ТАТЬЯНА БУДАНОВА
Конспект тренинга для педагогов «Профилактика психоэмоционального выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие №1
Цель: создание в группе педагогов спокойной атмосферы и мотивации к дальнейшей работе.
Содержание занятия:
Упражнение «Наши ожидания»
Цель: выявление ожиданий участников. Корректировка запроса.
Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник записывает свои ожидания в правой колонке на листке)
Что Вы готовы вложить в тренинг? (Каждый участник записывает в правой части листа свой вклад в тренинг)
Участники по кругу зачитывают свои ожидания от тренинга и вклад.
Публикация «Конспект тренинга для педагогов „Профилактика психоэмоционального выгорания“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
То, что мы с Вами записали, безусловно, может изменяться на протяжении всего тренинга. Возможно, вы получите то, чего не ожидали. Многое также будет зависеть от вашей активности. В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания.
Упражнение «Порядковый счет»
Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «1» и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «2» и т. д.
Мини лекция.
Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно. Проходит три стадии:
1 стадия - на уровне выполнения функций произвольного поведения: забывание каких-то моментов, провалы в памяти, обычно на эти первоначальные симптомы мы редко обращаем внимание, называя это в шутку “девичьей памятью”, “склерозом” (3-5 лет)
2 стадия - наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, не хочется видеть тех, с кем общается педагог по роду деятельности, “неделя длится бесконечно”, человек заводится, как говорят с полуоборота, “мертвый сон без сновидений”, апатия к работе и всему окружающему к концу недели (5-15 лет)
3 стадия - полная потеря интереса к работе, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил, человек стремится к уединению (от 10-20 лет)
Выделяют следующие симптомы:
Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы :
Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы:
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Упражнение «Бутылочка»
Вся группа садиться в круг, в центр которого педагог-психолог кладёт стеклянную бутылочку. Один из участников выходит в центр круга и говорит задание: «Тот, на кого сейчас укажет булка, должен будет нам рассказать, каким было его первое впечатление обо мне» (чем он особенно гордиться, кто мешает ему своим присутствием, пришёл ли он сюда по собственному желанию и т. д.) задания могут включать в себя не только просьбы рассказать, но и показать.
Упражнение «Ассоциации»
Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа” (задание выполняется по кругу)
Упражнение «5 профессиональных качеств»
Участникам предлагается подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.
Психолог.
Отработав много лет в детском саду, педагоги начинают чувствовать, что они начинают опустошаться, т. е. «терять счастье». Происходит это от того, что каждый день вы отдаете частичку себя другим. Наши души, как наполненные сосуды, по мере пользования ими, имеют свойство опустошаться. Предлагаю послушать древнюю притчу.
Древняя притча «Счастье»
Господь слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Господь, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно -
С тобою быть хотим навечно!
Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ -
В чем счастье? Есть оно, иль нет?
Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье - чьих-то рук творение…
Вопрос для обсуждения:
Скажите, почему Бог положил в ладонь оставшийся кусок глины?
Как вы думаете: Счастье - чьих рук творение?
Все ваши мысли верные. Мы с вами сами творцы своего счастья. И перед нами стоит нелегкая задача, сделать счастливыми не только себя, но и свою семью и своих воспитанников.
Рефлексия
Какие у Вас были ожидания от сегодняшнего тренинга? Какой вклад Вы внесли для их реализации? Реализовались ли Ваши ожидания?