Папки-передвижки

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Григорьева Ирина
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Нарушение письма является весьма распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в поведении учащихся. Проблеме дисграфии посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей. Однако проблема коррекции нарушений письма все еще остается актуальной, т. к. с каждым годом увеличивается количество учащихся, страдающих дисграфией. Поэтому важно не только применять коррекционные мероприятия, но и предупреждать возможные ошибки до начала школьного обучения.

Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В работах исследователей (Е. А. Логинова, Н. В. Разживина, П. К. Федотова) упоминается, что у детей с выраженной дисграфией чаще всего встречаются ошибки «анализа-синтеза» и оптические. Работая в детском саду с детьми с ОНР, наблюдая их ежедневно, часто сталкиваемся с предпосылками к проявлению разных форм дисграфии в том числе и оптической. Как известно предпосылками к возникновению оптической дисграфии могут быть трудности запоминания букв, зеркальное написание, проблемы с расположением букв в тетради: дети не видят границ клетки или строчки, затрудняются в нахождении начала работы, пропускают страницы, игнорируют строчки. Исходя из этого, можем предположить, что в школьном возрасте у них могут возникнуть трудности с овладением письменной речью.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

При оптической дисграфии у детей наблюдаются нарушения:

- зрительного анализа и синтеза;

- зрительно-моторной координации;

- неточность представлений о форме и цвете, величине предмета;

- недостаточный объем зрительной памяти;

- несформированность зрительного и пространственного восприятия и представления;

- трудности оптико - пространственного анализа;

- несформированность оптического образа буквы.

Работу по профилактике оптической дисграфии следует начинать с момента поступления детей в речевую группу и проводить до окончания дошкольного образования. В старшей группе развивать зрительное восприятие, внимание и память, а также зрительно - пространственное ориентирование, в подготовительной к школе группе работать над зрительным анализом и синтезом (особенно буквенным, над развитием графических навыков, над дифференциацией смешиваемых букв.

Очень важно, своевременно выявить и обязательно постараться устранить «опасные» предпосылки, чтобы ребёнок не успел освоить неправильные начертания букв, а значит и не ввел их «в моторную память руки».

К. Д. Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами». Мышление детей старшего дошкольного возраста носит наглядно - образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Поэтому опираясь на ведущую деятельность детей - игру, привлекая внимание к буквам важно их оживить, оречевить, превратить в друзей со своим характером, повадками соединить характер и образ, подружить, сделать их друзьями детей. Создавать положительные впечатления от встречи с буквами. Играть с детьми:

- Как, ты не помнишь, как выглядит буква Я? Она же воображалка, любит хвастаться – у неё ровная спинка, она высоко поднимает голову, отставляет ножку, смотрит на предыдущие буквы и кричит: «ЯЯЯЯ!»

Важно научить детей работать в тетради, приучить их писать слева направо, довести это до автоматизма. Научить, что каждая буква живёт в своём домике. У домика есть стены, пол и потолок. Учить детей писать буквы под диктовку элементов. Основываясь на письме слева направо, диктуем: «Первая ножка, вторая, а посередине поясок», «Прямая спинка, нашли животик, от животика – ножка и ручка - вправо к уголкам».

Для поддержания детского внимания и интереса создаем эмоционально-положительный фон на занятии - используем игровые, шуточные, сюрпризные моменты, сочиняем сказки. Учим детей наблюдать, думать, анализировать, сравнивать предметы, объяснять и делать выводы. Когда ребёнок сам проходит эту цепочку, думая, анализируя, ассоциируя, то и лучше запоминает, т. к. усвоение графического облика становится осмысленным, а не механическим.

Так как дети с ОНР входят в зону риска по возникновению оптической дисграфии, особенно моторно неловкие и с поздней латерализацией, данный вид работ включается в индивидуальные занятия, потом в подгрупповые, а затем и во фронтальную работу. Дети со значительной степенью выраженности риска к возникновению оптических ошибок продолжают работу индивидуально.

Для работы по устранению предпосылок оптической дисграфии с детьми подготовительной группы с нарушениями речи были систематизированы методы и приемы по следующим направлениям:

1. Развитие зрительного внимания, восприятия и узнавания (представление о форме и величине предметов и узнавание предметов в усложненных условиях).

- Называние недорисованных предметов.

- Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.

- Нахождение заданной фигуры среди других.

