Григорьева Ирина
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение письма является весьма распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в поведении учащихся. Проблеме дисграфии посвящено много работ отечественных и зарубежных исследователей. Однако проблема коррекции нарушений письма все еще остается актуальной, т. к. с каждым годом увеличивается количество учащихся, страдающих дисграфией. Поэтому важно не только применять коррекционные мероприятия, но и предупреждать возможные ошибки до начала школьного обучения.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В работах исследователей (Е. А. Логинова, Н. В. Разживина, П. К. Федотова) упоминается, что у детей с выраженной дисграфией чаще всего встречаются ошибки «анализа-синтеза» и оптические. Работая в детском саду с детьми с ОНР, наблюдая их ежедневно, часто сталкиваемся с предпосылками к проявлению разных форм дисграфии в том числе и оптической. Как известно предпосылками к возникновению оптической дисграфии могут быть трудности запоминания букв, зеркальное написание, проблемы с расположением букв в тетради: дети не видят границ клетки или строчки, затрудняются в нахождении начала работы, пропускают страницы, игнорируют строчки. Исходя из этого, можем предположить, что в школьном возрасте у них могут возникнуть трудности с овладением письменной речью.
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
При оптической дисграфии у детей наблюдаются нарушения:
- зрительного анализа и синтеза;
- зрительно-моторной координации;
- неточность представлений о форме и цвете, величине предмета;
- недостаточный объем зрительной памяти;
- несформированность зрительного и пространственного восприятия и представления;
- трудности оптико - пространственного анализа;
- несформированность оптического образа буквы.
Работу по профилактике оптической дисграфии следует начинать с момента поступления детей в речевую группу и проводить до окончания дошкольного образования. В старшей группе развивать зрительное восприятие, внимание и память, а также зрительно - пространственное ориентирование, в подготовительной к школе группе работать над зрительным анализом и синтезом (особенно буквенным, над развитием графических навыков, над дифференциацией смешиваемых букв.
Очень важно, своевременно выявить и обязательно постараться устранить «опасные» предпосылки, чтобы ребёнок не успел освоить неправильные начертания букв, а значит и не ввел их «в моторную память руки».
К. Д. Ушинский подметил: "Ребёнок мыслит образами». Мышление детей старшего дошкольного возраста носит наглядно - образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Поэтому опираясь на ведущую деятельность детей - игру, привлекая внимание к буквам важно их оживить, оречевить, превратить в друзей со своим характером, повадками соединить характер и образ, подружить, сделать их друзьями детей. Создавать положительные впечатления от встречи с буквами. Играть с детьми:
- Как, ты не помнишь, как выглядит буква Я? Она же воображалка, любит хвастаться – у неё ровная спинка, она высоко поднимает голову, отставляет ножку, смотрит на предыдущие буквы и кричит: «ЯЯЯЯ!»
Важно научить детей работать в тетради, приучить их писать слева направо, довести это до автоматизма. Научить, что каждая буква живёт в своём домике. У домика есть стены, пол и потолок. Учить детей писать буквы под диктовку элементов. Основываясь на письме слева направо, диктуем: «Первая ножка, вторая, а посередине поясок», «Прямая спинка, нашли животик, от животика – ножка и ручка - вправо к уголкам».
Для поддержания детского внимания и интереса создаем эмоционально-положительный фон на занятии - используем игровые, шуточные, сюрпризные моменты, сочиняем сказки. Учим детей наблюдать, думать, анализировать, сравнивать предметы, объяснять и делать выводы. Когда ребёнок сам проходит эту цепочку, думая, анализируя, ассоциируя, то и лучше запоминает, т. к. усвоение графического облика становится осмысленным, а не механическим.
Так как дети с ОНР входят в зону риска по возникновению оптической дисграфии, особенно моторно неловкие и с поздней латерализацией, данный вид работ включается в индивидуальные занятия, потом в подгрупповые, а затем и во фронтальную работу. Дети со значительной степенью выраженности риска к возникновению оптических ошибок продолжают работу индивидуально.
Для работы по устранению предпосылок оптической дисграфии с детьми подготовительной группы с нарушениями речи были систематизированы методы и приемы по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного внимания, восприятия и узнавания (представление о форме и величине предметов и узнавание предметов в усложненных условиях).
