемый от веков прошлых к дням настоящим, раскрываю связующие нити предков с ныне живущим поколением.
3.4. Взаимодействие с родителями.
Взаимоотношения с родителями строятся на основе родительского договора.
Процесс физкультурно-оздоровительной совместной работы с семьей включает:
1. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
2. Результаты диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития доводятся до сведения каждого родителя. Отмечаются сильные и слабые стороны развития, намечаются пути оказания помощи в укреплении здоровья, физического развития и дальнейшего его совершенствования. К разговору с родителями привлекаются медицинские работники детского сада.
3. Обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика и т. д.) .
4. Ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Работа по просвещению родителей проводится на основании опроса.
В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств:
• информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации;
• устные журналы с участием различных специалистов;
• «открытые дни» для родителей с просмотром занятий;
• физкультурные досуги и праздники с участием родителей;
Приложения
1. Литература:
• Черенкова Е. Ф. "Оригинальные пальчиковые игры" 2007 г.
• Гаврина С. Е. Кутявина Н. Л. и др. "Тесты для детей. 4 года" Часть 1, 2014г.
• Журнал "Дошкольное воспитание" № 5 2015 г.
• Кольцова М. М. "Ребёнок учится говорить" 2006 г.
• Рузина М. С. "Пальчиковый игротренинг" 2006 г.
• Дмитриева В. Г. "Альбом по развитию мелкой моторики" 2015 г.
• Мишин А. "Сказки смоленского края" 1991 г.
2. Ведомости на получение согласия родителей детей, получающих дополнительное образовательные услуги