Копытова Наталья
Проектные технологии в современном обществе.
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. В связи с этим происходят неизбежные изменения методов и технологий обучения на всех ступенях образования, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки сбора и анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт их ответственного выбора и ответственной деятельности. Все эти аспекты образования особенно актуальны в условиях перехода на новый федеральный образовательный стандарт, главной задачей которого является формирование личности, которая успешно использует свои знания и навыки для решения разных практических задач, встречающихся в реальной жизни. Таким образом, российская школа сейчас реализует новую модель обучения, построенную на основе современных педагогических технологий, другими словами - реализующих принципы личностно- ориентированного обучения. Поэтому большую значимость приобретает, например, метод проектов, рассматриваемый как один из компонентов целостной системы обучения. Он учит получать и пользоваться информацией, открывает возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, также позволяет по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, строить образовательную систему, в которой обучающийся является активным и равноправным участником учебной деятельности.
Публикация «Проектные технологии в современном обществе,» размещена в разделах
На мой взгляд, использование новых технологий в учебном процессе имеет следующие особенности: происходит активизация процесса обучения, реализовываются идеи развивающего и проблемного обучения, повышается темп и практическая составляющая урока, увеличивается объём самостоятельной работы учащихся и формируется метапредметность. Неудивительно, что метод проектных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одного учебного предмета в образовательной деятельности, где он не нашёл бы своё широкое применение.
С другой стороны, внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» метода проектов совместно с ИКТ технологиями кардинально меняет сам характер учебной деятельности обучающихся, а также и роль учителя. Коммуникативные возможности этих инновационных педагогических технологий существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса из-за их практической направленности.
Важно подчеркнуть, что осуществляя проектную деятельность, обучающиеся не только повышают свои общеучебные умения и навыки, но и осознают значимость коллективной работы для получения конечного результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих и исследовательских заданий. Они не на словах, а на деле чувствуют себя нужными, успешными, способными разрешать различные жизненные проблемы; аргументировано высказывать свою точку зрения, выслушивать и понимать другую, иногда, полностью противоположную своей.
Если говорить о применении метода проектов в обучении иностранному языку, то важно отметить, что метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым УМК и может быть включена в различные формы учебной деятельности на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы и по поддержке определённого лексико- грамматического уровня и по совершенствованию и углублению всех видов речевой деятельности. При этом проектное задание может рассматриваться как определённая форма адаптации материала учебника к непосредственным требованиям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям обучающихся. Таким образом, доказывается основное свойство проектной методики как педагогической технологии, реализующей личностный подход - это отношение к ученику как к личности с её потребностями, возможностями, устремлениями.
Итак, осуществление проектной деятельности в рамках внедрения ФГОС обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность, другими словами - имеет внутренний и внешний результат, а это - важные составляющие личностно- ориентированного обучения и показатели сформированности у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных.
Мы, учителя иностранного языка, давно знакомы с проектной методикой и ИКТ, т. к. почти все учебные комплекты отечественных и зарубежных издательств предлагают данные виды учебной деятельности. Но, именно в последнее время, когда осуществляется переход на новые образовательные стандарты, в полной мере видны все их преимущества. Причём, я считаю, что их надо рассматривать совместно, в связке проектная деятельность - ИКТ, где именно метод проектов является первичным и главным, а использование ИКТ – способ его сопровождения и демонстрации, такие как: «Неделя английского языка», «Рождественская открытка», книжка «The ABC», календарь природы и другие проекты.
Итак, в заключении важно подчеркнуть, что использование метода проектов помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС нового поколения, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия, на практике использовать межпредметные связи, выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащихся на каждом этапе освоения темы, тем самым осуществлять личностно- ориентированный и системно- деятельностный подходы в обучении.
Список литературы:
1. Е. С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. : Академия, 2003.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. : Народное образование, 1998 г.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897).
4. Копылова В. В. Методика проектной деятельности на уроках английского языка. М. 2003 г.
5. Мухина С. А., Соловьёва А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2004 г.