люция хасанзянова
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи. Занятие по дифференциации звуков и букв С-Ш
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.
В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом овладевают грамотой, не успевают за темпом класса, пишут со специфическими ошибками, и очень скоро попадают в разряд неуспевающих.
Среди таких детей чаще встречаются дети с речевыми нарушениями, понимая свой недостаток, они становятся еще и молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а это порождает неуверенность в своих силах, и учебная деятельность становится для ребенка в тягость. Возросшие требования к поступающим в первый класс детям, еще больше ухудшают положение детей с нарушением речи, так как программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение и письмо. Ведь дети с общим недоразвитием речи (ОНР) — являются особой категорией дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения письменной речи и чтению.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
На сегодняшний день под понятием дисграфия понимается - частичное специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ И БУКВ [С-Ш]
Цели:
Образовательные:
- закрепление правильного произношения их в речи
- совершенствование навыков дифференциации букв на письме
- уточнение и сравнение артикуляции звуков С -Ш
-развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов со звуками С-Ш
Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики
- развитие фонематического слуха
- развитие памяти
- развитие мышления
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе
- воспитание аккуратность при работе в тетради
- воспитание умения действовать по инструкции педагога
Оборудование:
- карточки-схемы
"V
-зеркала
- счетные палочки
-карточки с наклеенной из бархатной бумаги буквы С и Ш
План занятия : Организационный момент
Взаимное приветствие
Релаксационное упражнение «Шум леса» !. Актуализация знаний, умений и навыков
1) Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам
2) Введение в тему
П. Формирование новых понятий
1) Обоснование новой темы
2) Письмо букв в воздухе
3) Конструирование букв из счетных палочек
4) Графический диктант
5) Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
III. Формирование и применение умении и навыков
1) Развитие мышления. Подружи согласную букву с гласной. Чтение слогов и слов
2) Развитие тактильных ощущений. Игра «Что за буква»
3) Развитие фонематического слуха. Игра «Узнай звук»
4) Физкультминутки «Раз, два, три.», «Ухо-нос»
5) Звуко - буквенный анализ слов с опорой на схемы
6) Обобщение по занятию
Подведение итогов
Ход занятия
Орг. момент {релаксация "Шум леса")
Логопед: Здравствуйте, ребята! Представьте, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх).
Подул тё плый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели листья (быстро, быстро шевелим пальчиками).
Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались сосны (покачиваемся и. машем руками) Ветер затих ни шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ). Снова подул ветер.
Логопед: Скажите, пожалуйста, как шумела листва от тёплого ветерка? Ученики: Ш-Ш-Ш А когда подул холодный ветер? Ученики: С-С-С-С
I. Актуализация знаний, умений и навыков
Логопед: Молодцы, садитесь. Ребята, как вы наверное догадались сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки и буквы "С-Ш".
Характеристика звуков. Сравнение по артикуляционным и акустическим признакам
Логопед: А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука "С" Контроль в зеркало.
Виталий: Когда мы произносим звук С, губы у нас в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки.
Логопед: Молодец, правильно Виталий! Ксюша, а какая струя у нас холодная или теплая? Ксюша: Струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Логопед: Правильно. Марат, а голосовые связки у нас вибрируют или нет? Марат: Голосовые связки не вибрируют, нет голоса. Логопед: А звук С у нас какой? Глухой или звонкий? Ученики: Звук С глухой.
Логопед: Правильно. А сейчас я вам прочитаю про этот звук стихотворение. А вы внимательно слушайте. Стихотворение про звук "С" : Распластай язык пошире, Кончик к нижним зубкам ближе. Посредине языка струйку воздуха пускай.
Улыбнись и просвисти, ССС произнеси.
Логопед: А кто мне скажет, какое положение занимают наши губы, зубы и язычек, когда
мы произносим звук Ш?
Вероника: Когда мы произносим звук Ш, губы у нас округлены и слегка выдвинуты
вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх.
Логопед: Молодец, правильно. Саша, а выдыхаемая струя воздуха какая теплая или
холодная?
(Контроль рукой)
Саша: Выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Логопед: Правильно, молодец! А какой у нас звук Ш?
Шамиль: Звук Ш глухой.
Логопед: Хорошо, молодцы! А сейчас я вам прочитаю стихотворение про звук Ш
Стихотворение про звук "Ш" :
Чтобы звук красивым вышел,
Шире язычок и выше.
Сделаем из язычка
Чашечку подняв бока.
Эту чашку по бокам к верхним мы прижмём зубам,
Вот теперь над чашкой можно дуть красиво, осторожно,
Чтобы ветерок бежал, чтобы "ИГ как шёлк шуршал.
Логопед: Понравились вам стихотворения про звуки?
Ученики: Да
II. Формирование новых понятий
Логопед: А давайте подумаем, чем отличается произношение звука "С" от "Ш",
Вспомним, какими буквами на письме мы обозначаем эти звуки.
Родион: Звук С мы обозначаем буквой "ЭС"
Логопед: Правильно,
Эмиль: А звук Ш мы обозначаем буквой "ША"
Письмо букв в воздухе
Логопед: Правильно, молодцы! А теперь, ребята поднимем руки и обеими руками будем
писать звуки С и Ш в воздухе,
Логопед: Сейчас мы с вами сделаем задание «Зеркальное письмо». Откройте тетради,
возьмите в обе руки ручки. Мы вместе и правой и левой рукой будем писать букву С,
затем букву Ш.
Зеркальное письмо - обеими руками одновременно в тетрадях пишем букву С и букву III
(при выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются, глаза, руки).
Конструирование букв из палочек.
Логопед: Молодцы, у всех очень хорошо получилось. А сейчас мы с вами поиграем в игру
«Конструирование». Я вам раздам палочки, а вы с этими палочками должны написать
буквы С и Ш.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»
Логопед: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем с нашими пальчиками.
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем,
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмём
Снова в кулачки сожмём.
Разгибаем, загибаем,
Снова в кулачки сжимаем.
ПI Формирование и применение умений и навыков
Чтение слогов и слов
Давайте наши буквы С и Ш подружим с гласными. Кто мне может сказать какой нибудь
слог с этими буквами?
Виталий: Ша
Логопед: Правильно, молодец.
Алмаз: Шо и т. д.
Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас составьте с этими буквами слова
Ксюша: Слова, сок
Логопед: Молодец, хорошо
Шамиль; Шуба, шина и т. д.
Развитие тактильных ощущений (каждому ученику даётся карточка с наклеенной из
бархатной бумаги буквой).
Логопед: А сейчас мы поиграем в интересную игру «Что за буква». Я каждому дам
карточку с буквой. Вы должны будете закрыть глазки и не подглядывать, а на ощупь
определить, какая буква на вашей карточке. Назвать можно букву только тогда, когда я
прикоснусь к вашей руке.
Развитие фонематического слуха. Игра "Узнай звук"
Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай звук». Я буду называть вам слова, а вы внимательно слушаете, определяете, какой в этом слове слышится звук, и поднимаете соответствующую руку. Если услышите звук С, то поднимаете правую руку, если звук Ш то левую руку, всем задание понятно?
Ученики: Да.
Перечень слов: сад, шаль, кошка, камыш, сом, голос, мышата, лиса, шоколад, соловей,
сапог, крышка, сыр, шумит, душ, шутка, нос, стакан, штора, крошки.
Физкультминутка «Раз, два, три.»
Логопед: Ребята, давайте немножко отдохнем. Все встанем.
(Логопед вместе с ребятами выполняют упражнения)
Мы устали сочинять
Надо нам на ножки встать.
Потянуться и согнуться,
Повернуться, улыбнуться,
Захватить горстями солнца
Из оконца, из оконца.
Будем снова сочинять -
Раз, два, три, четыре, пять.
(Ребята выполняют соответствующие движения)
- Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное
ухо. Одновременно отпустите ухо и нос. хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.
Звуко - буквенный анализ слов с опорой на схемы
У каждого ученика карточки - схемы. При помощи них ученик определяет где (в начале, в середине или в конце) находится буква С или Ш и поднимает соответствующую схему.
Логопед: Ребята, сейчас я вам раздам карточки - схемы. Если буква С или Ш находятся в начале слова, то вы должны поднять первую карточку. Если буква С или Ш находятся в середине слова, то вы должны поднять вторую карточку. А если буква С или III находятся в конце, то вы должны поднять последнею карточку.
Перечень слов: Сумка, шапка, песок, шубка, седло, штаны, шарик, носок, судно, галош, миска, малыш, кокос.
Итог занятия
Логопед: Какую тему мы сегодня с вами прошли?
Ученики: Звуки и буквы «С-Ш»
Логопед: Что вам на занятие понравилось?
Ученики: Играть в игру узнай звук, выполнять задания.
Логопед: А что вам показалось сложным?
Ученики: Ничего
Логопед: Хорошо. Домашнее задание: написать предложения с буквами С и Ш.
Затем логопед благодарит всех ребят.
Логопед: Спасибо, ребята. Вы все сегодня хорошо позанимались. Спасибо всем, до
свидания. Занятие закончено.