МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в современном обществе»

Ольга Махалкина
Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в современном обществе»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Дать понятие педагогической толерантности, познакомить с формами интеграции детей с особыми нуждами, отметить преимущества инклюзивного образования. Способствовать изменению общественного мнения у учителей по отношению к особым детям и детям-инвалидам.

Ход:

Публикация «Консультация для педагогов „Инклюзивное образование в современном обществе“» размещена в разделах

- Добрый день, уважаемые педагоги. Тема нашей сегодняшней встречи посвящена проблеме отношения к инклюзивному образованию в современном обществе. Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в России, актуализируют качественную трансформацию существующей государственной социальной политики в области социальной защиты прав детей, имеющих отклонения в развитии. Выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой изменения в отношении нашего общества к детям с проблемами в развитии. Это, в свою очередь, требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с ограниченными возможностями равных прав и особых условий для развития, обучение их навыкам независимости, самостоятельной жизни. При этом усиливается роль образования как института, гарантирующего права человека на самореализацию, развитие возможностей и социальную интеграцию.

До недавнего времени в обществе считалось, что образовательные потребности детей, имеющих ограничение жизнедеятельности, не могут быть удовлетворены в общеобразовательных учреждениях (ОУ). Государственная социальная политика в России была ориентирована на изоляцию людей с ограниченными возможностями здоровья, признавая наиболее благоприятными условиями для развития, обучения и воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Несмотря на накопленный в России опыт специального образования, оно зачастую приводит к социальной дискриминации особых детей, нарушению права выбора ими образовательного учреждения и формы получения образования, а также жизни и воспитания в семье.

Демократические преобразования в обществе и развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей инклюзивного или интегрированного (совместного) воспитания и обучения, нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии, при котором за каждым ребенком с особыми нуждами сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.

Существует целый ряд проблем, которые необходимо решить, переходя к инклюзивному обучению.

Среди них:

- поле социализации особых детей неоправданно ограничено и изолировано от общих жизненных условий;

- особые дети подвержены эмоциональной перегрузке, связанной с неприятием, изоляцией и насилием;

- для таких детей характерен жизненный стиль, не направленный на вклад в общество, что ограничивает их социальные связи, снижает самооценку и не способствует саморазвитию;

- общность детей с ограниченными возможностями воспринимается как иждивенческий балласт, что влечет за собой негативное отношение к ним других членов сообщества и способствует созданию негативных образцов жизненных стилей.

Всем известно о существовании понятия «интеграция». Что же такое интеграция? Интеграция – закономерный этап развития системы специального (коррекционного) образования, связанный с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, с признанием их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в различных сферах жизнедеятельности общества.

С учетом структуры дефекта каждого ребенка возможен выбор полезной и возможной для него формы (или модели) интеграции. Выделены следующие формы интеграции детей с особыми нуждами в среду нормально развивающихся сверстников:

Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных обучаются в массовых классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя - дефектолога специального класса.

Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину, на отдельные занятия) по 1-2 человека.

Временная интеграция, при которой все воспитанники специального класса вне зависимости от уровня психического и речевого развития объединяются со здоровыми сверстниками не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например на праздниках, соревнованиях, отдельных занятиях.

Полная интеграция эффективна для детей, которые по уровню психофизического развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные классы массовых школ. При этом они обязательно должны получать коррекционную помощь по месту обучения.

С точки зрения нахождения ребенка в ОУ можно выделить временную и постоянную формы интеграции. Модель постоянной интеграции предполагает воспитание и обучение ребенка с особыми нуждами в массовом ОУ на протяжении всего учебного времени.

Однако внедрению интегрированных (инклюзивных) форм специального образования препятствует неготовность ближайшего окружения ребенка с особыми нуждами принять идею совместного обучения. При этом деление людей на полноценных и неполноценных опирается, в большей степени, на устоявшиеся негативные социальные стереотипы, чем на объективные факты.

Родители здоровых сверстников опасаются, прежде всего, снижения качества образования своих детей, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса.

Родители детей с проблемами в развитии обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности.

Педагоги среди причин, вызывающих опасения, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение инклюзивного образования – отсутствие безбарьерной среды, необходимого оборудования и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов.

Стереотипы, страхи, запреты, стыд, отсутствие знаний, неверная информация – все это способствует развитию негативного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Подобное отношение присутствует на всех уровнях: у родителей, учителей, в школах, и даже у самих детей с ограниченными возможностями. Появление информации в СМИ, телепередач о таких людях, их интересах, проблемах, возможностях самореализации согласитесь, до недавнего времени являлось редкостью.

Известно, что в России накоплен немалый опыт инклюзивного образования и, в частности, формирования толерантного взаимодействия субъектов образования, не исключающий достижения специального (коррекционного) обучения и воспитания.

Несмотря на целый ряд сложностей и проблем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает положительный эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Эффективная интеграция возможна в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования, умелого сочетания принципов интеграции и профессионального воздействия в специально организованных условиях. Таким образом, интегрированное обучение детей при соответствующем ресурсном обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно- воспитательного процесса. Такой подход не только позволяет лицам с особыми потребностями обеспечить успех во взрослой жизни, но и дает реальное право выбора, предоставляет возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

Говоря о проблеме инклюзивного образования, необходимо отметить и существующую проблему толерантности, которая также стала широко освещаться в средствах массовой информации в последнее время.

Что включает в себя понятие толерантности?

(Ответы учителей).

Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Существует факт, что педагоги иногда сами интолерантно относятся к детям с ограниченными возможностями. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Толерантность выражается в готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Культура толерантности в повседневной жизни возможна только при освобождении взаимоотношений взрослых и детей от любых форм интолерантных отношений.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Таким образом, одной из задач, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере специального образования, является формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

Особо следует отметить, что среди преимуществ инклюзивного образования и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений отмечаются:

- преимущества социального характера: развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;

- преимущества психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;

- преимущества медицинского характера: подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;

- преимущества педагогического характера : рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом).

Спасибо за внимание, уважаемые коллеги. Надеюсь, наша встреча была полезной для вас, и мы постараемся быть терпимы к детям с особыми нужда

Публикации по теме:

Фотоотчет «Безопасность в современном обществе»Фотоотчет «Безопасность в современном обществе» В современном мире нас и наших детей подстерегает много неожиданных и опасных ситуаций. Поэтому в группе «Светлячок" дети и родители собрались.

Инклюзивное образование Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность качественного образования для всех детей,.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна, высшая кв. категория, почетный работник общего образования учитель-логопед Фокина Ольга Евгеньевна, 1 кв. категория.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна учитель-логопед высшей категории Фокина Ольга Евгеньевна воспитатель первой категории Перова Светлана Анатольевна.

Инклюзивное образование детей с ОВЗ Глазырина Екатерина Андреевна, высшая кв. категория, почетный работник общего образования учитель-логопед Фокина Ольга Евгеньевна, 1 кв. категория.

Инклюзивное образование как условие для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья Рождение «особого» ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в.

Инклюзивное образование: проблемы и перспективы .

Инклюзивное образование: проблемы и решение Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невыгодные стартовые условия.

Эссе «Место ребенка в современном обществе» «К ребенку полагается относиться с наибольшим почтением, то есть взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного.

Эссе на тему «Место ребенка в современном обществе» «А помните, как мы гуляли с друзьями во дворе, а не созванивались по мобильному телефону? А помните, как мы играли в футбол, а не сидели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в современном обществе»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 10:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Инклюзивное образование в современном обществе»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Махалкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД