Татьяна Ушакова
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи
▼ Скачать +Заказ
Профилактика — это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.
Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии. Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
Публикация «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи» размещена в разделах
Большое значение в программах домашнего обучения имеет ранняя стимуляция доречевого и начального речевого развития. Она проводится поэтапно.
На первом этапе (для нормально развивающегося ребенка от 1 месяца до 3-х) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления.
На втором (4—8 месяцев) — гимнастика губ и стимуляция слухового внимания.
На третьем этапе (9—18 месяцев) — стимулируют и развивают жевание. Развивают возможность одновременного слухового восприятия ритмичных звуков и зрительного восприятия движений руки взрослого. Для этого на глазах у ребенка звонят в колокольчик. Развивают слуховое внимание и элементарную звуковую дифференцировку, а также определение звука в пространстве различными звучащими игрушками. Закрепляют связь между словом, предметом и простейшим действием. Обучают ребенка давать предмет по просьбе взрослого. По подражанию развивают интонацию просьбы. На четвертом этапе (18—36 месяцев) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи. Уже к новорожденному следует относиться как к личности; все общение с ребенком должно сопровождаться ласковым разговором. Важным условием, подготавливающим ребенка к общению, является установление контакта взглядом. При любой возможности поощряйте речевую реакцию ребенка. Если первыми ответами у ребенка являются только отдельные разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фактически становятся стержнем высказывания. Если ребенок заменяет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться.
Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребенка как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на четкости произношения, это может привести к речевому негативизму. Для развития ребенка полезно использовать различные инсценировки, превращать занятия в маленький спектакль. Важно научить ребенка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов — ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов — «да» или «нет». Затем вопросы усложняются и ребенок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто там пришел?» и т. п. В 4—5-летнем возрасте ребенок большую часть звуков должен произносить правильно. Заметив, что у него отстает развитие произношения, родители должны возбудить его интерес к звуковой стороне речи, приучать прислушиваться к речевым звукам и выделять их в простых словах. Полезно привлекать внимание ребенка к сравнению на слух правильного и неправильного произношения слова. Необходимо добиваться того, чтобы он стремился к более четкому произношению.
Ускоренный темп речи и ошибки в разговоре окружающих, стремление подделаться под детскую речь мешают детям ориентироваться в звуковом составе слов и нередко являются причиной их неправильной речи. Дети должны слышать все время правильную, неторопливую речь. Никогда нельзя в разговоре с детьми неправильно произносить слова, что делают иногда в порыве нежности взрослые, подделываясь под детскую речь, полагая, что ребенок в таких случаях лучше их: понимает. При этом дети, подражая взрослым, также начинают неправильно произносить слова.