Елена Мигунова
Профилактика синдрома профессионального «выгорания»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений работы педагога - психолога является взаимодействие с педагогами. Профессия педагога требует высокого эмоционального напряжения. В результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них, педагог может испытывать чувство опустошенности и усталости. Одной из наиболее распространенной проблемой к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Публикация «Профилактика синдрома профессионального „выгорания“» размещена в разделах
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. С одной стороны педагогическая деятельность предъявляет достаточно много требований к человеку, профессия педагога сочетает в себе множество ролей, что позволяет педагогу развиваться, изменяться и открывать новые грани своей личности, но с другой стороны такая разноплановость способствует развитию стресса.
Необходимо осознавать, что стресс может играть как конструктивную роль в жизни человека, мобилизуя его энергию в сложной ситуации, так и деструктивную, снижая эффективность его деятельности.
Поэтому важно оценить ситуацию, что бы было время спокойно подумать, о том, как сделать работу более комфортной. Чтобы она приносила радость и была эффективной.
В настоящее время синдром профессионального выгорания включает более 100 симптомов и его развитие имеет свои стадии:
Первая стадия – эмоциональное истощение.
Связана с возникновением чувства эмоционального опустошения, чувства усталости «как я от всего устала», «надоело все», постепенное развитие негативных установок в отношении себя, работы, с кем приходится работать: ученики, воспитанники, клиенты и др. Важным проявлением является постепенное нарастание недовольства собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающееся безразличие и апатия.
Вторая стадия – деперсонализация.
Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. Возникает нарушение взаимоотношений с людьми. Появляющиеся негативные установки могут вначале иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое временами вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Следует отметить, что определенный уровень деперсонализации является необходимым механизмом психологической защиты.
Третья стадия – редукция личных достижений или сокращенная профессиональная реализация.
Проявляется в чувстве снижения собственной компетентности в своей работе, негативном самовосприятии, уменьшении ценности своей деятельности, некомпетентности. Следует учитывать возраст и этап становления педагога в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодого специалиста некоторой недостаточности своих знаний и умений. Это естественно, обуславливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости, что свидетельствует о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности.
Приоритетом профилактики синдрома профессионального выгорания является создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья – освоение и раскрытие ресурсов личности, поддержку и помощь в самореализации собственного жизненного предназначения.
В психологической профилактике «выгорания» можно выделить два основных направления: просвещение и тренинги, направленные на развитие личностных ресурсов противодействия «выгоранию» которые я использую в работе с педагогическим составом ДОУ, а также провожу опрос с помощью «Опросника на выгорание MBI, адаптированного Н. Е. Водопьяновой».
В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья коллектива ДОУ были проведены следующие мероприятия:
- Консультация для педагогов ДОУ: «Психологический климат в коллективе»
- Беседа для педагогов ДОУ: «Многоликий стресс»
- Практическое занятие: «Хорошее настроение – залог здоровья»
- Мастер-класс: «Уроки здоровья – БОС»
- Тренинг: «Позаботьтесь о себе».
Качества, помогающие избегать профессионального выгорания
• Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни)
• Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях
• Высокая мобильность
• Открытость
• Общительность
• Самостоятельность
• Способность формировать и поддерживать в себе позитивные оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще
Рекомендации:
• Определение краткосрочных и долгосрочных целей;
• Использование «тайм-аутов»
• Профессиональное развитие и самосовершенствование;
• Уход от ненужной конкуренции;
• Эмоционально-личностное общение;
• Поддержание хорошей физической формы;
• Умение распределять свою нагрузку;
• Возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;
• Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение)
Упражнения и техники самоуправления эмоциональным состоянием:
• Упражнение «Стратегия самопомощи»
• Упражнение «обещание самому себе»
• Самоприказ
• Самопрограмирование
• Самоодобрение
• Саморегуляция
Способы:
• Смех, улыбка, юмор
• Размышления о хорошем и приятном
• Различные движения типа потягивания, расслабления мышц
• Наблюдение за пейзажем за окном
• Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных и дорогих для человека веще
• Мысленное обращение к высшим силам (Бог, Вселенная, Великие идеи)
• Купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах
• Вдыхание свежего воздуха
• Чтение стихов
• Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
• Хобби
Памятка для педагогов «Формула на сегодня»
• Именно сегодня!
• Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает
• Я позабочусь о своем организме
• Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума
• Я ко всему буду доброжелательно настроен
• Я намечу программу своих дел
• Я буду любить и верить, что те, кого люблю я, любят меня
Итак, Ваш лучший день сегодня!
Литература:
1. Вачков И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябко. - СПб. : Речь, 2004.
2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2003.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика
/Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб: Питер, 2005.
4. Психотерапевтическая энцеклопедия/под ред. Б. Д. Карварского. – СПб: Питер, 2000.
5. Психология здоровья: учебник для вузов /под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Питер, 2003.
6. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие /Е. М. Семенова. – М. : Изд-во Инта психотерапии, 2002.
7. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения /К. Фопель. – М. : Генезис, 2002.