- Узнавание зашумленного изображения предметов.

- Узнавание реалистических изображений;

- Узнавание перечеркнутых изображений;

- Узнавание фигур в перевёрнутом изображении.

Использование интерактивных игр

портала «Мерсибо» «Пингвины- невидимки» (зрительное внимание);

инт/и «Буквария», задание «Перевёрнутые буквы».

Задания из букваря и рабочей тетради Е. Косиновой «Пишем вместе с логопедом».

2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

- Называние кратковременно предъявленного картинного ряда (5- 10 картинок);

- Игры: «Чего (кого) не стало?», «Что изменилось?»;

- Воспроизведение по памяти, ранее предложенных символов, цифр, букв, элементов букв, геометрических фигур и т. д;

- Выполнение буквенных и слоговых диктантов (без зрительной опоры, на слух);

Использование интерактивных игр

портала «Мерсибо» : «Разбиралка – собиралка», «Переменка» (запоминание образа предмета, «Близкие родственники» (зрительная память);

3. Развитие зрительного анализа и синтеза.

- Попросить ребенка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие скатерти. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребенок должен владеть достаточно развитым зрительным анализом.

- Предложить ребенку сложить из отдельных частей целостную картинку. Для выполнения этого задания ребенок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.

- Игры: «Найди отличия», «Собери картинку», «Найди недостающий элемент», «Танграм», «Колумбово яйцо».

Использование интерактивных игр

портала «Мерсибо» : «Загадки- заплатки» (соотнесение части и целого, «Разбитая чашка» (совмещение частей предмета);

4. Формирование и развитие пространственного восприятия и пред-ставления.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

- Обучение ориентировке в схеме собственного тела.

- Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

- Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; показать правой рукой левый глаз, левое ухо.

- Поднять голову вверх и назвать, что вверху; вниз - что внизу.

- Покажи, что находится справа, слева от тебя.

- Обучение ориентировке в окружающем пространстве.

- Упражнения в определении расположения предметов по отношению к себе.

- Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.

- Расположить предметы в пространстве по предложенной схеме.

- Самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим.

- Обучение восприятию пространственных отношений между предметами;

- Уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

- Обучение ориентировке на плоскости.

- Написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.

- Самостоятельно находить место начала записи в тетради, ориентироваться на листе;

- Следовать инструкции написания букв в тетради в обычную клетку ( высота букв: строчные - 2 клетки, заглавные- 3 клетки; ширина букв – 1 клетка, расстояние между словами – 2 клетки).

Графические диктанты, лабиринты.

Использование интерактивной игры портала «Мерсибо» «Пират и клад» (пространственное ориентирование).

5. Развитие буквенного гнозиса.

В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются различные виды заданий направленных на развитие зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу; а так же на узнавание букв в затруднё нных условиях:

- разного шрифта;

- узнавание буквы по её части;

- с наложением из разного шрифта;

- с наложением из одинакового шрифта;

- с зашумлением.

Игры: «Буквенный конструктор», «Буквенные цепочки».

Использования интерактивных игр

Инт/и «Буквария», задания: «Найди букву», «Конструктор буквы».

Для более успешной работы были разработаны и изготовлены игры- пособия: «Щенячий алфавит», «Парочки» (заглавные – строчные буквы, «Тени», «Листья (снежинки, цветочки, птички - в зависимости от времени года и пройденных букв) - близняшки».

Игры, задания и упражнения включаются в плановые фронтально - подгрупповые занятия по формированию лексико - грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по звукопроизношению для того, чтобы работа по профилактике оптической дисграфии носила систематический характер. Наблюдая за работой детей ежедневно, видя их успехи в преодолении предпосылок к возникновению данного нарушения, можно надеяться, что овладение письменной речью для данной категории детей будет более успешным, чем могло бы быть.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Дидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи «Мой, моя, мои, моё» для детей старшего дошкольного возраста Развивающая игра для развития речи – обучение правильному употреблению местоимений Мой, Моя, Моё, Мои в повседневной речи, согласованию.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД по развитию речи «Что такое доброта» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи "Что такое доброта"[/h3] Авторы: Чернявская Н. Ф., Слободянская Е. И., Гаджиева Т. А. Цель: -уточнить значение.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 12 января 2020 в 20:45
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Григорьева Ирина (УИ 2172204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД