МАРИЯ АНОЩЕНКОВА
Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г. ; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».
Публикация «Профессиональная компетентность педагога дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Одной из проблем, затрудняющих работу дошкольной образовательной организации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является недостаточный уровень профессионально-педагогической компетентности педагогов.
Педагогическая наука и практика неоднократно задавалась вопросами о том, кто такой современный педагог, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать педагог ДОО для того, чтобы создать каждому воспитаннику необходимые условия для получения дошкольного образования?
Некоторые ответы на данный вопрос можно найти в нормативных документах, таких как: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». В этих документах указана необходимость наличия у педагогов детского сада целого ряда профессиональных компетенций для осуществления им профессиональной педагогической деятельности.
Наличие у педагогов определенной системы профессионально важных компетенций по объему и содержанию должны быть адекватными профессиональной деятельности, а сама она будет образовывать систему в единстве с содержанием фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Но, каким бы ни был объем имеющихся у педагога компетенций, без практики невозможно быть готовым к разрешению конкретных, актуальных на данный момент педагогических проблем. Принимать конструктивные и компетентные решения в постоянно меняющихся социокультурных условиях. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.
Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе
Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов. На практике это проявляется следующим образом :
В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить субъекта в лице педагога, в этом заключается вся сущность педагогической работы;
многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы педагоги инициативные, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы;
некоторые педагоги ограничиваются посещением курсов повышения квалификации и профессионального мастерства. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания, умения и творческие способности.
От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.
Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с педагогами, детьми и родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.
В настоящее время востребован не просто педагог, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать и проявлять свое мастерство, свой педагогический инструмент.
Центральным компонентом компетентностной модели педагога принято считать профессионально-педагогическую деятельность как условие развития личности и формирования необходимых копетентностей. Основные трудовые действия педагога определены в профессиональном стандарте, а содержательная сторона деятельности педагога отражена в ФГОС ДО.
Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его педагогического труда.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога :
- работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;
- открытые просмотры и взаимные посещения мероприятий;
-педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость.
- активное участие в конкурса профессионального мастерства различных уровней;
- обобщение собственного педагогического опыта на методических объединениях и в интернет - пространстве;
- работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;
- организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;
- тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;
- психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.
Таким образом, современной дошкольной образовательной организации нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим становлению и развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию, самоанализу и саморазвитию. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОО, а грамотно построенная система методического сопровождения развития профессиональных компетентностей педагогических кадров приводит к сплачиванию коллектива.