Ольга Яньшина
Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры
Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Перед нами серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.
Публикация «Профориентация дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности.
Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.
Сюжетно-ролевые игры – это одни из самых любимых игр у детей. Ведь в игре можно стать кем угодно – врачом, парикмахером, водителем, мультипликационным или сказочным героем. Сюжетно-ролевые игры отлично подходят как для детей 2-3 лет, так и для детей старше.
Ролевая игра подразумевает, что главную роль возьмет на себя ребенок. Малыш совершает поступки, представляя, что он уже взрослый. Конечно, в три года ребенку еще трудно принимать на себя роль. Поэтому здесь необходима помощь взрослого. Намного проще ребенку будет принять роль, если у него будут характерные атрибуты для выбранного героя. Только при их выборе не надо забывать, что это должны быть атрибуты знакомых ребенку профессий : для игры в доктора, парикмахерскую, продавца, дочки-матери. В более старшем возрасте на первый план в игре уже выходит характер персонажей и их взаимоотношения. Например, доктор может быть добрым и веселым, мама строгой, а дочка непослушной. Вы можете предложить ребенку сыграть в «Детский сад».
Кроме традиционных сценариев (семья, магазин, больница, парикмахер, продавец) в сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии. Например, многие дети путешествуют с родителями с самого раннего возраста. Поэтому ребенку можно соорудить поезд, к примеру, из подушек и повезти маму, папу, брата и зверушек отдыхать в горы или на море. А можно соорудить самолет из стульев и стать пилотом.
Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.
Роль взрослого в игре может быть различной: мы можем быть прямыми участникоми игры, советчикоми, помощникоми и т. п. Но во всех случаях, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, мы должны влиять на содержание игр, создавать условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Мы (взрослые)помогаем детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи.
В играх мы изучаем каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следим за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка- дошкольника.
Для развития содержания сюжетно-ролевых игр в нашем детском саду проводится большая работа. Это:
1. Проведение экскурсий
2. Организация встреч с людьми разных профессии.
3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.
5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.
6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.
7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любая профессия должна приносить радость и самому человеку и окружающим людям.
А так как сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых, то хочется закончить словами К. Д. Ушинского
«В игре дитя живёт,
и следы этой жизни остаются в нём глубже,
чем настоящая жизнь».