Ирина Архипенкова
Профилактика социального «семейного неблагополучия» (консультация педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
семейного неблагополучия
В современном российском обществе научные исследования приводят факты снижения внимания к семье, семейному образу жизни, семейной политике. Данные ценности не воспринимаются государством в числе приоритетных направлений и, как следствие, в этой сфере нарастают негативные тенденции: значительный рост семейного насилия, социального сиротства, одиночно-холостяцких настроений, увеличение числа альтернативных форм брака и родительства без юридического оформления, разводов и малодетных семей.
Публикация «Профилактика социального „семейного неблагополучия“ (консультация педагогов)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Исследователи приходят к выводу, что этому способствуют причины неумения родителей воспитывать собственных детей и у каждого они свои и разные. Более типичные случаи выделяет И. В. Крупина:
• Однодетность семьи приводит к тому, что дети не вырабатывают навыков общения.
• Не передаётся из поколения в поколение опыт по обучению и воспитанию детей.
• Утрачиваются традиции народной педагогики, которые воспитывали бы здоровый образ жизни и здоровый образ мыслей.
• Социальные и экономические трудности снижают уровень положительного внутрисемейного настроя и не способствуют созданию благоприятных условий для полноценного семейного воспитания и обучения детей.
• Низкий уровень интереса родителей к психолого-педагогической литературе, их недостаточная информированность и педагогическая неподготовленность.
Этих и ряда других причин достаточно чтобы понять, что необходимы семейная политика, которая укрепляла бы положение семьи в обществе, обеспечивала социально-правовую защиту проблемных семей, помогала бы осознать ответственность родительства в воспитании детей, изменить отношение к собственному образу жизни, своему здоровью, и подготовленные кадры, способные квалифицированно и профессионально взаимодействовать с семьёй.
Успех в профилактике социального благополучия зависит от партнёрского взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми.
Категории «социально неблагополучных» семей
Семья считается неблагополучной, если родители:
• не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;
• не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);
• отрицательно влияют на их поведение;
• жестоко обращаются со своими детьми;
• страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;
• создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей).
Неблагополучные семьи. К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.
В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.
Конфликтная семья (до 60% распространения) – это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной крышей, где часты семейные скандалы и т. д.
Аморальная семья – криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает:
жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми, вовлечение детей в криминальную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркотиков;
невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспечению ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;
торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.
Дезорганизация семьи. Дезорганизация семьи – невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.
Две следующие категории семей объединяют дефекты воспитания в семье:
педагогически несостоятельная семья – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; нежеланием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;
асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обстановке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т. д.
Известный американский социолог У. Дж, Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».
Главные формы семейной дезорганизации по У. Дж. Гуду:
неполная семейная группа, незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;
распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;
семья как «пустая оболочка», когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;
семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны, землетрясения, депрессии);
внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.
Факторы, скрепляющие семью:
эмоциональная близость;
физическая близость;
совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей;
юридическая фиксация брака;
духовная близость и освещение брака церковью.
Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка». Она отмечается у 60% всех семей, когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной близости.
Основная задача образования - дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Цель социально-педагогической деятельности - создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
• изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
• выявление причин возникновения у учащихся
o проблем в обучении,
o проблем в поведении,
o правонарушений, и принятия мер по их устранению;
o оказание помощи и поддержки воспитанников и их семей, относящимся к различным категориям социальной незащищённости (из неблагополучных семей, воспитанник, находящиеся под опекой, воспитанник-инвалиды, малообеспеченных семей).
Особое внимание приходится уделять неблагополучным семьям, которые имеют часто целый комплекс проблем.
Поэтому для эффективного решения поставленных задач необходимо взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом и социальными службами города.
Внутри ДОУ необходимо организовать совместную работу с администрацией, психологом. При необходимости с вопросами по социально-педагогической деятельности можно организовать выступления на педсовете. Одна из функций – быть посредником во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения с вкючением специалистов различных служб города, оказывающих помощь ребёнку и семье.
Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних осуществляется планомерная систематическая работа по следующим направлениям:
- совместные рейды в неблагополучные семьи, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа;
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних (совместные беседы с инспектором, круглые столы, выступления на родительских собраниях).
Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию и УВД приходится обращаться в ситуациях, требующих дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей и в тех случаях, когда социально-педагогические меры не имеют положительного результата.
Действия сотрудников образовательных учреждений.
В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка, тел. 5-32-91; ММО ПДН тел. 2-47-00, 02; МОУО тел. 2-42-93 (Торгашева Светлана Викторовна);
3) специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
4) по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству;
5) руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.