Светлана Панина
Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетным направлением педагогической деятельности дошкольного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Дошкольное учреждение осуществляет реализацию проекта «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников дошкольных организаций города Белгорода».
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма являются одной из основных проблем в современном обществе.
Публикация «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.
Педагоги и родители, а также медицинские работники повсеместно констатируют отставание, нарушения, несоответствие нормам в развитии детей дошкольного возраста, неполноценность их здоровья.
Статистика свидетельствует о том, что увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; не организовано на должном уровне взаимодействие с лечебно-профилактическими учреждениями, родителями воспитанников по вопросам профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников; отмечен дефицит двигательной активности у детей; не обеспечено эффективное медико-педагогическое воздействие на формирование правильной осанки и предупреждения развития плоскостопия у дошкольников.
Если обратиться к истории исследования проблемы профилактики опорно-двигательного аппарата, можно отметить, что данным вопросом занимались как отечественные, так и зарубежные ученые.
В России, в начале 19 века, вопросами помощи детям с двигательными нарушениями занимался Г. И. Турнер. Ученый проводил ортопедическую коррекцию пораженных конечностей [8].
П. Ф. Лесгафт, в своем труде «Основы теоретической анатомии», рассмотрел ряд проблем, смежных с биомеханикой [8].
Значительную роль в развитии отечественной биомеханики сыграла книга профессора А. А. Ухтомского «Физиология двигательного аппарата». Автор подробно рассмотрел вопросы, посвященные механическим свойствам мышц, а также зависимость силы мышцы от анатомических и физиологических факторов [8].
Большой вклад в разработку методов лечения у детей опорно-двигательного аппарата внесла К. А. Семенова, оказывая помощь для специалистов, занимающихся лечением больных и проводя курсы по обучению различными методами профилактики [8].
Развитие правильного опорно-двигательного аппарата является одной из задач физического развития. От того, в какой степени в дошкольном возрасте формируется рациональный навык фиксации основной позы прямо стояния в единстве с слаженным формированием мускул и укреплением костно-вспомогательного агрегата, в значительной степени зависит состояние ОДА в дальнейшие годы.
К числу основных факторов нарушения опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста необходимо отнести большой процент детей с обессиленным организмом, болезни в неонатальном и более запоздалом этапе формирования ребенка, связанные с ограничением моторной активности. Это отрицательно влияет на состояние скелетных мышц и позвоночника.
По данным Л. Г. Мирхайдаровой, наибольшее число нарушений опорно-двигательного аппарата у детей связано с изменением положения плечевого пояса (осанка) [6].
Согласно сведениям И. В. Пеньковой, из числа нарушений опорно-двигательного аппарата у детей доминируют : плоская спина, плосковогнутая спина, сутуловатость, выпуклая спина, кругло вогнутая спина [9].
Согласно мнению О. В. Козыревой, к числу основных факторов подъема распространения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в последние годы необходимо отнести сокращение уровня здоровья новорожденных и осложнение экологической обстановки населения, вызвавшее понижение иммунобиологической реакции [4]. Активные формы и методы проведения тематического родительского собрания, помогающие длительное время поддерживать «живое общение» : музыкальное сопровождение; «острое блюдо»; «окно»; межсемейные конкурсы; обратная связь; минута самоанализа; работа с памятками; «слово-эстафета»; сюрпризный момент; «мозговой штурм»; «список прилагательных и определений»; «инсценирование».
Таким образом, используемые физические упражнения должны быть ординарны и доступны для исполнения детьми, не вызывать второстепенного воздействия. Проводимые физические упражнения в игровой форме должны становиться наиболее привлекательными, увеличивать эмоциональное состояние ребенка, его физические способности и устранять имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.