Лариса Казанцева
Консультация «Проблема раннего выявления семейного неблагополучия»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на безнадзорность детей – главная задача в работе инспектора по охране детства. Пьянство, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей.
Публикация «Консультация „Проблема раннего выявления семейного неблагополучия“» размещена в разделах
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года, мною, как общественным инспектором по охране детства, составляется социально-педагогическая характеристика детей. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников чаще всего использую такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Ежедневно работаю с детьми и по внешнему виду ребенка, и по его поведению. По этим критериям также выявляла признаки неблагополучия.
Так в прошлом году, в мл. гр. мною был замечен ребенок из неполной семьи Матвей Б., которого приводила в д\с мама неопрятным, неухоженным, часто неумытым и даже без нижнего белья (трусиков). У него был утомленный, сонный вид. Играя на ковре со сверстниками, он мог уснуть. Я ознакомилась с медицинской картой Матвея и выяснила, что он является ребенком с ограниченными возможностями здоровья и имеет много сопутствующих основному диагнозов. Мальчик отстает в речевом и моторном развитии. Часто проявляет агрессию и импульсивность к другим детям, поэтому имеет проблемы во взаимоотношениях с ними.
В работе с этой семьей мною были использованы следующие приемы:
-Беседа, которую я построила по плану:
1. Что я хорошего могу сказать о Матвее, чтобы расположить к себе маму, привлечь ее в союзники.
2. Что меня беспокоит в Матвее.
3. Каковы причины этого беспокойства на взгляд мамы.
4. Какие совместные меры можно предпринять.
-Посещение семьи с целью выявления бытовых условий, в которых живет ребенок, анализа санитарно-гигиенической обстановки, условий организации питания ребенка, наличия места для сна, обеспеченности сезонной одеждой и обувью, какие игрушки есть у мальчика, какие книжки мама ему читает.
-Убеждение. Я разъясняла и доказывала маме, что ребенок должен быть чистым и опрятным, иметь носовой платок и запасную чистую одежду в шкафу, соблюдать режим дня, чтобы ребенок не плакал утром и был бодрым, с хорошим настроением.
-Моральная поддержка. Старалась поддержать Матвея, чтобы он не чувствовал себя лишним в коллективе малышей.
-Вовлечение в интересную деятельность. Предложила изготовить совместную поделку на конкурс «Мастерская Деда Мороза». Мама с Матвеем сделали замечательного снеговика из природного материала и получили грамоту за участие.
-Часто давала советы по преодолению сложных жизненных ситуаций (поиск жилья, работы)
-Семья получила консультации логопеда и психолога детского сада.
Мама стала посещать родительские собрания и утренники, совместные мероприятия. Сейчас Матвей посещает среднюю группу нашего детского учреждения. Конечно, до решения всех проблем еще далеко, но работа с этой семьей продолжается.
Таким образом, основные усилия своей работы я направляю на то, чтобы риск отрицательного влияния на ребенка в неблагополучной семье стал минимальным. Считаю своим долгом проводить работу, направленную на изменение поведения родителей, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. В любом случае, мои действия вместе с другими специалистами детского сада направляются на соблюдение права ребенка жить в семье.