Эльвира Олту
Семинар «Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-тренинга
«Профилактика эмоционального выгорания
и поддержка психического здоровья педагогов»
Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогического коллектива МБДОУ № 42 «Рябинка».
Задачи:
• Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;
• Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
• Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;
Публикация «Семинар „Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
• Снятие эмоционального напряжения;
• знакомство и овладение техниками и приемами стабилизации эмоционального состояния педагогов
Ход занятия
1. Упражнение-разминка
Педагоги сидят в кругу. Педагог-психолог в качестве ведущего-тренера всех приветствует.
Добрый день! Я рада вас всех видеть. Для того, чтобы немного размяться, я предлагаю поиграть в игру «Поменяйтесь местами те, кто…» (с глубыми глазами, одет в платья, отдыхал на море в прошлом году и т. д.).
2. Упражнение-знакомство.
Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.
Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч, и называя своё имя, а также слово на первую букву имени, отражающее настроение или характеризующее вас (например, Светлана - самостоятельная).
3. Постановка целей и задач, принятие правил
Для того, чтобы наше общение было эффективным, предлагаю в процессе тренинга соблюдать следующие правила:
• Поднятой руки;
• Обратной связи;
• Право ведущего.
Также необходимо быть активным и придерживаться временных рамок.
Наш сегодняшний тренинг посвящён теме «Профилактика синдрома эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов».
4. Дискуссия (мозговой штурм) + арт-игра «Зазеркалье»
Как вы думаете, что такое синдром эмоционального выгорания?
После предложенных вариантов ответа педагоги делятся на команды, и им предлагается творческая игра, в которой нужно изобразить на одной половине ватмана эмоционально выгоревшего педагога, а на второй – трудоспособного позитивного сотрудника. А также визуально метафорически изобразить факторы, повлиявшие состояние одного и другого.
Каждая команда презентует свой рисунок и в процессе подводится резюме, какие причины влияют на возникновение эмоционального выгорания.
Давайте познакомимся и соотнесем со своим актуальным состоянием 10 основных признаков эмоционального “ выгорания” по Е. Малеру:
• истощение, усталость;
• бессонница;
• негативные установки;
• пренебрежение исполнением своих обязанностей;
• увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
• уменьшение аппетита или переедание;
• усиление агрессивности (раздражительность, гневливости, напряженности);
• усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
• чувство вины;
• переживание несправедливости.
Теперь ознакомимся с результатами проведенного анкетирования на определение уровня эмоционального опустошения. Результаты исследования педагогов в количестве 23 чел. МБДОУ № 42 «Рябинка» (Приложение 1) нам показали, что:
у 4,5% сотрудников низкий уровень эмоционального опустошения
у 59,09% - средний уровень
у 36,4% - высокий уровень
Затем, исходя из изображенных каждой командой факторов, влияющих на наше эмоциональное состояние, объединим их в группы:
• Личностные;
• Организационные;
• Социальные
Обсудим, где человек может черпать ресурсы для восстановления. Приходим к выводу, что это:
1. Близкие люди (семья);
2. Работа;
3. Интересы, увлечения, хобби;
4. Друзья.
Поскольку психоэмоциональное состояние не должно достигать критических значений, мы с вами познакомимся со способами профилактики эмоционального выгорания, а также овладеть приемами и техниками, которые позволят поддержать ваше психическое здоровье.
5. Практическая часть
Упражнение «Лимон»
Все мы знаем, что болезни души неотделимы от болезней тела. Спутник стресса - это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «Мышечный панцирь» образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.
Чтобы научиться справляться с такими зажимами, мы проведем упражнение «Лимон» (включается спокойная музыка Григ «Утро»). Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Молодец!»
Существуют разные способы эмоциональной саморегуляции. Один из них, это поддержка/доброта (как вар-т, возможность высказывать комплименты, хвалить кого-то просто так) Мы с вами научимся это делать в упражнении «Молодец!»
Инструкция: разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец!». Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте друг друга.
Также есть способы психофизической регуляции. К ним относится музыкотерапия. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Ученые определяют музыкотерапию как средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы
Различают три основные формы музыкотерапии: рецептивную, активную, интегративную.
• Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.
Именно с этим способом мы сегодня познакомимся.
(включается классическая музыка Штраус «Голубой Дунай»). Уважаемые участники, расслабьтесь, примите удобное положение, закройте глаза. Зафиксируйте, какие образы приходят к вам во время этой композиции, следите за своими ощущениями.
После прослушивания проводим рефлексию. Каждый делится своими впечатлениями.
Упражнение «Аффермации»
Положительный настрой – неотъемлемая часть профилактики эмоционального выгорания. Для того, чтобы научиться настраиваться, необходимо размышлять о хорошем, приятном, находить возможность себя хвалить, вооружиться позитивными установками. Для этого мы проведем упражнение под интересным названием «Аффермации» (Приложение 2, что означает «позитивные утверждения».
Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка. Далее мы зачитаем их вслух и сделаем их как бы своим девизом на каждый день. Какие у вас ощущения от этого упражнения? ( Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой)
Упражнение «Источник»
Ни для кого не секрет, что вода – это проводник как положительной, так и отрицательной энергии. И человек, как известно, тоже состоит из воды, поэтому этот «проводник» циркулирует и в нас. Чтобы научиться с ним работать и заряжать себя энергией, которая нам необходима каждый день, мы познакомимся и закрепим упражнение «Источник».
Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. "Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется".
Как вы себя ощущаете в данный момент? Появилось ли что-то новое в вашем самочувствии после этого упражнения?
Итоги
Итак, мы с вами познакомились и научились упражнениям, которые помогут нам не просто избежать эмоционального выгорания, но и научиться чувствовать себя хорошо в повседневной рабочей обстановке. Какие выводы мы можем сделать в конце нашего занятия? (участники высказываются).
Я, в свою очередь, желаю вам заботиться о своем психическом здоровье и не доводить уровень психических нагрузок до критических.
Наше занятие окончено. Я попрошу вас выразить свои мысли и ощущения по поводу данного тренинга в анкетах (Приложение 3, которые я вам сейчас раздам.
Всем спасибо за внимание!
Провела тренинг и составила конспект педагог-психолог МБДОУ №42 «Рябинка Темерханова Э. В.