- Называние недорисованных предметов.
- Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга.
- Нахождение заданной фигуры среди других.
- Узнавание зашумленного изображения предметов.
- Узнавание реалистических изображений;
- Узнавание перечеркнутых изображений;
- Узнавание фигур в перевёрнутом изображении.
Использование интерактивных игр
портала «Мерсибо» «Пингвины- невидимки» (зрительное внимание);
инт/и «Буквария», задание «Перевёрнутые буквы».
Задания из букваря и рабочей тетради Е. Косиновой «Пишем вместе с логопедом».
2. Уточнение и расширение объема зрительной памяти.
- Называние кратковременно предъявленного картинного ряда (5- 10 картинок);
- Игры: «Чего (кого) не стало?», «Что изменилось?»;
- Воспроизведение по памяти, ранее предложенных символов, цифр, букв, элементов букв, геометрических фигур и т. д;
- Выполнение буквенных и слоговых диктантов (без зрительной опоры, на слух);
Использование интерактивных игр
портала «Мерсибо» : «Разбиралка – собиралка», «Переменка» (запоминание образа предмета, «Близкие родственники» (зрительная память);
3. Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Попросить ребенка сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга две похожие скатерти. Для нахождения всех этих довольно мелких различий ребенок должен владеть достаточно развитым зрительным анализом.
- Предложить ребенку сложить из отдельных частей целостную картинку. Для выполнения этого задания ребенок должен уметь синтезировать отдельные части в целый предмет.
- Игры: «Найди отличия», «Собери картинку», «Найди недостающий элемент», «Танграм», «Колумбово яйцо».
Использование интерактивных игр
портала «Мерсибо» : «Загадки- заплатки» (соотнесение части и целого, «Разбитая чашка» (совмещение частей предмета);
4. Формирование и развитие пространственного восприятия и пред-ставления.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
- Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.
- Показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левый глаз; показать правой рукой левый глаз, левое ухо.
- Поднять голову вверх и назвать, что вверху; вниз - что внизу.
- Покажи, что находится справа, слева от тебя.
- Обучение ориентировке в окружающем пространстве.
- Упражнения в определении расположения предметов по отношению к себе.
- Назвать предметы, фигуры, цифры по порядку в направлении слева направо, сверху вниз, снизу вверх.
- Расположить предметы в пространстве по предложенной схеме.
- Самостоятельно описать пространственное положение предмета (цифры, буквы) по отношению к другим.
- Обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
- Уточнение понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.
- Обучение ориентировке на плоскости.
- Написать определённые буквы справа или слева от вертикальной линии.
- Самостоятельно находить место начала записи в тетради, ориентироваться на листе;
- Следовать инструкции написания букв в тетради в обычную клетку ( высота букв: строчные - 2 клетки, заглавные- 3 клетки; ширина букв – 1 клетка, расстояние между словами – 2 клетки).
Графические диктанты, лабиринты.
Использование интерактивной игры портала «Мерсибо» «Пират и клад» (пространственное ориентирование).
5. Развитие буквенного гнозиса.
В процессе работы по развитию буквенного гнозиса предлагаются различные виды заданий направленных на развитие зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу; а так же на узнавание букв в затруднё нных условиях:
- разного шрифта;
- узнавание буквы по её части;
- с наложением из разного шрифта;
- с наложением из одинакового шрифта;
- с зашумлением.
Игры: «Буквенный конструктор», «Буквенные цепочки».
Использования интерактивных игр
Инт/и «Буквария», задания: «Найди букву», «Конструктор буквы».
Для более успешной работы были разработаны и изготовлены игры- пособия: «Щенячий алфавит», «Парочки» (заглавные – строчные буквы, «Тени», «Листья (снежинки, цветочки, птички - в зависимости от времени года и пройденных букв) - близняшки».
Игры, задания и упражнения включаются в плановые фронтально - подгрупповые занятия по формированию лексико - грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по звукопроизношению для того, чтобы работа по профилактике оптической дисграфии носила систематический характер. Наблюдая за работой детей ежедневно, видя их успехи в преодолении предпосылок к возникновению данного нарушения, можно надеяться, что овладение письменной речью для данной категории детей будет более успешным, чем могло бы быть.